КОНТАКТНОЕ ЛИЦО:

Зарубина Елена Владимировна

Управление национальных счетов

Федеральная служба государственной статистики

г. Москва, ул. Мясницкая 39, стр.1

Тел.: +7 (495) 607-41-41; доб. 99 240

EMAIL: Zarubina@gks.ru

0.       Предварительные условия/Предпосылки качества

0.1 Нормативная и институциональная  база

0.1.1 Ответственность за сбор, обработку и распространение статистических данных

Сбор первичных статистических данных и публикация официальной статистической информации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон)  и  Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420 (далее по тексту - Положение).

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) формирует официальную статистическую информацию о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (пункт 1 Положения).

Росстат разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики (пункт 5.2 Положения).

Документы размещены на официальном вебсайте Росстата на русском языке:

-     Закон

      

       www.rosstat.gov.ru/О Росстате/ Полномочия/ Федеральный закон
от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ

 

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/FZ282_11062021.pdf

  

-       Положение

       www.rosstat.gov.ru/О Росстате/ Полномочия/ Положение о Федеральной службе государственной статистики

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Post420_06092021.pdf

0.1.2 Обмен данными и координация работы между ведомствами, производящими данные

Положением и Законом предусматривается, что Росстат имеет право получать от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, в целях формирования официальной статистической информации (пункт 6.1 Положения, статья 5 пункт 9 Закона).

0.1.3 Конфиденциальность данных отдельных респондентов

Росстат обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации (пункт 5.16 Положения).

0.4 Управление качеством

0.4.1 Политика в области качества

Политика в области качества в Росстате основывается на Методологических положениях по организации процессов производства официальной статистической информации, утвержденных приказом Росстата от 07.12.2018 г. № 732. Документ разработан с учетом принципов официального статистического учета, установленных Законом, основополагающих принципов официальной статистики, одобренных на 68 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 января 2014 г., Типовой модели производства статистической информации (версия  5.0), подготовленной группой высокого уровня ЕЭК ООН, а также международных стандартов обеспечения качества официальной статистической информации.

1.       Достоверность

1.1 Профессионализм

1.1.1 Беспристрастность статистических данных

1.1.2 Выбор источников данных, методологии и способов распространения

Одним из принципов официального статистического учета является  рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов (Статья 4 Закона).

Росстат разрабатывает официальную статистическую методологию, которая включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, составления национальных счетов, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации и на основе которой формируется официальная статистическая информация (Статья 7 Закона).

Официальная статистическая методология должна быть научно обоснованной, соответствовать международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытой и доступной (Статья 4 Закона).

Распространение официальной статистической информации Росстатом осуществляется путем опубликования в официальных изданиях, СМИ и размещения для всеобщего и бесплатного доступа на официальном веб-сайте Росстата: https://rosstat.gov.ru/

1.1.3 Комментарии по поводу ошибочной интерпретации и неправильного использования статистических данных

В случае неверного толкования или неправильного использования статистических данных Росстат может направить опровержение в СМИ, допустившее искажение официальной статистической информации, для дальнейшего опубликования.

1.2 Транспарентность /Прозрачность

1.2.2 Внутригосударственный доступ к статистическим данным до их выпуска

К данным до их публикации отсутствует доступ правительственным органам.

1.2.3 Указание авторства статистической продукции

Данные публикуются без комментариев со стороны министерств.

1.2.4 Предварительное уведомление о существенных изменениях в методологии, исходных данных и статистических методах

Анонсы и комментарии о существенных изменениях в методологии, исходных данных и статистических методах публикуются на официальном сайте Росстата, а также размещаются в социальных сетях.

1.3 Этические нормы

1.3.1 Нормы поведения персонала

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудники Росстата придерживаются норм поведения, установленных Кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Росстата.

Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются обязанности государственных служащих, связанные с соблюдением служебного поведения (Статья 15).

2.       Методология

2.1 Концепции и определения

2.1.1. Концепции и определения

•  Аналитическая основа: Годовые и квартальные данные национальных счетов разрабатываются в соответствии с СНС 2008 года.

•  Определение: ВВП представляет собой стоимость товаров и услуг, используемых в отчетном периоде для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. Экономические операции, на основе которых формируется ВВП, включают регистрируемые операции, а также скрытую и неформальную деятельность. Нелегальная экономическая деятельность в состав ВВП не включается.

2.2 Охват

2.2.1. Охват

2.2.1.1. Охват данных

•   Охват операций: Включаются все виды операций, предусмотренных СНС-2008.

•   Российская система национальных счетов включает следующие счета и таблицы:

(a) добавленная стоимость и ВВП по отраслям экономики в текущих и постоянных ценах;

(b) компоненты ВВП по расходам в текущих и постоянных ценах;

(c) счет образования доходов;

(d) счет распределения первичных доходов;

(e) счет вторичного распределения доходов;

(g) счет использования доходов;

(h) счет операций с капиталом;

(i) счета остального мира;

(j) счет переоценки;

(k) счет других изменений в объеме основного капитала;

(l) финансовый счет;

(m) баланс активов и пассивов в части основного капитала и финансовых активов и обязательств.

Счета классифицируются по институциональным секторам.

Росстат также разрабатывает ежегодный валовой региональный продукт по отраслям экономики, а также  счет образования доходов и оценки фактического конечного потребления домашних хозяйств на территории субъектов Российской Федерации для каждого из 87 субъектов Российской Федерации.

Следующие дополнительные счета и таблицы составляются регулярно:

(a) Ежеквартальная валовая добавленная стоимость и ВВП в текущих и постоянных ценах по отраслям экономики;

(b) Ежеквартальные компоненты ВВП по расходам в текущих и постоянных ценах;

(c)  Ежеквартальный счет образования доходов;

(d) Ежегодные таблицы ресурсов и использования товаров и услуг.

Границы производства - в соответствии с СНС 2008 года. Следующие пункты находятся в пределах измерения выпуска:

(a) Производство товаров для собственного конечного потребления;

(b) Исследования и разработки за собственный счет;

(c) Выпуск товаров для формирования собственного основного капитала;

(d) Поиск полезных ископаемых;

(e) Производство зрелищных программ, литературных и художественных произведений;

(f) Производство компьютерных программ.

Граница активов находится в соответствии с СНС 2008 года. Следующие пункты включены в границы активов:

(a) Активы, связанные с обороной и обеспечением безопасности;

(b) Результаты научных исследований и разработок;

(с) Ценности;

(d) Незавершенное сельскохозяйственное производство;

(e) Поиск полезных ископаемых;

(f) Программное обеспечение;

(g) Оригиналы художественных произведений.

Исторические памятники не включены в границы активов.

Географический охват: Включается вся территория страны

Следующие позиции включены как часть российской экономики для составления национальных счетов:

(а) Территориальные анклавы в остальной части мира (например, посольства);

(b) Свободные зоны / хранилища на таможенных складах / фабрики, используемые оффшорными предприятиями при таможенном контроле;

(c) Рабочие, работающие часть года в другой стране.

2.2.1.3 Неучтенная деятельность

Неучтенная деятельность: Включаются оценки скрытой и неформальной деятельности.

Росстат выполняет оценки, охватывающие законную деятельность, предпринятую в ненаблюдаемой экономике. Эта деятельность включает в себя в широком понимании действия, данные о которых не включены в отчеты или - заниженные данные производственных единиц для уклонения от уплаты налогов и административного контроля. Она также охватывает занижение данных из-за неточностей в формальном процессе сбора данных.

Процесс оценки основан на балансовом методе и использовании данных из косвенных источников.

Наибольшие масштабы ненаблюдаемой экономики характерны для следующих отраслей экономики: операции с недвижимым имуществом, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство.

Ненаблюдаемая экономика в сфере операций с недвижимым имуществом представляет собой оценку услуг по проживанию в собственном жилье, производимую методом пользовательских расходов (user cost approach).

Выпуск сельскохозяйственной продукции, произведенной домашними хозяйствами, оценивается на основании данных о производстве продукции в натуральном выражении и данных о ценах реализации этой продукции.

Вычисление данных по розничной торговле основано на проведении статистического наблюдения за некорпоративным сектором торговли (рынками и индивидуальными предпринимателями), которое дает информацию относительно средней выручки на одного торговца, и собственно ненаблюдаемой деятельностью - объемами занижения торгового оборота. Объем занижения устанавливается путем использования различного вида сопряженной информации для нахождения его доли в обороте розничной торговли.

Ненаблюдаемая деятельность хозяйствующих субъектов в строительстве по незарегистрированным экономическим операциям определяется путем косвенной оценки объемов индивидуального жилищного и дачного строительства и ремонта жилья, основанной на данных о затратах населения на приобретение строительных материалов.

Затраты индивидуальных предпринимателей на строительство зданий и сооружений рассчитываются на базе данных, полученных в рамках сплошного обследования.

Корректировка ВВП на ненаблюдаемую экономику составляет порядка 13-14 процентов.

2.3 Классификация/разбивка по секторам

2.3.1. Классификация/ разбивка по секторам

•              Системы классификации:

   Операции, потоки и институциональные сектора - в соответствии с СНС 2008 года;

   Конечное потребление домашних хозяйств -  по Классификации индивидуального потребления по целям (COICOP).

   Конечное потребление органов государственного управления - по Классификации функций органов государственного управления (COFOG).

   Внешняя торговля - по ТН ВЭД, разработанной на основе международной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

   Отрасли -   данные за 2002-2010 гг. - в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2007), гармонизированным со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (NACE Rev.1.1), начиная с данных за 2011 г.- в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2), гармонизированным со Статистической классификацией видов экономической деятельности, гармонизированным со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (NACE Rev.2.).

   Товары и услуги - до 2008 года на основе национальной классификации, данные  за 2008-2016 годы -  на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2007), гармонизированного со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002/CPA 2002). Начиная с данных за 2017 год – на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), гармонизированного со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008/CPA 2008).

•              Соотношение с международными руководящими документами:

-      Конечное потребление домашних хозяйств: по классификации индивидуального потребления по целям (COICOP).

-      Конечное потребление органов государственного управления: в соответствии с  Классификацией функций органов государственного управления (COFOG).

-      Учет потребления косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (FISIM): с расчетов за 2007г. потребление FISIM распределено по пользователям (институциональным секторам и видам экономической деятельности).

Основа регистрации: в соответствии с СНС 2008 года.

2.4 Основа учета

2.4.1. Стоимостная оценка

-  конечное потребление домашних хозяйств оценивается по рыночным ценам;

-  конечное потребление органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства - по затратам;

-  валовое накопление основного капитала - по ценам приобретения;

-  импорт и экспорт оценен f.o.b. в соответствии со статистикой платежного баланса;

-  промежуточное потребление – по ценам приобретения;

-  выпуск для собственного использования оценен в эквивалентных рыночных ценах (кроме проживания в собственном жилище).

2.4.2. Основа учета

Время регистрации: Начиная  с данных за 2019 год, все операции  регистрируется на основе метода начислений. Данные по сектору государственного управления до 2019 г. основывались на данных, составленных кассовым методом.

3.       Точность и надежность

3.1 Исходные данные

3.1.1. Программы сбора исходных данных

Производственный метод: исходные данные складываются из комбинации обследований предприятий (ежегодные и ежеквартальные) и данных из административных источников. Процесс компиляции в большой степени зависит от данных обследования предприятий. Административные данные включают, прежде всего, данные Отчета об исполнения бюджета и данные бухгалтерской отчетности государственных учреждений.

Обследования предприятий: ежегодные, ежеквартальные и месячные обследования охватывают все крупные и средние предприятия и выборку малых предприятий. Они охватывают все области, края и республики в Российской Федерации. Обследования проводятся на уровне предприятий, а также предусматривают сбор информации по подразделениям предприятий, расположенным на других территориях. Эти данные требуются, чтобы осуществить региональные оценки ВРП.

Обследование малых предприятий осуществляется на выборочной основе, охватывает приблизительно 20 процентов от их общего объема, и осуществляется с использованием многомерного расслоенного случайного отбора с простой оценкой показателей по среднему в слое на единицу.

Обследования предприятий обеспечивают получение всесторонних данных относительно текущих операций предприятий,  достаточных для составления счета производства. Они охватывают более 60 процентов от валовой добавленной стоимости.

Регистр предприятий: основой выборки для обследований является статистический регистр. Статистический регистр Росстата представляет собой систему статистического учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, филиалов, представительств и других обособленных подразделений юридических лиц.

Росстат ведет статистический регистр на базе научно-обоснованной методологии с использованием национальных и международных стандартов в области статистики.

Административные данные регистра обновляются постоянно на основании информации о государственной регистрации организаций, которую осуществляет Федеральная налоговая служба, и содержат более 4 миллиона организаций и примерно столько же индивидуальных предпринимателей. Организации, которые официально ликвидированы, удаляются из регистра; регистр включает неактивные предприятия.•         

 Обследование бюджетов домашних хозяйств: Росстат проводит на постоянной основе Выборочное  обследование бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ), с использованием двухступенчатой стратифицированной вероятностной (случайной) выборки. Основой выборки является территориальная выборка многоцелевого назначения (ТМВН) на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года. Единицей наблюдения является домашнее хозяйство. Обследованием охвачено 48 тыс. домашних хозяйств (ежеквартально) во всех субъектах Российской Федерации. Институциональные домохозяйства исключены из состава генеральной совокупности при отборе.

Данные собираются посредством ведения дневника и журнала домохозяйствами и ежеквартального опроса домашних хозяйств. Данные, собранные посредством дневника и журнала, включают данные относительно покупок потребительских товаров и услуг, потребленной продукции собственного производства и текущих трансфертов. Данные, полученные из ежеквартального опроса, включают сведения о составе домохозяйства, занятости членов домохозяйства, получении ими различных дотаций и льгот, затрат на ведение производственной деятельности, обязательных платежах и финансовом положении домохозяйства; по окончании года дополнительно проводится опрос о наличии предметов длительного пользования и запасах продуктов питания.

Уровень отказов домохозяйств от участия  в обследовании  располагается между 15-20 процентами от объема выборки; однако, отказы компенсируются заменой домохозяйств из резервного списка, этим обычно достигается окончательный уровень ответов, близкий к 100 процентам. Метод замены гарантирует отсутствие систематической погрешности, обусловленной заменой домохозяйств, отказавшихся  от участия  в обследовании. Проблемной областью обследования является более высокий уровень отказа от участия в нем домохозяйств с высоким уровнем дохода.

• Источники административных данных: Данные об операциях сектора государственного управления поступают из Федерального казначейства. Начиная с данных за 2019 г., расчет выполняется на основе данных бюджетной (бухгалтерской)  отчетности, которая охватывает данные государственных бюджетных и автономных учреждений федерального правительства,  региональных и местных органов власти, внебюджетных фондов. Для разработки данных за более ранние периоды  в качестве основного информационного источника использовались отчеты об исполнении бюджетов всех уровней.

• Статистика платежного баланса поступает от Центрального Банка России (ЦБР). Оценки внешней торговли в статистике платежного баланса обычно корректируются ЦБР. Детальная статистика внешней торговли Федеральной таможенной службы широко не используется в процессе составления национальных счетов, хотя агрегированные индексы средней цены и физического объема по товарным группам используются для оценок в постоянных ценах экспортных и импортных товаров.

•  Метод использования доходов:

Информационная база для расчетов агрегатов ВВП основана на следующих данных:

•  Расходы на конечное потребление домашних хозяйств - данные об объеме оборота розничной торговли, об объеме платных услуг населению, бюджетные обследования домашних хозяйств, данные платежного баланса по статье "поездки".

• Расходы на конечное потребление органов государственного управления – данные  бюджетной (бухгалтерской)  отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений федерального правительства,  региональных и местных органов власти, внебюджетных фондов.

• Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства - статистическое обследования некоммерческих организаций.

• Валовое накопление основного капитала - статистическое обследование инвестиций в основной капитал, данные о поголовье и ценах реализации животных основного стада.

• Изменение запасов материальных оборотных средств - данные  статистических обследований крупных и средних  предприятий о наличии запасов по видам.

• Экспорт и импорт товаров и услуг - данные платежного баланса, данные ФТС.

Данные распространяются на квартальной основе в миллионах российских рублей в текущих и постоянных ценах (базовым периодом для 2011-2016 гг. является 2011 год, начиная с 2017 года- 2016год.).

Квартальные данные рассчитываются как производственным методом, так и методом использования доходов, и охватывают всю экономику Российской Федерации. Данные по ВВП в текущих и постоянных ценах распространяются в разбивке по основным категориям расходов:

1.   конечное потребление, отдельно по:

i.  расходам домашних хозяйств,

ii. расходам государственного управления и

iii.   расходам некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

 

2.  валовое накопление основного капитала и изменение запасов;

3.  экспорт и импорт.

В связи с тем, что основным методом расчета ВВП является производственный, разбивка ВВП по категориям расходов включает статистическое расхождение, представляющее разницу между ВВП, рассчитанным производственным методом и методом использования доходов.

Источниками данных являются регулярные квартальные отчеты предприятий, административные данные и платежный баланс. Отчеты собираются от всех крупных и средних предприятий Российской Федерации. Данные по малым предприятиям рассчитываются на основе квартальных выборочных обследований, охватывающих 20% их числа.

Крупные и средние предприятия определяются как предприятия с численностью работающих более 100 человек и доходом от  предпринимательской деятельности свыше 800 млн. рублей.

Малые предприятия определяются как предприятия:

•   с суммарной долей участия государства, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не выше 25 %,

•   с суммарной долей участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не более 49%,

•   с численностью работников 100 человек или менее и доходом от  предпринимательской деятельности до 800 млн. рублей.

Квартальные оценки представляются в сезонно скорректированной и не скорректированной форме. Оценки данных с исключением сезонного и календарного факторов осуществлены с использованием программы "DEMETRA 2.2".

 

3.3 Статистические методы

3.3.2 Другие статистические процедуры

•   Производственный метод: публикация данных о выпуске, промежуточном потреблении, добавленной стоимости осуществляется на уровне 2 знаков Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Услуги по проживанию в собственном жилье: оценивается методом пользовательских расходов  как сумма затрат на содержание и ремонт жилья, налогов, прибыли, потребления основного капитала.

•  Незавершённое производство: Данные, полученные из обследований предприятий, используются для оценки выпуска крупных строительных проектов, охватывающих больше, чем один отчетный период. Оценки леса на корню, домашнего скота производятся на основе данных отраслевых статистик.

•  Корректировка изменения запасов: Оценки изменения материальных запасов производятся по данным обследования крупных и средних предприятий. Оценки изменения материальных оборотных средств скорректированы на доход от увеличения стоимости активов как результат повышения цен.

•  Потребление основного капитала: используется метод непрерывной инвентаризации запасов для оценки потребления основного капитала.

Индексы физического объема ВВП рассчитываются исходя из цен предыдущего года. Данные о ВВП и его компонентах в постоянных ценах базисного периода исчисляются на основе сцепления (перемножения) индексов физического объема к соответствующему периоду предыдущего года.

В качестве базисного периода,  начиная с данных за 2011 г., используется 2016 год.

При пересчете динамических рядов в цены базисного года  ВВП и его компоненты экстраполируются автономно по каждому показателю с помощью соответствующих цепных индексов физического объема. При этом возникает расхождение между суммой компонентов и ВВП в целом, а также между величиной каждого компонента и суммой составляющих его элементов. Причиной расхождения являются изменения в структуре весов по мере удаления от базисного года.

• Счет производства: Методы, используемые для получения оценки в постоянных ценах (классификация видов экономической деятельности).

• Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;

• Растениеводство и животноводство: экстраполяция по индексу физического объема выпуска сельскохозяйственной продукции;

•  Охота, отлов и отстрел диких животных: дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на услуги;

• Лесоводство и лесозаготовки: дефлятирование с использованием индекса цен производителей по соответствующим видам деятельности;

• Рыболовство, рыбоводство: дефлятирование с использованием индекса цен производителей по соответствующим видам деятельности;

•  Добыча полезных ископаемых: экстраполяция с использованием индекса промышленного производства;

• Обрабатывающие производства: экстраполяция с использованием индекса промышленного производства;

• Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха: экстраполяция с использованием индекса промышленного производства;

• Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений: экстраполяция с использованием индекса промышленного производства;

• Строительство: дефлятирование с использованием индекса-дефлятора на строительно-монтажные работы.

• Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов:

• Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт: дефлятирование с использованием индексов потребительских цен на соответствующие виды товаров и услуг;

• Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами: экстраполяция с использованием индекса физического объема оборота оптовой торговли;

• Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами: экстраполяция с использованием индекса физического объема оборота розничной торговли;

•  Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания:

Деятельность гостиниц: дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на услуги гостиниц и прочих мест проживания;

Деятельность предприятий общественного питания: экстраполяция с использованием индекса физического объема оборота общественного питания;

•   Транспортировка и хранение:

• Грузовой транспорт- экстраполяция с использованием индекса изменения грузооборота соответствующих видов транспорта (тонно-километров);

• Пассажирский транспорт- экстраполяция с использованием индекса изменения пассажирооборота соответствующих видов транспорта (пассажиро-километров);

• Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма: дефлятирование с использованием индекса цен на туристические услуги;

• Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность для юридических лиц: дефлятирование с использованием индекса цен на услуги связи, оказанные юридическими лицам;

• Для физических лиц: дефлятирование с использованием индекса цен на услуги связи, оказанные физическим лицам;

•  Деятельность финансовая:

Прямые услуги банков: дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на товары и услуги;

Услуги финансового посредничества, измеряемые косвенным образом (FISIM): дефлятирование объемов размещенных и привлеченных средств в отчетном периоде с использованием индекса потребительских цен и их умножения на цену FISIM в базисном периоде.  Цена FISIM по размещенным средствам определяется как разница между среднегодовой фактической ставкой по размещенным средствам и среднегодовой базисной ставкой, по привлеченным средствам – как разница между среднегодовой базисной ставкой и среднегодовой фактической ставкой по привлеченным средствам;

• Страховая деятельность: дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на услуги страхования;

• Деятельность по операциям с недвижимым имуществом: дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на товары и услуги;

• Аренда и лизинг: дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на товары и услуги;

Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги; деятельность в области информационных технологий:  дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на услуги;

• Научные исследования и разработки: дефлятирование по индексу потребительских цен на товары и услуги;

Деятельность в области права и бухгалтерского учета; деятельность головных офисов, консультирование по вопросам управления; деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа; деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка: дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на услуги;

• Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение: дефлятирование по индексу заработной платы на одного занятого, индексу потребительских цен, дефлятору по потреблению основного капитала

• Образование: рыночные услуги - дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на услуги образования, нерыночные услуги - экстраполяция с использованием количественных индикаторов;

• Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг: рыночные услуги - дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на услуги здравоохранения, нерыночные услуги - экстраполяция с использованием количественных индикаторов;

• Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг: дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на бытовые услуги;

• Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений, деятельность общественных организаций: рыночные услуги - дефлятирование с использованием индекса потребительских цен на соответствующие услуги, нерыночные услуги - дефлятирование по индексу заработной платы на одного занятого, индексу потребительских цен, дефлятору по потреблению основного капитала.

Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения: дефлятирование с использованием индексов потребительских цен на соответствующие виды услуг;

•  Метод использования доходов:

Производятся следующие корректировки:

 • Корректировка данных об обороте розничной торговли и объеме платных услуг населению на стоимость товаров и услуг, не использующихся в конечном потреблении  домашних хозяйств, а также на стоимость товаров, поступивших домашним хозяйствам не через торговые организации –резиденты,   и услуг, не включенных в объем платных услуг населению;

 • Досчет объема инвестиции в основной капитал на стоимость военной техники длительного пользования, стоимость результатов научно-исследовательских разработок, корректировки на изменение стоимости животных основного стада;

•  Корректировка стоимости изменения запасов материальных оборотных средств на величину холдинговой прибыли.

Процедура оценки: все компоненты ВВП, рассчитанного методом использования доходов, получены независимо.

 • Расходы на конечное потребление домашних хозяйств оценены для групп товаров и услуг в классификации COICOP. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств оценены с использованием детальных данных розничных продаж и результатов обследований бюджетов домашних хозяйств.

Расходы резидентов за границей включены в расходы на конечное потребление домашних хозяйств, расходы нерезидентов во внутренней экономике исключены. Это соответствует статистике платежного баланса.

 •  Расходы на конечное потребление государственного управления состоят из категорий затрат в разрезе функциональной классификации бюджета.

 •  Сельскохозяйственное производство для собственного конечного потребления включено в оценки. Оно получено как баланс между ресурсами продукции в домашних хозяйствах, включая собственное производство и использованием этой продукции на промежуточное потребление, продажи, изменение запасов.

 • Данные по товарам и услугам, поступившим домашним хозяйствам в натуральном виде, получены из обследований предприятий и данных о гуманитарной помощи.

 • Валовое накопление основного капитала рассчитано на основе данных обследования инвестиций, которое собирает информацию относительно строительства зданий и сооружений, а также закупок машин и оборудования. Эти данные сравниваются с оценками, полученными методом товарных потоков, используя данные о производстве и импорте.

• Данные об изменении материальных оборотных средств получены из специальных обследований запасов материальных оборотных средств по видам. Оценки скорректированы на холдинговую прибыль.

• ВВП методом использования доходов: Методы, используемые для получения оценок в постоянных ценах

• Расходы на конечное потребление домашних хозяйств: дефлятирование по ИПЦ по группам товаров и услуг в соответствии с COICOP.

• Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства: экстраполяция по индексам численности занятых.

• Расходы на конечное потребление государственного управления:

-        метод «двойного дефлятирования» на основе данных об индексе заработной платы на одного занятого в секторе государственного управления по видам экономической деятельности, а также ИПЦ и дефлятора по потреблению основного капитала;

-        экстраполяция по количественным индикаторам (число учащихся, число посещений врачей, число койко-дней и т.п., характеризующим изменение физического объема услуг (образование, здравоохранение, социальное обслуживание)

•  Валовое накопление основного капитала: дефлятирование по индексу цен на продукцию инвестиционного характера;

• Изменение запасов материальных оборотных средств: дефлятирование по индексам цен производителей в промышленности и сельском хозяйстве;

• Экспорт и импорт товаров: дефлятирование по индексам цен и индексам курса доллара США;

•  Экспорт и импорт услуг: поездки: дефлятирование по специально разрабатываемому дефлятору; остальные виды услуг: дефлятирование по индексам курса доллара США  и ИПЦ.

  Базовый год и цикл обновления:

•  Базовый год:

Базовый год для динамического ряда 2011-2016.: 2011год.

 •   Базовый год для динамического ряда, начиная с 2011г., 2016  год.

 • Циклы обновления для квартальных данных:

Кварталы года n - 2 раза в году n;

Кварталы года (n-1) - 1 раз в году n;

Кварталы года (n-2) - 1 раз в году n;

Кварталы года (n-3) - 1 раз в году n.

СверкаВ связи с тем, что основным методом расчета ВВП является производственный, разбивка ВВП по категориям расходов включает статистическое расхождение, представляющее разницу между ВВП, рассчитанным производственным методом и методом использования доходов. Статистическое расхождение между заключительными оценками ВВП по видам деятельности и компонентам использования доходов составляет в среднем менее двух процентов ВВП.

Квартальные данные пересматриваются под годовые оценки с использованием уточненной информации.

  • Сезонная корректировка: ежеквартальные оценки ВВП в целом представляются в сезонно скорректированной и не скорректированной форме. Оценки данных с исключением сезонного и календарного факторов осуществлены с использованием программы "DEMETRA 2.2".
  • Географические данные: по 87 регионам РФ и 8 федеральным округам на годовой основе разрабатываются следующие показатели:
  • Валовой региональный продукт;
  • Фактическое конечное потребление на территории субъекта Российской Федерации;
  • Оплата труда наемных работников;
  • Валовая прибыль;
  • Чистые налоги на производство.
  • Прочее:

Динамические ряды: Последовательные динамические ряды ежегодных и ежеквартальных оценок ВВП доступны с 1995г. Динамические ряды ежегодных и ежеквартальных оценок добавленной стоимости по видам экономической деятельности (ОКВЭД) доступны с 2011г.

Данные, начиная с 2011 года содержат изменения, связанные с внедрением международной методологии оценки жилищных услуг, производимых и потребляемых собственниками жилья; оценкой потребления основного капитала исходя из его текущей рыночной стоимости; согласованием  данных об экспорте и импорте  с данными платежного баланса, разработанного по методологии 6 издания "Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" (РПБ6); актуализацией данных по итогам разработки базовых таблиц "Затраты-выпуск" за 2011 и 2016 годы, включением оценки услуг домашних работников (домашней прислуги), а также  внедрением положений СНС 2008 года относительно учета результатов научных исследований и разработок и систем вооружения. Оценки до 2011г. не пересматривались и не сопоставимы с данными за более поздние периоды.

Пересмотры: предварительный набор ежегодных оценок распространяется в последний рабочий день месяца, следующего за окончанием периода и окончательный набор - через 24 месяца после окончания периода. Первый набор предварительных ежеквартальных оценок произведенного ВВП распространяется через 50 -56 рабочих дней после окончания периода, а пересмотренный - через 64-70 рабочих дней после окончания периода. Первые ежеквартальные оценки ВВП методом расходов и методом доходов распространяются через 64-70 календарных дней после окончания периода. Набор ежеквартальных оценок календарного года окончательно формируется через 27 месяцев (1-я декада апреля)  после окончания данного календарного года.

3.4 Проверка / валидация данных

3.4.3. Оценка расхождений и иных проблем в выходных статистических данных

В связи с тем, что основным методом расчета ВВП является производственный, разбивка ВВП по категориям расходов включает статистическое расхождение, представляющее разницу между ВВП, рассчитанным производственным методом и методом использования доходов. Статистическое расхождение между заключительными оценками ВВП по видам деятельности и компонентам использования доходов составляет в среднем менее двух процентов ВВП.

4.       Практическая пригодность

4.1 Периодичность и своевременность

4.1.1. Периодичность

Ежеквартально

4.1.2. Своевременность

В течение 3 месяцев после окончания отчетного квартала

4.2 Согласованность

4.2.1. Внутренняя согласованность

В связи с тем, что основным методом расчета ВВП является производственный, разбивка ВВП по категориям расходов включает статистическое расхождение, представляющее разницу между ВВП, рассчитанным производственным методом и методом использования доходов. Статистическое расхождение между заключительными оценками ВВП по видам деятельности и компонентам использования доходов составляет в среднем менее двух процентов ВВП.

Квартальные данные пересматриваются под годовые оценки с использованием уточненной информации.

4.2.2. Временная согласованность

  •          Динамические ряды: Последовательные динамические ряды ежегодных и ежеквартальных оценок ВВП доступны с 1995 г. Динамические ряды ежегодных и ежеквартальных оценок добавленной стоимости по видам экономической деятельности (ОКВЭД2) доступны с 2011 г.

Данные, начиная с 2011 года содержат изменения, связанные с внедрением международной методологии оценки жилищных услуг, производимых и потребляемых собственниками жилья; оценкой потребления основного капитала исходя из его текущей рыночной стоимости; согласованием  данных об экспорте и импорте  с данными платежного баланса, разработанного по методологии 6 издания "Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" (РПБ6); актуализацией данных по итогам разработки базовых таблиц "Затраты-выпуск" за 2011 и 2016 годы,  включением оценки услуг домашних работников (домашней прислуги), а также  внедрением положений СНС 2008 года относительно учета результатов научных исследований и разработок и систем вооружения. Оценки до 2011г. не пересматривались и не сопоставимы с данными за более поздние периоды.

4.2.3. Согласованность между секторами и различными областями

Данные национальных счетов могут быть проверены пользователями, используя данные платежного баланса,  бюджетную (бухгалтерскую) отчетность бюджетных и автономных учреждений и данные отраслевой статистики.

4.3 Пересмотр данных

4.3.1. Календарь пересмотра/обновления данных

Данные являются предварительными при первом распространении. Данные обозначены как предварительные в пресс-релизах и публикациях, распространяемых Росстатом.

План распространения предварительных и пересмотренных оценок статистики национальных счетов публикуется Росстатом в начале календарного года как часть Плана (перечня) статистических работ. Данные пересматриваются пять раз.

Предварительные данные годовых оценок распространяются в последний рабочий день месяца, следующего за окончанием отчетного периода; окончательные данные публикуются через 24 месяца после окончания отчетного периода.

Первый набор предварительных квартальных оценок распространяется через 50-56 рабочих дней после окончания отчетного периода и пересматриваются через 64-70 рабочих дней после окончания отчетного периода. Набор квартальных оценок для данного календарного года в окончательной форме распространяется через 27 месяцев (1 декада апреля) после окончания данного календарного года.

4.3.2. Обозначение (идентификация) предварительных и/или пересмотренных данных.

Данные обозначены как предварительные в пресс-релизах и публикациях, распространяемых Росстатом.

5.       Доступность

5.1 Данные

5.1.1. Статистическое представление

Данные распространяются на квартальной основе в миллионах российских рублей в текущих и постоянных ценах (базовым периодом для 2011-2016 гг. является 2011 год, начиная с 2017 года- 2016 год).

Квартальные данные рассчитываются как производственным методом, так и методом использования доходов, и охватывают всю экономику Российской Федерации.

Данные по ВВП в текущих и постоянных ценах распространяются в разбивке по основным категориям расходов:

1.            конечное потребление, отдельно по:

i.            расходам домашних хозяйств,

ii.           расходам государственного управления и

iii.          расходам некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

 

2.            валовое накопление капитала и изменение запасов;

3.            экспорт и импорт.

Квартальные оценки представляются в сезонно скорректированной и не скорректированной форме. Оценки данных с исключением сезонного и календарного факторов осуществлены с использованием программы "DEMETRA 2.2".

Разбивка ВВП по регионам также доступна в ежегодной публикации "Национальные счета России" и на веб-сайте Федеральной службы государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/folder/124102

5.1.2. Средства и формат распространения

Ежемесячный бюллетень

«Социально-экономическое положение России»

Другое

Ежегодный статистический сборник «Национальные счета России»

5.1.3. Календарь выпуска данных

Даты выпуска данных на последующие четыре месяца публикуются на веб-сайте Росстата: https://rosstat.gov.ru/publications-plans

5.2. Метаданные

5.2.1. Распространение документации о концепциях, статистическом охвате, классификациях, основе учета, источниках данных и статистических методах

Методология расчета конкретных показателей национальных счетов опубликована в сборнике «Национальные счета России": https://rosstat.gov.ru/folder/124102

Данные одновременно распространяются всем пользователям через веб-сайт Федеральной службы государственной статистики:  https://rosstat.gov.ru/  и ежемесячный бюллетень Федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение России», который также можно найти на вышеуказанном веб-сайте.

5.2.2. Уровень детализации распространяемых данных

Разбивка ВВП по регионам доступна в ежегодной публикации «Национальные счета России» и на официальном веб-сайте Федеральной службы государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/folder/124102

 

Россия. Специальный Стандарт Распространения Данных
Copyright © Федеральная служба государственной статистики