Потребительские ожидания в России
во
II квартале 2020 года

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за II квартал 2020 года (опрос респондентов проводился в мае 2020 г., подробнее смотреть в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. снизился на 19 процентных пунктов и составил (-30%). За период с I квартала 2014 г. самое низкое значение индекса (-32%) было отмечено в I квартале 2015 года. Значение индекса равное (-30%) зарегистрировано в I квартале 2016 г. и  во II квартале 2020 года.

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. снизился на 15 процентных пунктов и составил (-20%).

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих  12-ти месяцев,  во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. уменьшилась до 18% (в I квартале 2020 г. доля составила 20%). Доля негативных оценок возросла до 45% (в I квартале 2020 г. – 27%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась до 34% (в I квартале 2020 г. – 50%).

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу по возрастным группам во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. снизился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) и лиц среднего возраста (30-49 лет) на 17 процентных пунктов по каждой группе, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 13 процентных пунктов. 

 

3. Индекс  произошедших  изменений  в  экономике  России  во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. сократился на 37 процентных пунктов и составил (-49%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. снизилась на 10 процентных пунктов и составила 5%. Доля отрицательных оценок увеличилась до 74% против 34% в I квартале 2020 года. Доля нейтральных оценок уменьшилась на 29 процентных пунктов и составила 21%.

Индекс произошедших изменений в экономике России во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. также снизился по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16-29 лет) на 40 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 38 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 34 процентных пункта.

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале 2020 г. уменьшился и составил (-14%) против (-3%) в I квартале 2020 года.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, во II квартале 2020 г. снизилась до 10% против 13% в I квартале 2020 года. Доля нейтральных оценок уменьшилась до 56% (в I квартале 2020 г. доля составила 67%), доля негативных оценок возросла до 31% (в I квартале 2020 г. – 17%).

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. снизился по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16-29 лет) на 8 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 14 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 10 процентных пунктов.

 

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. уменьшился на 14 процентных пунктов и составил (-22%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г., снизилась на 5 процентных пунктов и составила 7%. Доля нейтральных оценок сократилась до 50% (в I квартале 2020 г. – 61%), доля отрицательных оценок возросла на 16 процентных пунктов и составила 43% (в I квартале 2020 г.  – 27%).

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении по возрастным группам во II квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. уменьшился по всем группам возрастов: среди молодого поколения (16-29 лет) на 22 процентных пункта, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 15 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 10 процентных пунктов.

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок сократился на 20 процентных пунктов и составил (-44%) во II квартале 2020 г. против (-24%) в I квартале 2020 года.

Индекс  благоприятности  условий  для  сбережений  снизился на 11 процентных  пунктов и  составил (-45%) во II квартале 2020 г. против (-34%) в I квартале 2020 года.

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

 

Май 2019 г.

Февраль 2020 г.

Май 2020 г.

 

Май 2019 г.

Февраль 2020 г.

Май 2020 г.

Россия

-14,6

-10,5

-29,8

 

 

 

 

Австрия

0,0

-3,0

-14,2

Люксембург

0,3

-2,8

-16,2

Бельгия

-8,4

-8,6

-15,1

Мальта

6,6

7,9

-11,3

Болгария

-25,5

-21,2

-28,5

Нидерланды

-7,8

-5,0

-18,3

Великобритания

-8,3

-6,2

-23,7

Польша

2,6

-0,1

-20,7

Венгрия

-5,0

-6,6

-26,7

Португалия

-9,7

-6,8

-29,8

Германия

-1,4

-2,6

-14,8

Румыния

-9,9

-7,5

2)

Греция

-29,5

-4,8

-33,0

Словакия

-8,6

-9,2

-27,8

Дания

6,0

4,5

-2,0

Словения

-7,9

-12,9

-33,1

Ирландия

3,2

0,3

-21,6

Финляндия

-3,2

-4,9

-10,0

Испания

-3,7

-7,9

-28,8

Франция

-9,5

-7,3

-16,7

Италия

-12,1

-13,7

-19,8

Хорватия

-2,4

-2,8

-21,7

Кипр

-8,8

-4,4

-28,8

Чехия

0,1

-1,8

-9,1

Латвия

-3,6

-3,0

-19,0

Швеция

-2,0

-0,1

-5,2

Литва

6,3

3,9

-9,5

Эстония

1,2

0,8

-9,2

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме Великобритании и России).

2)  Данных не имеется.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза находятся в отрицательной зоне. Самые  низкие  значения  показателя среди стран ЕС в мае 2020 г. отмечены в Словении (-33,1%), Греции (-33,0%), Португалии (-29,8%), Испании и на Кипре по (-28,8%), в Болгарии (-28,5%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В мае 2020 г. по сравнению с маем 2019 г. наблюдалось ухудшение показателя во всех странах ЕС, в большей степени снижение индекса зарегистрировано по следующим странам: Словения на (-25,2) процентных пунктов (п.п.), Испания на (-25,1) п.п., Ирландия на (‑24,8) п.п., Польша на (-23,3) п.п. и Венгрия на (-21,7) п.п.

Показатель по Российской Федерации во II квартале 2020 г. по сравнению со II кварталом 2019 г. снизился на 15,2 п.п.

_____________________

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики