9.5. ОБЩИЙ ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
ПОНЯТИЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Платные услуги населению
представляют из себя полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающим издержки производителя (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим ему прибыль.Платные услуги населению могут предоставлять (оказывать) предприятия (организации) всех организационно-правовых форм и форм собственности по индивидуальным заказам, а также физические лица (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).
Основным статистическим показателем, измеряющим величину оказанных населению за определенный период времени платных услуг, является стоимостной показатель "Общий объем платных услуг населению". Он отражает выручку (валовой доход) производителей услуг в размере средств, поступивших или непосредственно от граждан, которым оказаны услуги, или от предприятий (организаций) в уплату за оказанные их работникам услуги. Указанный показатель формируется на основе данных, полученных путем статистического наблюдения по соответствующим формам (объем платных услуг по официально учтенным предприятиям) и досчетов объемов услуг, предоставленных физическими лицами.
ВИДЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г.
N 163, выделяются следующие основные виды платных услуг населению:
бытовые услуги;
услуги пассажирского транспорта;
услуги связи;
жилищные услуги;
коммунальные услуги;
услуги учреждений культуры;
туристские и экскурсионные услуги;
услуги физической культуры и спорта;
медицинские услуги;
санаторно-оздоровительные услуги;
ветеринарные услуги;
услуги правового характера;
услуги банков;
услуги в системе образования;
услуги торговли и общественного питания (в показатель "объем платных услуг населения" не включаются, являются объектом изучения статистики торговли), услуги рынков.
Неперечисленные виды платных услуг отражаются в группе "прочие услуги населению".
В объем бытовых услуг включается стоимость всех выполненных по индивидуальным заказам граждан следующих видов услуг:
ремонт, окраска и пошив обуви (не включая изготовление валяной и резиновой обуви);
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий (включая демонстрацию и показ моды);
ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств (включая технический осмотр, уборочно-моечные работы, хранение автотранспортных средств на платных стоянках, установку сигнализации и радиоаппаратуры );
изготовление и ремонт мебели (включая сборку мебели на дому у заказчика, приобретенной им в разобранном виде);
химическая чистка и крашение;
услуги прачечных (включая сопутствующие услуги - мелкий ремонт сдаваемых в обработку вещей);
ремонт и строительство жилья и других построек (включая строительство и ремонт индивидуальных гаражей, укрепление дверных коробок, строительство колодцев, бурение и оборудование скважин);
услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий;
услуги бань и душевых;
услуги парикмахерских (включая изготовление париков и шиньонов);
услуги предприятий по прокату;
транспортно-экспедиторские услуги (включая услуги носильщиков, мягкую упаковку ручной клади и багажа, услуги камер хранения);
ритуальные услуги (включая продажу похоронных принадлежностей через специализированные магазины);
прочие виды бытовых услуг (включая услуги газификации, услуги по переработке сельхозпродукции и даров леса, изготовление валяной обуви, замену элементов питания в электронных часах и других приборах, услуги по нарезке стекла и зеркал).
В объеме бытовых услуг также учитывается:
стоимость материалов, узлов, деталей, запасных частей (по розничным ценам), используемых при оказании бытовых услуг;
стоимость услуг по строительству и ремонту кооперативных гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих гражданам, благоустройству садовых участков (товариществ) и ремонту мест общего пользования кооперативных жилых домов за счет средств членов кооперативов (товариществ), независимо от формы оплаты;
стоимость услуг по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, индивидуальных транспортных средств в период гарантийного срока их эксплуатации (кроме гарантийного ремонта, выполняемого предприятием - изготовителем);
стоимость услуг по ремонту обуви, одежды, трикотажных изделий, мебели, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, прачечных, химической чистки и крашения и транспортных услуг, выполненных по заказам лечебно-профилактических, оздоровительных учреждений, социально-бытовых организаций, а также ритуальных услуг, выполненных по заказам предприятий, услуг прачечных,химической чистки и крашения, выполненных по заказам общежитий учебных заведений, предприятий гостиничного хозяйства, туризма, железных дорог, аэропортов, пароходств и воинских подразделений (кроме прачечных,состоящих на балансе заказчика), услуг бань и душей, оказанных контингенту воинских подразделений;
стоимость ремонта и технического обслуживания принадлежащей инвалидам автомототехники по их заказам за счет средств социального обеспечения.
В бытовые услуги не включается стоимость:
материалов, изделий, запасных частей и деталей, предоставленных заказчиком (давальческое сырье);
материалов, изделий, запасных частей и деталей, приобретенных предприятием в розничной торговле;
сжиженного газа при заправке и доставке населению газовых баллонов, учитываемой в составе коммунальных услуг (газоснабжение);
работ и услуг, выполненных, но не оплаченных заказчиком;
гарантийного ремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, осуществляемого непосредственно предприятием-изготовителем указанной техники или его подразделениями;
предпродажного или предторгового ремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств;
услуг, уже учтенных одним из предприятий (при кооперировании, посредничестве);
комиссионных сборов при доставке пассажирских билетов на дом;
стоимость цветов, цветочной рассады и семян, проданных через специализированные магазины садоводческих и цветоводческих хозяйств (предприятий) (кроме проданных через специализированные магазины похоронных принадлежностей), учитываемая в составе розничного товарооборота.
В услуги пассажирского транспорта включается сумма доходов от перевозки:
пассажиров при проезде на транспорте общего пользования (железнодорожном, морском, воздушном, речном, автомобильном, городском электрическом транспорте (трамвае, троллейбусе), метрополитене), а также всех видах транспорта предприятий, для которых перевозка пассажиров не является основной деятельностью;
багажа и услуг контор по обслуживанию населения на железнодорожном транспорте (предоставление постельных принадлежностей);
багажа и грузов населения на воздушном транспорте;
автомашин индивидуальных владельцев, багажа и грузов населения на судах морского флота, на речных паромных переправах и по понтонным мостам;
пассажиров легковыми такси.
В услуги пассажирского транспорта включается также размер комиссионного сбора от предварительной продажи билетов, стоимость бронирования билетов на все виды транспорта.
В услуги пассажирского транспорта не включаются:
услуги, осуществляемые автомобильным транспортом по перевозке мебели и других грузов населению, доставке населению газовых баллонов, услуги носильщиков и камер хранения багажа, учитываемые в составе бытовых услуг;
доставка в отделения (из отделений) связи и киоски "Роспечать" почтовых отправлений и периодических изданий, осуществляемая такси, а также доходы таксопарков и автотранспортных организаций от предоставления ими легковых такси, автобусов и другого автотранспорта другим предприятиям и организациям в почасовое пользование.
В услуги связи включается плата населения за:
пересылку писем, бандеролей, денежных переводов, посылок, отправку телеграмм;
упаковку бандеролей и посылок в почтовых отделениях при приеме для пересылки бандеролей и посылок;
пользование индивидуальными и коллективными квартирными телефонными аппаратами, таксофонами;
предоставление междугородных разговоров с переговорных пунктов, междугородных телефонов-автоматов, квартирных телефонов, телефонов в гостиницах;
ремонт телефонных аппаратов;
пользование радиотрансляционными точками;
услуги электронной связи;
установку (включая стоимость телефонного аппарата, принадлежащего предприятию связи), переустановку, перерегистрацию телефонов и радиоточек, установку дополнительных розеток и телефонов, ремонт телефонных аппаратов;
пользование кабельным телевидением;
обслуживание крупных систем коллективного приема телевидения предприятиями системы связи;
посылочные ящики, мешки, реализуемые на предприятиях связи;
маркировочные конверты и открытки, марки почтовых отправлений, реализуемые на предприятиях связи.
В жилищные услуги включаются:
фактический (а не начисленный) размер платы граждан за жилье;
сумма возмещения населением эксплуатационных расходов в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов (без размера первоначального взноса и последующих погашений стоимости кооперативных квартир);
фактический размер платы населения за проживание в общежитиях, гостиницах (включая сумму бронирования мест в гостиницах);
плата населения за услуги по обмену жилой площади;
плата по предоставлению жилого помещения отдыхающим в частном секторе.
В жилищных услугах не учитываются:
услуги, не входящие в стоимость номера гостиницы: по предоставлению на прокат телевизора, холодильника, чайника, посуды, пользованию утюгом и другой бытовой техникой, вызову такси, приготовлению и доставке в номера чая, сигарет, воды и т.п., услуги по мелкому ремонту одежды, обуви, чистке обуви и т.п., услуги, учитываемые в составе бытовых услуг;
размер средств предприятий и организаций по содержанию жилищного фонда;
стоимость проживания экскурсантов в гостиницах и общежитиях, включенная в стоимость путевок на туристские маршруты и экскурсионное обслуживание;
размер средств из состава "сумма возмещения эксплуатационных расходов в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов", направляемых на текущий ремонт дома и учитываемых в составе бытовых услуг предприятием, осуществляющим эти виды ремонта.
В коммунальные услуги включается фактический (а не начисленный) размер платы населения за электроэнергию, центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение, горячее водоснабжение, за пользование канализацией, а также за услуги по вывозке мусора, уборке территорий (по заказам жилищно-строительных, жилищных и гаражно-строительных кооперативов, индивидуальных домовладений, садовых участков, товариществ). Указанные средства отражаются в отчете той организации, которая непосредственно предоставляет эти услуги гражданам по ценам и тарифам для населения (т.е. по розничным ценам). Не учитывается в объеме коммунальных услуг размер средств, поступивших от предприятий за электроэнергию, тепловую энергию, воду, газ, используемых на производственно-технологические цели, услуги канализации и санитарной очистки по обслуживанию территорий и коммуникаций этих предприятий.
В услуги учреждений культуры включается оплата населением:
входных билетов (абонементов) на демонстрацию кинофильмов, видеопрограмм, спектаклей, концертов, цирковых представлений, посещения музеев, выставок, творческих вечеров;
входных билетов в парки (сады) культуры и отдыха, на танцевальные площадки, театрализованные праздники, карнавалы; на вечера, концерты, дискотеки и другие культурно-массовые мероприятия, проводимые силами парков культуры и отдыха (городских садов), без стоимости программ, показанных привлеченными концертными организациями, театральными коллективами, цирковыми группами;
пользования аттракционами и игровыми автоматами;
входных билетов в зоопарки, планетарии;
посещения университетов культуры, искусства и других культурно-просветительских мероприятий;
обучения в музыкальных, художественных и хореографических школах.
В услуги культуры не включается:
размер гарантированной оплаты учреждениями культуры гастрольных спектаклей, концертов и т.п. представлений;
стоимость посещения экскурсантами музеев, выставок и т.п. культурных мероприятий, включенных в стоимость путевок на экскурсионное обслуживание.
В туристско-экскурсионные услуги включается стоимость путевок на туристские маршруты и экскурсионное обслуживание, которая включает в себя:
услуги пассажирского транспорта;
проживание и питание в туристских гостиничных комплексах, туристских центрах, гостиницах, турбазах, пансионатах, кемпингах;
проживание в арендованных средствах размещения других ведомств и индивидуальном жилье граждан;
экскурсионное, туристско-оздоровительное обслуживание;
культурно-массовое обслуживание и т.п.
В объеме туристско-экскурсионных услуг не должны учитываться услуги, оказываемые туристам и экскурсантам сверх стоимости путевок и оплачиваемых ими дополнительно:
прокат туристского инвентаря и снаряжения, услуги фотоателье, парикмахерских, бань, саун - учитываемых в составе бытовых услуг;
дискотек, игровых автоматов, кинозалов - учитываемых в составе услуг учреждений культуры;
спортивных сооружений - учитываемых в составе услуг физической культуры и спорта;
массажных, стоматологических и других лечебных кабинетов - учитываемых в составе медицинских услуг;
денежная выручка ресторанов, кафе, столовых, буфетов, полученная от дополнительного обслуживания экскурсантов и туристов, а также другого населения - учитываемая в составе товарооборота общественного питания.
В услуги физической культуры и спорта включаются:
стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях; абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах и т.п.;
размер платы за обучение навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах, услуг по подготовке инструкторов физической культуры и спорта;
плата населением за пользование спортивно-технологическим оборудованием, тренажерами, инвентарем, формой и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений (бани, сауна, присмотр за детьми, приведение в порядок одежды, физиотерапевтические процедуры, массаж, водотермические процедуры).
В медицинские услуги включаются суммы, полученные от населения за различные виды медицинской помощи и санитарного обслуживания учреждениями здравоохранения всех форм собственности, их подразделениями:
городскими, стоматологическими, физиотерапевтическими, гомеопатическими поликлиниками, косметологическими лечебницами, зубопротезными отделениями и кабинетами, наркологическими амбулаториями, медицинскими водительскими комиссиями, дезинфекционными станциями, отделениями и лабораториями санэпидучреждений и другими учреждениями.
В медицинские услуги также включаются суммы, полученные от населения физическими лицами, занимающимися медицинской деятельностью в установленном порядке без образования юридического лица (частнопрактикующими врачами, медицинскими сестрами и т.п.).
В санаторно-оздоровительные услуги включаются:
цена путевки (включая путевки в детский оздоровительный лагерь) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (учет осуществляется по месту расположения предприятий, на балансе (или в ведении) которых находятся эти учреждения;
размер платы населения за дополнительные услуги, предоставленные отдыхающим за дополнительную плату сверх стоимости путевок: услуги стоматологических, косметологических, массажных и других лечебных кабинетов, предоставление в номер по желанию отдыхающего телевизора, холодильника и других приборов, создающих дополнительные удобства для отдыха (учет этих услуг осуществляется по месту расположения санаторно-курортных и оздоровительных учреждений).
Не включаются в санаторно-оздоровительные услуги:
услуги по предоставлению жилого помещения в индивидуальных домах, оказываемые приезжающему в места отдыха без путевки и учитываемые в составе жилищных услуг;
размер платы за питание работниками санаторно-курортных и оздоровительных учреждений;
размер средств предприятий по хозяйственному содержанию санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.
В ветеринарные услуги включаются услуги по лечению домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому (клинический осмотр домашних животных и выдача ветеринарных сертификатов, вакцинация, дегельмитизация, лечение домашних животных, выезд скорой помощи и ветеринара на дом и т.п.).
В услуги правового характера включаются услуги, оказываемые органами нотариата, услуги, оказываемые адвакатурой, частнопрактикующими нотариусами и адвокатами.
В услуги банков включается размер платы населения за услуги, оказываемые банковскими учреждениями: выдача расчетных чеков и чековых книжек, перевод вкладов или наличных денег в пользу частных лиц, выдача аккредитивов, прием на хранение ценных бумаг (облигаций государственных займов, сертификатов и других ценных бумаг), проверка по таблицам очередных тиражей выигрышей облигаций, принятых на хранение от населения, предоставление в пользу индивидуальных сейфов, розыск вкладов по просьбам граждан (вкладчиков и наследников).
В услуги в системе образования включаются:
размер фактической платы родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях (детских яслях, яслях-садах, садах);
услуги платных курсов по подготовке в высшие учебные заведения, техникумы, по обучению кулинарному делу и сервировке стола, иностранным языкам, вождению автомобиля, основам информатики и вычислительной техники и других курсах и кружках;
услуги в системе среднего и высшего образования;
услуги в системе технической подготовки кадров;
услуги школ-интернатов (лесных школ) по содержанию детей.
В услугах в системе образования не учитываются:
плата работников дошкольных учреждений за предоставленное им в этих учреждениях питание;
размер средств предприятий, направленных на содержание этих учреждений.
В другие услуги включается размер платы населения за:
услуги по установке охранной сигнализации;
услуги сельскохозяйственных и вещевых рынков (разруб мяса, взвешивание продуктов, предоставление торгового инвентаря, предоставление стола, замораживание мяса в морозильной камере, хранение сельскохозяйственной продукции в холодильниках, складах, овощехранилищах и торговых рядах, предоставление солнцезащитных тентов);
услуги торговых организаций, не учитываемые в составе отраслевых групп платных услуг;
услуги в научной области, услуги, оказываемые лабораториями микрофотокопирования и реставрации документов;
услуги по работе на вычислительной технике.
ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ, ОКАЗАННЫХ НАСЕЛЕНИЮ
ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ (ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ)
Формирование объема платных услуг, оказанных населению юридическими лицами (предприятиями, организациями), осуществляется органами государственной статистики на основе следующих форм статистического наблюдения:
1. N1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению". Ее заполняют предприятия, для которых оказание платных услуг населению является основным видом деятельности. До 1996 г. наблюдение по указанным формам осуществлялось на сплошной основе, свыше 140 тысяч объектов ежеквартально представляли указанную форму соответствующему статистическому органу. С 1996 г. осуществляется переход на несплошной метод статистического наблюдения по ф.N1-услуги, для чего разработаны Методика несплошного статистического наблюдения за платными услугами (по видам) и Инструкция пользователя пакета прикладных программ (ППП-МНСН) по методам несплошного статистического наблюдения. Указанная Методика предусматривает использование "типической районированной выборки", при которой вся генеральная совокупность предварительно подразделяется на качественно однородные по какому-либо существенному признаку группы, затем из этих групп производится случайный отбор заданного числа единиц. При этом, если генеральная совокупность разбита на определенное число групп, то общее количество единиц выборочной совокупности равно сумме единиц, отобранных из каждой группы. Отбор единиц в каждой группе производится случайным образом, причем выборка непропорциональна.
Главным критерием при делении основного массива на группы является объем платных услуг населению. Методика допускает комбинированное использование выборочного метода наблюдения со сплошной отчетностью по тем видам услуг или в тех административных районах, где недостаточное количество предприятий.
Методика предусматривает обязательную ротацию выборочной совокупности один раз в год, замену прекративших деятельность предприятий сходными по характеристикам предприятиями из генеральной совокупности и пересмотр как генеральной, так и выборочной совокупностей в случае появления большого числа новых предприятий.
2. N МП "Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия". На основе данных этой формы производится расчет объемов платных услуг, оказанных населению предприятиями малого бизнеса, для которых оказание платных услуг не является основным видом деятельности. Для этого используется сложившиеся в 1994 г. соотношение объемов платных услуг по малым предприятиям, для которых оказание услуг не является основным видом деятельности, и объемов платных услуг по учтенным предприятиям.
3. N 1-ВЭС "Сведения о совместном и иностранном предприятии". Из этой формы берутся данные об объеме платных услуг, оказанных населению совместными предприятиями.
4. N 65-ЭТР "Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта". Из этой формы берутся данные об объеме платных услуг трамвайного, троллейбусного транспорта и метрополитенов.
5. N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта". N 1-автотранс "Cведения о наличии и работе автомобильного транспорта". На основе этих форм определяется объем платных услуг пассажирского автомобильного транспорта.
6. Объем платных услуг, оказанных населению железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом, определяется на основании данных баланса денежных доходов и расходов населения (выручка железнодорожного, водного и воздушного транспорта, поступившая в кассы банка, символ 05).
7. N 65-связь "Сведения об услугах связи", на основе которой получается информация об объеме платных услуг связи, оказанных населению.
8. N 12-торг "Сведения о финансово-хозяйственной деятельности рынков". Из этой формы берутся данные о доходах, получаемых рынком за предоставляемые продавцам услуги (строка "Плата за услуги"). Поскольку форма 12-торг имеет годовую периодичность разработки, объем услуг рынков за текущий период года получается расчетно. Для этого используются доходы от услуг рынков за предыдущий год, сводный индекс потребительских цен на товары и услуги (отчетный период к тому же периоду предыдущего года) и соответствующий коэффициент К, который для I квартала равен 0,25, для I полугодия - 0,5, 9 месяцев - 0,75, года - 1. Рассчитанный таким образом объем услуг рынков учитывается в объеме прочих услуг населению.
Поскольку доходы от перевозок населения транспортом, от услуг связи и рынков учитываются в соответствующих формах без НДС, а показатель "Объем платных услуг населению" включает НДС, данные о доходах от перевозок пассажиров автобусами в международном и междугородном сообщениях, легковыми таксомоторами и от услуг связи и рынков умножаются на коэффициент 1,2, чтобы получить доходы с учетом НДС. Пригородные и городские перевозки (кроме такси) не облагаются налогом на добавленную стоимость. Выручка железнодорожного, водного и воздушного транспорта, поступившая в кассы банка (символ 05), учитывается с НДС.
Полученный на основе перечисленных форм статистического наблюдения объем платных услуг, оказанных населению юридическими лицами, корректируется на сумму возможного недоучета за счет предприятий, непредставивших сведения по указанным формам. При этом используется процент недоучета, полученный в ходе проведения в 1994 г. соответствующего обследования. В целом по России этот процент составляет 5%.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Для получения данных об общем объеме платных услуг населению необходимо дополнить объем платных услуг, оказанных населению юридическими лицами, данными об объемах услуг, оказанных населению физическими лицами (гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица). Порядок определения объема платных услуг, оказанных населению физическими лицами, и, соответственно, общего объема платных услуг населению изложен в Методике экономических оценок и досчетов показателей, характеризующих платные услуги населению, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.04.95 г. N33, и дополнениями к ней: Методика экономических оценок и досчетов показателей, хаpактеpизующих платные медицинские услуги ( утверждена Госкомстатом России 5.07.95 г.) и Методика оценки объемов платных pитуальных услуг, оказываемых населению физическими лицами (утверждена Госкомстатом России 11.07.95 г.).
Методика
экономических оценок и досчетов показателей,
характеризующих платные услуги населению
Методика разработана с целью получения объективной и достоверной информации об объеме платных услуг населению. Она предполагает формирование этого показателя путем дополнения данных, полученных на основе официального статистического наблюдения по формам N1 - услуги, МП,1-ВЭС, 65-ЭТР, 65-автотранс, 1-автотранс, 65-связь, символа 05, расчетными и оценочными данными:
об объеме услуг населению по недоучтенным предприятиям (не представившим сведения по форме N1 - услуги);
об объеме услуг, оказываемых населению физическими лицами (гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), зарегистрированными в налоговых службах;
об объеме услуг, оказываемых населению физическими лицами, незарегистрированными в налоговых службах.
Информационной базой досчетов физических лиц являются данные районных налоговых служб о валовых доходах, получаемых этими лицами от предпринимательской деятельности и экспертная оценка объемов, выполняемых лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, а также статистические данные, косвенно характеризующие объемы услуг, оказываемые населению хозяйствующими субъектами и физическими лицами, не попадающими в поле зрения налоговых служб (например, данные о числе юристов, индивидуально построенных жилых
домов и других построек, наличии бытовых машин и приборов).Досчеты объемов услуг, оказанных физическими лицами, производятся по медицинским, санаторно-оздоровительным, нотариальным, транспортным, ритуальным услугам, услугам по ремонту обуви, пошиву одежды, ремонту автомобилей, бытовых машин и приборов, изготовлению обуви, по парикмахерским услугам и другим, без выделения каждого вида в отдельности.
Экспертная оценка, основанная на статистических данных, косвенно характеризующих объемы услуг, производится по услугам правового характера, услугам по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов. В дальнейшем перечень этих услуг будет расширен.
1. Объем платных услуг, оказываемых населению
предприятиями и организациями
Объем платных услуг населению по официально учтенным предприятиям определяется как сумма объемов услуг, сформированных на основании следующих форм государственного федерального статистического наблюдения:
объем платных услуг официально учтенных предприятий всех форм собственности - на основании формы N1-услуги;
объем платных услуг малых предприятий, для которых оказание услуг не является основной деятельностью (малые предприятия промышленности, строительства и других отраслей) - на основании формы N МП;
объем услуг совместных предприятий - на основании формы N 1-ВЭС;
объем услуг пассажирского транспорта - на основании форм N 65-ЭТР, 65-автотранс, 1-автотранс;
объем услуг связи - на основании формы N 65-связь.
К сформированному на основании государственного статистического наблюдения объему необходимо добавить объем услуг населению по предприятиям, не представившим сведения по форме N 1-услуги. Объем возможного недоучета определяется по данным обследования 1994 г. Если в регионе не проводилось такого обследования, то объем возможного недоучета можно взять в размере 5% (в среднем по России) от объема услуг населению по предприятиям, представившим сведения по форме N1-услуги. В дальнейшем следует периодически проводить такое обследование.
2. Объем платных услуг, оказываемых населению физическими
лицами (гражданами, занимающимися предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица),
зарегистрированными в налоговых службах
Налоговые службы Российской Федерации на всех региональных уровнях располагают информацией о частных лицах, занятых предпринимательской деятельностью. Финансовые результаты деятельности этих лиц учитываются и контролируются районными налоговыми службами по итогам года на основании сведений, сообщаемых физическими лицами в индивидуальных декларациях, содержащих валовой доход, затраты и чистый доход, подлежащий налогообложению. В декларации регистрируется вид деятельности, которым занимается физическое лицо. В настоящее время эти данные в налоговой инспекции не обрабатываются и не распределяются по видам деятельности.
Для определения объема платных услуг, оказываемых физическими лицами, в региональной налоговой службе необходимо получить информацию о размерах совокупного валового дохода физических лиц и распределить его на два вида деятельности: торгово-коммерческую и оказание услуг . Если нет возможности получить в налоговых службах реальное соотношение для региона, можно принять соотношение 60% и 40%, выявленное в ходе обследования 1994 г.
В случае, если в налоговых службах нет данных о валовом доходе (ВД), то необходимо использовать данные об объеме чистого дохода (ЧД). Исходя из уровня рентабельности 25%, объем валового дохода определяется по формуле:
100
ВД = ЧД ( ----- + 1); ВД = ЧД х 5
25
Валовой доход и составит объем платных услуг, оказываемых населению физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за предыдущий год. Для получения такой информации за отчетный период текущего года необходимо использовать сводный индекс потребительских цен на товары и услуги (отчетный период к тому же периоду предыдущего года) и соответствующий коэффициент К, который для I квартала равен 0,25 , для I полугодия -0,5, 9 месяцев - 0,75, года - 1. В этом случае объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в установленном порядке, за I квартал 1995 года будет равен:
ВДi =ВДо х 0,25 х Iр
где
ВДi - совокупный валовой доход за I квартал 1995 года,
ВДо - совокупный валовой доход за 1994 год,
Iр - сводный индекс потребительских цен на товары и услуги
( I квартал 1995 г. к I кварталу 1994 г.)
3. Объем платных услуг, оказываемых населению физическими лицами, незарегистрированными в налоговых службах
По оценке работников налоговых служб России, от 30% до 60% физических лиц, оказывающих услуги населению, не проходят регистрацию в налоговых органах, в основном по причине нерегулярности работы. Валовой доход (ВД) этих лиц оценивается с коэффициентом 1,5 к объему услуг предпринимателей, представивших налоговые декларации.
4. Экономическая оценка объемов платных услуг, оказываемых населению хозяйствующими субъектами и физическими лицами,
не попадающими в поле зрения налоговых служб
На практике информация по услугам, оказываемым физическими лицами, может быть получена по результатам выборочного обследования домашних хозяйств. Однако распространение выборочных результатов на всю совокупность ограничено, так как определенное сомнение вызывает репрезентативность этой выборки, поскольку в нее практически не попадают семьи с высокими доходами, тогда как именно эти семьи являются главными потребителями услуг физических лиц.
Данные административных источников также не полны по охвату, так как налоговые службы не всегда фиксируют лиц, занимающихся ремонтом квартир, автомашин, строительством садовых и индивидуальных жилых домов, репетиторством, фотографированием и т. п. Кроме того, для расчета доходов от оказания населению платных услуг физическими лицами налоговые службы используют тарифы, сложившиеся в государственном секторе в предшествующем периоде. Фактически же в текущем периоде физические лица взимают с населения плату значительно выше используемой при расчетах. В итоге расчетный объем выручки от оказания услуг населению получается заниженным.
Все это объясняет необходимость поиска источников информации об объемах платных услуг, оказываемых физическими лицами, а при отсутствии таковых - использование методов досчета.
Для досчета выбраны отдельные виды услуг, исходя из следующих принципов: во-первых, выбраны услуги, по которым наблюдается резкое снижение физических объемов, отмечавшееся по отчетности; во-вторых, те услуги, которые более характерны для современного периода. В их число вошли: услуги правового характера, по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов.
4.1 Услуги правового характера
Для определения объема услуг правового характера необходима следующая информация: число нотариусов и юристов, занимающихся частной практикой, и совокупный валовой доход этих специалистов за год.
Численность нотариусов, занимающихся частной практикой, определяется по данным органов юстиции при администрациях, или данным нотариальных палат.
Данные о численности юристов, занимающихся частной практикой, отсутствуют. По экспертной оценке специалистов Министерства юстиции, соотношение юристов, занятых частной практикой и служащих в государственных и негосударственных учреждениях, находится в пропорции 2:1 (по России в целом). На региональном уровне это соотношение может быть другим. Целесообразно получить сведения о реальном соотношении у специалистов органов юстиции.
За основу расчета могут быть приняты статистические данные о численности специалистов правовых служб (данные единовременного учета по форме N 8 РУ-право).
Численность юристов, занятых в государственных организациях (главные специалисты, ведущие и др. специалисты), должна быть увеличена в два раза или с учетом коэффициента, сложившегося в регионе (по экспертной оценке специалистов органов юстиции).
Данные о годовом совокупном валовом доходе нотариусов и юристов должны быть получены в налоговых инспекциях на основании выборочного просмотра деклараций о доходах этих специалистов.
Получение, на основе данных об объеме платных услуг правового характера за предыдущий год, подобной информации за отчетный период текущего года производится также, как указано в п.2 настоящей Методики.
4.2 Услуги по строительству жилья и других построек
Расчет объема платных услуг по строительству жилья и других построек осуществляется отдельно по индивидуальным жилым домам и садовым домикам, дачам.
Информационной базой для оценки стоимости услуг по строительству городскими жителями дач и садовых домиков служат следующие данные:
число семей, получивших земельные участки - данные статистики сельского хозяйства;
количество проданных садовых домиков, хозблоков - данные статистики торговли
(форма N 3-торг);
стоимость услуг по установке садового домика, хозблока, строительству дачи - экспертная оценка: минимальная стоимость равноценна стоимости строительных материалов (20 тыс. шт. кирпича для 1 домика и 4 тыс. шт. кирпича для установки хозблока).
Порядок расчетов приводится на примере данных по России в целом:
1. Число построенных в 1993 г. дач, садовых домиков, хозблоков характеризуют следующие данные:
Годы |
Число семей, получивших участки, тысяч |
Из них построили садовые домики, дачи в 1993 г. |
1990 |
793 |
317 (793 х 40%) 1) |
1991 |
3084 |
463 (3084 х 15%) 1) |
1992 |
1915 |
96 (1915 х 5%) 1) |
1993 |
807 |
- |
Итого |
Х |
876 |
------------------
1) По данным микроопроса владельцев садовых участков, в год получения земли, строительством дачного дома, как правило, не занимаются. В последующие годы процент застраиваемых участков нарастает соответственно : 5%, 15%, 40%.
2. В 1993 г. населению было продано 50 тыс. садовых домиков и хозблоков.
3. Число дач, построенных в 1993 г. на основе возведения, равно 876 - 50 = 826 тысяч.
4. По экспертной оценке, примерно половина дач строится силами самих семей, без привлечения наемной силы. Следовательно, из числа построенных в 1993 г. дач таких было: 826 : 2 = 413 тысяч. Остальные 413 тысяч составляют дачи, для строительства которых привлекалась наемная сила.
5. Стоимость строительства дачи, садового домика (хозблока) принимается на уровне стоимости необходимого для их строительства количества кирпича: для дачи - 20 тыс. шт., для садового домика (хозблока)- 4 тыс. шт.
Для расчета приняты расценки: 200 тыс. рублей за установку хозблока и 1 млн.рублей на строительство садового домика.
6. Объем платных услуг по строительству садовых домиков:
50 тыс. штук х 200 тыс. рублей = 10 млрд. рублей
413 тыс. штук х 1 млн. рублей = 413 млрд. рублей
10 + 413 = 423 млрд. рублей.
Аналогично рассчитываются объемы услуг по строительству индивидуальных жилых домов. За основу расчета следует принять данные статистики строительства по форме N1 - ИЖС о числе построенных индивидуальных домов и стоимости строительства одного дома. Здесь также предполагается, что к строительству каждого второго дома привлекалась наемная сила. В этом случае объем платных услуг по строительству индивидуальных жилых домов в целом по России в 1993 г. будет равен:
63 тыс. домов : 2 х 11,3 млн. рублей = 356 млрд. рублей.
Таким образом, объем платных услуг по строительству жилья и других построек в 1993 г. составил: 423 + 356 = 779 млрд. рублей.
Из исчисленного таким образом объема услуг необходимо исключить объем, учтенный в форме N1-услуги. Итог будет оценкой объемов расходов населения на строительство жилья и других построек физическими лицами. Далее следует найти соотношение этих двух частей и использовать его для расчета объема платных услуг по строительству жилья и других построек физическими лицами за отчетный период текущего года.
4.3 Услуги по ремонту бытовых машин и приборов
Для определения объема услуг по ремонту бытовых машин и приборов необходима следующая информация:
количество техники, находящейся в пользовании у населения;
количество и средняя стоимость ремонта, необходимого для поддержания этой техники в рабочем состоянии.
Объем парка бытовых машин в пользовании населения определяется по данным бюджетной статистики об обеспеченности соответствующими видами бытовой техники в расчете на 100 домашних хозяйств (последние имеющиеся данные, по возможности, с учетом динамики) и количеству домашних хозяйств на территории региона (по данным последней переписи населения). Объем парка бытовых машин исчисляется путем перемножения средней обеспеченности на количество домашних хозяйств в регионе.
Число ремонтов на единицу техники в год для основных видов бытовых машин по данным специального обследования составляет в среднем по России: для холодильников, электропылесосов, стиральных машин - 0,0408 раза, цветных телевизоров 0,0909, черно-белых - 0,0454, радиовидеоаппаратуры, магнитофонов - 0,0068 раза. Аналогичные данные имеются в разрезе субъектов Российской Федерации. Средняя стоимость ремонта
может быть определена путем деления средней цены 1 машины (данные статистики цен) на нормативный срок службы, который для цветных и черно-белых телевизоров, радиоприемных устройств, видеомагнитофонов, электропылесосов равен 12 годам, магнитофонов -10, фотоаппаратов, холодильников, стиральных машин - 15, швейных машин - 30, часов - 11 годам.Объем платных услуг по ремонту бытовых машин и приборов рассчитывается по формуле:
О = N х R х С
где
N - парк бытовой техники на начало текущего года,
R - число ремонтов на единицу парка в год,
С - средняя стоимость одного ремонта.
Поскольку рассчитывается предполагаемая стоимость ремонта техники за прошедший период (год), наличие бытовой техники берется на начало периода, средняя цена на каждый вид машин - по состоянию на середину периода.
Из исчисленного таким способом объема услуг следует исключить объем, учтенный в формах статистического наблюдения. Итог будет служить оценкой денежных расходов населения на ремонт бытовых машин и приборов физическими лицами.
Сформированные таким образом объемы услуг правового характера, по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов, выполненные физическими лицами, необходимо проверить на объективность, используя данные статистики домашних хозяйств. Критерием полноты учета полученных объемов служит практическое совпадение соотношения объемов, полученных на предприятиях и в частном секторе.
5. Формирование общего объема платных услуг населению
Общий объем платных услуг населению в 1993 г. в целом по России сложился в следующих суммах:
NN |
трлн. |
|
1 |
Объем платных услуг по официально учтенным предприятиям |
|
2 |
Объем платных услуг по предприятиям, не представившим форму 1-услуги |
|
3 |
Объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, всего |
|
в том числе: |
||
4 |
зарегистрированными в налоговых службах |
0,51 |
5 |
незарегистрированными в налоговых службах |
0,75 |
6 |
Экономическая оценка отдельных видов услуг |
|
в том числе: |
||
7 |
услуги правового характера |
0,13 |
8 |
услуги по строительству жилья и других построек |
|
9 |
услуги по ремонту бытовых машин и приборов |
0,01 |
10 |
Общий объем платных услуг |
6,4 |
Таким образом, из полученного на основе настоящей методики общего объема платных услуг населению, 38% составляют объемы, не попавшие в формы государственного статистического наблюдения и полученные расчетным путем.
6.
Распределение общего объема платных услуг по отдельным видамДля получения общего объема платных услуг по каждому виду в отдельности необходимо к данным по официально учтенным предприятиям прибавить соответствующие расчетные данные. Для услуг правового характера, по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов - это данные, полученные на основании соответствующих разделов 4.1, 4.2, 4.3 настоящей методики. На остальные виды услуг распространяются данные об объеме услуг по недоучтенным предприятиям и физическим лицам (разделы 1 (абзац 2), 2, 3). Причем объемы услуг по недоучтенным предприятиям распределяются по видам услуг в той же пропорции, что и их удельный вес в объеме услуг по официально учтенным предприятиям, а объемы физических лиц следует распределить по тем видам услуг, которые представлены в налоговой инспекции.
Для примера приводятся данные о распределении объема платных услуг, выполненных физическими лицами, по видам услуг в целом по России в 1993 г.:
Виды платных услуг |
Млрд.рублей |
В % к итогу |
Платные услуги, всего |
1260,00 |
100,00 |
в том числе: |
||
Бытовые |
307,44 |
24,40 |
пассажирского транспорта |
110,12 |
8,74 |
Культуры |
0,13 |
0,01 |
физической культуры и спорта |
0,13 |
0,01 |
Медицинские |
15,12 |
1,20 |
санаторно-курортные |
2,52 |
0,20 |
Правовые |
805,14 |
63,90 |
другие платные услуги |
19,40 |
1,54 |
Из бытовых: |
307,44 |
100,00 |
ремонт обуви |
4,00 |
1,30 |
пошив одежды |
270,55 |
88,00 |
вязание трикотажных изделий |
0,31 |
0,10 |
ремонт бытовых машин и приборов |
5,53 |
1,80 |
ремонт автомобилей |
1,54 |
0,50 |
ремонт и изготовление мебели |
4,30 |
1,40 |
услуги фотографий |
4,00 |
1,30 |
услуги парикмахерских |
2,77 |
0,90 |
услуги по перевозке грузов |
3,69 |
1,20 |
ритуальные услуги |
0,61 |
0,20 |
прочие бытовые услуги |
10,15 |
3,30 |
Объем платных услуг населению в России в 1993 г.
(
миллиардов рублей)
Виды услуг |
Общий объем платных услуг |
в том числе по официально учтенным предприятиям |
||||
всего |
в % к итогу |
всего |
в % к итогу |
|||
Платные услуги, всего |
6367,1 |
100,0 |
3970,5 |
100,0 |
||
в том числе: |
||||||
бытовые |
1934,7 |
30,4 |
745,7 |
18,8 |
||
пассажирского транспорта |
1693,4 |
26,6 |
1509,4 |
38,0 |
||
связи |
350,0 |
5,5 |
333,0 |
8,4 |
||
жилищно-коммунального хозяйства |
613,7 |
9,6 |
583,7 |
14,7 |
||
по содержанию детей в дошкольных учреждениях |
|
|
|
|
||
культуры |
84,1 |
1,3 |
84,0 |
2,1 |
||
туристско-экскурсионные |
102,9 |
1,6 |
98,9 |
2,5 |
||
физической культуры и спорта |
7,7 |
0,1 |
7,6 |
0,2 |
||
здравоохранения |
91,5 |
1,4 |
72,5 |
1,8 |
||
санаторно-курортные и оздоровительные |
274,2 |
4,3 |
258,2 |
6,5 |
||
правового характера |
969,6 |
15,2 |
63,2 |
1,6 |
||
банковских учреждений |
10,4 |
0,2 |
10,4 |
0,3 |
||
другие услуги |
116,7 |
1,9 |
91,7 |
2,3 |
Для предложенной Методики экономических оценок и досчетов характерна некоторая некорректность, так как она допускает двойной счет при формировании общего объема за счет того, что некоторая часть услуг правового характера, по строительству жилья и других построек, ремонту бытовых машин и приборов, оказанных физическими лицами, попадает в объемы, определенные на основе разделов 2 и 3. Однако, в настоящее время этим можно пренебречь, так как методика пока охватывает не все виды услуг, где имеет место недоучет объемов. По мере дополнения ее новыми видами указанная некорректность будет сглаживаться.
Методика
экономических оценок и досчетов показателей,
хаpактеpизующих платные медицинские услуги
Настоящая Методика разработана в дополнение к утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.04.95 г. N33 Методике экономических оценок и досчетов показателей, характеризующих платные услуги населению, и является ее составной частью.
К платным медицинским услугам относятся услуги, предоставляемые юридическими лицами, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, либо физическими лицами, направленные на удовлетворение лечебно-оздоровительных потребностей граждан, оплачиваемые последними за наличный или безналичный расчет.
Медицинские услуги включают в себя различные виды медицинской помощи, оказываемые учреждениями или специалистами. Эти услуги заключаются в постановке диагноза, проведении диагностических процедур, консультациях и лечении врачами- специалистами и хирургами-специалистами, профилактике болезней, проведении процедур врачами. Они охватывают также услуги беременным женщинам и новорожденным, по сбору и переливанию крови, по лечению дефектов речи, по гомеопатии, наркологическим больным, услуги стоматологов по лечению зубов и болезней полости рта, зубопротезированию и ортодонтии, услуги косметологов, включая электрохирургию и пластическую хирургию, санитарно-профилактические услуги, а также прочие медицинские услуги. Пеpечень медицинских услуг опpеделен Общеpоссийским классификатоpом услуг населению, пpинятым и введенным в действие постановлением Госстандаpта России от 28.06.93 г. N 163.
Следует различать платные услуги, оказываемые юридическими и физическими лицами, поскольку система учета их доходов (которыми являются средства, затрачиваемые частными лицами на оплату их услуг) существенно разнится.
1. Расчет объема платных медицинских услуг, оказываемых населению
юpидическими лицами
Объем платных услуг населению, оказываемых официально учтенными предприятиями, отражается в следующих формах государственного федерального статистического наблюдения:
N1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению". Ее представляют предприятия (организации) всех отраслей экономики, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (кроме совместных и иностранных предприятий), выполняющие работы по платным услугам населению;
N МП "Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия", которую представляют юридические лица и их обособленные подразделения, независимо от формы собственности;
N1-ВЭС "Сведения о совместном и иностранном предприятии", которую представляют предприятия и организации всех отраслей экономики, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих услуги во внешнеэкономической деятельности.
В основе расчетов объема платных медицинских услуг населению, оказываемых предприятиями и организациями, лежат данные формы N1-услуги по строке 016 "услуги медицинские", графа 4 "объем платных услуг с начала отчетного года - всего". К этим данным добавляются сведения по форме N МП по предприятиям, у которых оказание услуг в области здравоохранения не является основным видом деятельности, и по форме N1-ВЭС в части деятельности совместных и иностранных предприятий.
Для досчета показателя платных услуг населению в области здравоохранения к сформированному на базе государственного статистического наблюдения объему платных медицинских услуг юридических лиц следует добавить сведения по недоучтенным предприятиям. Объем возможного недоучета определяется в соответствии с Методикой экономических оценок и досчетов показателей, характеризующих платные услуги населению, утвержденной постановлением Госкомстата России 24.04.95 г. N 33.
2. Расчет объема платных медицинских услуг, оказываемых
населению физическими лицами, осуществляющими
пpедпpинимательскую деятельность
без обpазования юpидического лица
Платные услуги населению, оказываемые физическими лицами, методологически разделяются на несколько групп. Во-первых, услуги частнопрактикующих врачей, получивших лицензию на право занятия медицинской деятельностью. Информационной базой по доходам этой категории работников могут являться данные налоговых служб, куда частнопрактикующие специалисты представляют декларации о своих доходах. Налоговые декларации предпринимателей содержат данные об их валовом доходе. В декларации регистрируется доход от каждого вида деятельности, которым занимается физическое лицо. В случае, если в налоговых службах нет данных о валовом доходе, то необходимо использовать данные об объеме чистого дохода, исходя из уровня рентабельности, пpедложенного налоговыми службами в pегионах. К пpимеpу, объем чистого дохода физических лиц в целом по России опpеделялся из сpеднего уpовня pентабельности 25%. Трудность заключается в том, что инфоpмация о валовом и чистом доходе в pазpезе отдельных видов платных услуг в налоговых службах не pазpабатывается.
По данным единовременного выборочного обследования, проведенного в 1993 г. в соответствии с Методикой экономических оценок и досчетов показателей, характеризующих платные услуги населению, утвержденной постановлением Госкомстата России 24.04.95 г. N 33, доля платных медицинских услуг в общем объеме валового дохода от оказания всех платных услуг
составила 1,2%. Учитывая, что в каждом регионе своя структура распределения платных услуг по видам, желательно проводить аналогичные обследования с учетом местных особенностей.С другой стороны, данные налоговой инспекции, даже полученные путем сплошного изучения налоговых деклараций и отбора тех из них, которые относятся к отрасли "здравоохранение", не позволят в полной мере оценить объем платных услуг населению в этой сфере. Широко распространенная практика утаивания доходов от налогообложения, подкрепленная относительно неразвитой системой безналичных расчетов, приводит к тому, что данные налоговой службы фоpмиpуются неполностью.
Альтернативный подход к определению объема платных медицинских услуг, оказываемых населению физическими лицами, заключается в использовании данных статистики здравоохранения и лицензионной службы.
В основе расчетов лежат сведения об общем числе посещений врачей и числе врачей (физических лиц) в целом, которые могут быть получены из формы N 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения" и формы N1-здрав "Сведения об учреждении, оказывающем медицинские услуги населению и медицинских кадрах". Учитывая, что частнопрактикующие врачи оказывают амбулаторную помощь, достаточно ограничиться данными по врачебным амбулаторно-поликлиническим учреждениям, включая зубных врачей. На основании указанных данных рассчитывается среднее число посещений к одному врачу. Общее число частнопрактикующих врачей определяется как число врачей, получивших необходимую лицензию на право
занятия медицинской деятельностью. Информация о числе поданных заявок и выданных лицензий по видам деятельности собирается в региональных лицензионных палатах. По каждому виду деятельности работают специальные центры. В частности, в г.Москве выдачу лицензий на оказание услуг в области здравоохранения производит Мосгоркомиссия по лицензированию медицинской деятельности.Кроме того, необходимо учесть врачей, практикующих без лицензий. Их число определяется в процентном отношении от числа лицензированных специалистов. По данным экспертного опроса в г.Москве эта величина составляет 5-10%. Указанная цифра по каждому pегиону опpеделяется с учетом местной специфики.
Средняя стоимость оплаты разового посещения частнопрактикующего врача определяется экспертным путем или на основании микроопросов специалистов и населения. Так, в г. Москве по состоянию на июнь 1995 г. она составляла 100-150 тыс.руб. Эта величина также должна уточняться в каждом регионе и в дальнейшем корректироваться с учетом индекса инфляции.
Для того, чтобы рассчитать объем платных услуг в области здравоохранения, оказываемых населению частнопрактикующими врачами, необходимо умножить число таких специалистов на среднее число посещений (в расчете на одного врача) и на среднюю стоимость оплаты разового посещения.
Несколько особняком стоит непосредственная оплата услуг врачей, работающих в медицинских учреждениях. Речь идет о теневой экономике, т.е. о тех услугах, которые должны предоставляться медицинскими учреждениями за плату, но фактически эту оплату получают сами врачи, минуя кассу медицинского учреждения. Эти данные можно получить только в ходе выборочных опросов жителей отдельных регионов. В дальнейшем полученные материалы обследования послужат отправной точкой для проведения экспертных оценок. До проведения подобного обследования можно воспользоваться общей оценкой масштабов теневой экономики в нашей стране, опpеделяемой экспертами в размере 30-40% от объема "легальной" экономики.
Методика оценки объемов платных pитуальных услуг,
оказываемых населению физическими лицами
Настоящая методика pазpаботана с целью получения полной и объективной инфоpмации об объемах платных pитуальных услуг, оказываемых населению юpидическими и физическими лицами. Она пpедусматpивает фоpмирование показателя общего объема платных pитуальных услуг на основе госудаpственного статистического наблюдения и соответствующих pасчетов и оценок, пpоводимых на основании настоящей методики.
Названную методику можно pассматpивать как дополнение к Методике экономических оценок и досчетов показателей, хаpактеpизующих платные услуги населению, утвеpжденной постановлением Госкомстата России 24.04.95 г. N 33.
Расчеты и оценки объемов платных pитуальных услуг, оказываемых населению физическими лицами, осуществляются по показателю объема пpодаж товаpов pитуального назначения (цветы, тpауpные венки, гиpлянды и т.п.), котоpые, как пpавило, изготавливаются и пpодаются физическими лицами (гpажданами, занимающимися пpедпpинимательской деятельностью без обpазования юpидического лица
), не заpегистpиpованными в налоговых службах.Объем платных pитуальных услуг, pеализуемых физическими лицами,опpеделяется на основе специальных наблюдений, пpоводимых оpганами статистики систематически, не pеже одного pаза в кваpтал. Наблюдение осуществляется в местах, где пpоизводится пpодажа товаpов pитуального назначения, напpимеp, на кладбищах, pынках и т.д., выбpанных, исходя из местных условий.
Оpганы статистики pазpабатывают пpогpамму наблюдения, пpедусматpивающую оpганизацию его пpоведения и опpеделение количества и цены пpоданных товаpов, объем в стоимостном выpажении.
1. Пpоведение наблюдения за объемом пpодаж
товаpов pитуального назначения
1.1. На месте пpоведения наблюдения сотpудник оpгана статистики - pегистpатоp, путем опpоса пpодавцов, отдельно по каждому виду пpодаваемых ими товаpов опpеделяет действующие цены, количество и стоимость товаpов.
1.2. Наблюдение пpоводится, как пpавило, ежекваpтально. Рекомендуется выбиpать для наблюдения втоpой месяц кваpтала - февpаль, май, август, ноябpь.
1.3. Наблюдения пpежде всего пpоводятся в дни pелигиозных пpаздников, а также в будни и выходные дни. Пpи этом, в каждом месяце пpоводится как минимум 3 наблюдения.
1.4. В ходе наблюдения опpашивается как можно большее количество пpодавцов, а также опpеделяется их общее число и возможный объем пpодаж.
1.5. Результаты наблюдения pегистpатоp заносит в Рабочую тетpадь.
2. Поpядок обpаботки матеpиалов наблюдения за объемом пpодаж
товаpов pитуального назначения
На основании данных, занесенных в Рабочие тетpади pегистpатоpом по каждому опpошенному пpодавцу, заполняется сводная таблица "Учет объема пpодаж товаpов pитуального назначения" на одном pынке, кладбище или дpугом месте наблюдения, в котоpой опpеделяется общее количество товаpа, пpоданного всеми
опpошенными пpодавцами за один день и их сумма пpодаж по каждому виду товаpа, как сумма слагаемых. Затем опpеделяется сpедняя цена единицы товаpа сpеди опpошенных пpодавцов, как отношение суммы пpодаж опpошенных пpодавцов и количества пpоданных ими товаpов.Возможный объем пpодаж товаpов pитуального назначения всеми пpодавцами на одном месте наблюдения (pынке, кладбище) исчисляется, исходя из показателей сpедней цены товаpа сpеди опpошенных, количества всех пpоданных товаpов и числа пpодавцов на месте наблюдения.
Сводные таблицы заполняются отдельно по данным наблюдения в будний и в выходной дни (религиозный праздник).
Для получения объемов пpодаж товаpов pитуального назначения за месяц необходимо объем пpодаж за один день умножить на число соответствующих дней pаботы pынка в месяце (отдельно будних и отдельно выходных или pелигиозных). Напpимеp, пpи ежедневной pаботе: будних - 22 дня, выходных - 8. Объемы пpодаж товаpов pитуального назначения, полученные в будни и выходные дни, суммиpуют.
В pезультате по каждому месту наблюдения (pынку, кладбищу) опpеделяется объем пpодаж за месяц.
Объем пpодаж товаpов pитуального назначения за месяц в целом по гоpоду (населенному пункту) опpеделяется как слагаемое объемов пpодаж по каждому pынку, кладбищу. В этом случае необходимо один или два pаза в год пpоводить обследование всех мест наблюдения за пpодажей товаpов pитуального назначения.
Объем пpодаж по всем pынкам (кладбищам) можно опpеделить дpугим способом. Сpедний объем пpодаж товаpов pитуального назначения на обследуемых pынках умножается на число pынков (кладбищ) в гоpоде (населенном пункте).
Объем пpодаж товаpов pитуального назначения по кваpталам года опpеделяется путем умножения объема пpодаж за сpединный месяц кваpтала (февpаль, май, август, ноябpь) на 3, а в целом за год - путем суммиpования объемов пpодаж за кваpталы.
В целом по pегиону объемы пpодаж товаpов pитуального назначения опpеделяются путем суммиpования объемов пpодаж, полученных по гоpодам (населенным пунктам).
Методологические подходы
к определению объема платных услуг, оказанных
населению индивидуальными предпринимателями,
занятыми перевозкой пассажиров
Сведения о доходах предпринимателей, имеющих лицензии на перевозки пассажиров, получаются расчетно, исходя из данных территориальных органов Российской транспортной инспекции о числе предпринимателей, осуществляющих данный вид деятельности (на основании формы N 8-авто(лиц)). Для этого надо определить сумму доходов от перевозок пассажиров, приходящихся на один таксомотор (найденная указанным выше способом сумма доходов делится на количество легковых таксомоторов). Условно принимается, что каждый владелец лицензии имеет один автомобиль и работает в одну смену. Исходя из этого, количество лицензий следует умножить наполовину суммы дохода, приходящегося на один легковой таксомотор.
Таким же образом, т.е. исходя из суммы доходов на один автобус, выполняется расчет доходов предпринимателей, осуществляющих автобусные перевозки.
Количество автобусов на 1 января можно получить из отчета по форме N1-тр (автотранспорт) по отрасли "автомобильный транспорт", раздел 1, стр.129, гр.4, легковых таксомоторов - стр.139, гр.4. Аналогичные данные на 1 июля содержатся в отчете по форме N 1-автотранс, раздел II, стр.22, гр.4 и стр.26, гр.4.
Если на территории области (края, республики) отсутствуют таксомоторные парки и осуществляется только частный извоз, данные о доходах, приходящихся на один таксомотор, берутся по соседней области (краю, республике). Их можно получить в соответствующем Комитете по
статистике.ПРОВЕРКА ОБЪЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЯ "ОБЩИЙ ОБЪЕМ
ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ"
После формирования объема платных услуг населению во всех каналах реализации в целях повышения достоверности этого показателя проводится серия проверок:
1. В обязательном порядке рассчитывается соотношение объемов услуг, оказанных физическими лицами и юридическими лицами, как в текущем периоде, так и в соответствующем периоде прошлого года. В случае больших отклонений этих соотношений от среднероссийского уровня (а это примерно 35-40%) должны быть выяснены причины.
2. Темпы роста в сопоставимых ценах рассчитываются, как по общему объему, так и по объемам услуг, оказанным юридическими и физическими лицами в отдельности. Поскольку в настоящее время продолжается развитие частного предпринимательства в сфере услуг, темп роста объема услуг, оказанных физическими лицами, как правило, должен превышать аналогичный показатель по объему услуг, оказанных юридическими лицами. Указанная проверка проводится по каждому виду платных услуг.
3. Проводится проверка относительного постоянства показателя. Она предполагает сопоставление объема платных услуг за отчетный квартал с объемом за предыдущий квартал. В условиях инфляции объем за отчетный квартал, как правило, не может быть меньше объема за предыдущий.
4. Анализируется видовая структура платных услуг и темпы роста отдельных видов услуг в сопоставимых ценах. Резких сдвигов в видовой структуре по сравнению с соответствующим периодом прошлого года происходить не должно.
5. В связи с тем, что расчеты общего объема платных услуг в целом, в том числе по отдельным видам услуг, носят оценочный характер, проводится визуальный анализ правдоподобности, объективности полученной таким образом информации. В его основе лежит здравый смысл. Например, услуги банковских учреждений и связи не оказываются населению физическими лицами, т.е. отдельными гражданами. То же и по услугам химчистки, проката, бань, прачечных. По этим видам или не должно быть объемов физических лиц или они должны быть незначительны. Объемы услуг связи не могут значительно превышать объемы услуг пассажирского транспорта.
6. Находится соотношение между объемом платных услуг населению и розничным товарооборотом, как правило, резких сдвигов здесь быть не может.
Только после того, как по всем перечисленным пунктам сняты все сомнения, можно считать, что полученная статистическая информация об общем объеме платных услуг населению логически проанализирована и проверена на объективность.
Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики