4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ

В настоящее время выборочным обследованиям населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы), проводимым путем опроса населения, принадлежит ведущая роль в организации статистического наблюдения за процессами на рынке труда в России. Это сравнительно новый источник информации, который был внедрен в статистическую практику России с началом перестройки экономики в целях получения статистических данных о масштабах и структуре безработицы, изучения экономической активности и занятости населения на основе методов, принятых в международной практике.

Коренные изменения в экономике и на российском рынке труда (развитие частного сектора и новых форм приложения труда, многократное увеличение количества субъектов экономической деятельности), трудности в применении традиционных методов сбора данных выдвинули на передний план задачу изменения приоритетов в организации статистики, принятия новых концепций и определений, новых методов сбора данных.

Сбор сведений об экономически активном населении путем опроса населения в домашних хозяйствах широко распространен в странах с рыночной экономикой. Он имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими источниками информации.

Это наиболее гибкий из всех инструментов сбора данных, обеспечивающий получение взаимосвязанной информации по различным аспектам изучаемого явления.

Обследование населения по проблемам занятости - это единственный источник информации, позволяющий производить одновременно измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ), оценить реальные размеры безработицы как в целом по стране, так и по каждому субъекту Российской Федерации. Данные органов государственной службы занятости о регистрации безработных не характеризуют в полной мере ситуацию и тенденции на рынке труда.

Обследование населения по проблемам занятости является основным источником статистической информации о качественном составе рабочей силы, структуре фактической безработицы, причинах незанятости, способах поиска работы и его продолжительности, структуре экономически неактивного населения.

Сбор информации о занятости путем опроса населения в домашних хозяйствах позволяет охватить все сферы экономической деятельности и все категории трудящихся (включая неформальный сектор), занятых созданием товаров и услуг. При этом наличие взаимосвязанной информации о качестве и продолжительности занятости дает возможность производить оценки показателя совокупной занятости или трудовых затрат на всех видах работ.

Показатели экономической активности населения, занятости и общей безработицы используются при составлении прогноза социально-экономического развития России и субъектов Российской Федерации, для выявления территорий с напряженной ситуацией на рынке труда в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875.

С переводом в 1999 г. обследований населения по проблемам занятости на квартальную периодичность роль этого источника в системе информационного обеспечения вопросов занятости и безработицы существенно возросла.

Сбор информации об экономически активном населении и его составляющих с квартальной периодичностью позволил проследить сезонные колебания показате-лей занятости и безработицы, обеспечил ежеквартальный мониторинг рынка труда как для федерального уровня, так и для уровня субъектов Российской Федерации.

Организация обследований с квартальной периодичностью обеспечила необходимую информационную базу для более точных средних годовых оценок трудовых затрат на производство товаров и услуг, так как проводимое ранее в межсезонный период ежегодное обследование не позволяло в полной мере учесть трудовые затраты в отраслях с сезонным характером производства.

К отрицательным моментам можно отнести высокую трудоемкость и стоимость данного обследования, недостаточный охват выборкой небольших районов и групп населения, наличие определенной доли ошибки (обусловленной выборкой) в значениях показателей, неточности в оценке населением отраслевой принадлежности организаций, в которых они работали.

История обследования населения
по проблемам занятости

В России этап подготовительных работ по организации обследований населения по проблемам занятости был начат в 1991 г. в рамках реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.

На этапе подготовительных работ к проведению обследования населения по проблемам занятости в России была изучена практика организации обследований рабочей силы в странах с рыночной экономикой, изучены резолюции Международных конференций статистиков труда и рекомендации МОТ по статистике экономической активности населения, занятости и безработицы.

С учетом международного опыта и стандартов МОТ был разработан инструментарий обследования населения по проблемам занятости, а также понятия и определения, вводимые в статистическую практику для измерения экономической активности населения, занятости и безработицы.

Методология формирования выборочной сети объектов наблюдения для проведения опроса населения по проблемам занятости была разработана НИИ статистики Госкомстата России. В качестве основы выборки были использованы материалы переписи населения 1989 г.

Размер выборки составлял 0,54 % населения в возрасте 15-72 лет. Масштабы выборки были определены с учетом необходимости получения представительных данных на уровне республик, краев, областей. Отбор единиц наблюдения производился централизованно на базе банка данных Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Госкомстата России (ГМЦ Госкомстата России). Сформированная выборка доводилась до территориальных органов государственной статистики.

Пробное обследование населения по проблемам занятости было проведено в июне 1992 г. на территории Орловской области. В ходе этого обследования был апробирован разработанный инструментарий и методологические подходы к организации полевых работ.

Первое полномасштабное обследование населения по проблемам занятости в Российской Федерации было проведено по состоянию на последнюю неделю октября 1992 г.

Для проведения следующего обследования по состоянию на последнюю неделю октября 1993 г. выборка была обновлена на 20 % машинным способом с использованием методологии, разработанной НИИ статистики Госкомстата России.

Для обследования по состоянию на последнюю неделю октября 1994 г. обновление выборки было произведено вручную путем замены домохозяйств, в составе которых на момент обследования были лица в возрасте старше 72 лет, на домохозяйства, в которых были подростки в возрасте 15 лет.

В 1995 г. было проведено два обследования населения по проблемам занятости: по состоянию на последнюю неделю марта и на последнюю неделю октября. Размер выборки для каждого из этих обследований был уменьшен до 0,14-0,15 % численности населения в возрасте 15-72 лет. Для обследования на последнюю неделю марта 1995 г. в качестве основы выборки использовался массив обследованного населения по проблемам занятости в октябре 1994 г. Для октября 1995 г. было произведено полное обновление выборки на основе материалов микропереписи населения 1994 г.

В 1996 г. обследование было проведено по состоянию на последнюю неделю марта, в 1997-1998 гг. - по состоянию на последнюю неделю октября. Для каждого из этих обследований начиная с октября 1996 г. осуществлялось ежегодное обновление выборки на 20 %.

Начиная с 1999 г. во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1226 "О присоединении Российской Федерации к Специальному стандарту распространения данных (ССРД) МВФ" обследования населения по проблемам занятости переведены на квартальную периодичность. Рекомендации ССРД предписывают по статистике рынка труда публикацию ежеквартальных данных о занятости и безработице.

Для квартальных обследований населения по проблемам занятости была разработана новая модель формирования выборочной совокупности домашних хозяйств - независимые квартальные выборки, т.е. обновление выборки из квартала в квартал осуществляется на 100%. Такое построение выборки позволяет объединять совокупности обследованных персон нескольких последовательных квартальных опросов, увеличивая, таким образом, размер анализируемой совокупности. Повторное включение адресов в выборку может производиться по истечении двух лет.

Объем выборки для квартальных обследований определен в размере 0,06 % численности населения в возрасте 15-72 лет на квартал и 0,24 % - на год. В качестве основы выборки используются материалы микропереписи населения 1994 г.

Обновление основы выборки будет произведено после обработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 г.

В 2001 г. для 13 субъектов Российской Федерации в целях повышения представительности результатов обследования об отраслевой структуре занятости были увеличены размеры выборочной совокупности объектов наблюдения. Эти субъекты Российской Федерации принимали участие в выполнении по итогам за 2001 г. экспериментальных расчетов совокупных затрат труда на основе интеграции данных, получаемых из различных источников.

Охват объектов наблюдения обследованием
населения по проблемам занятости 

Отчетные
периоды
обследования
(последняя неделя месяца)

Фактически
опрошено населения в возрасте 15-72 лет

Охват регионов России

человек

в % к
числен-
ности
населения этого воз-
раста

1992 год

Октябрь

575496

0,54

Обследование не проводилось в Республиках Ингушетия и Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике

1993 год

Октябрь

581145

0,54

Обследование не проводилось в Республиках Ингушетия и Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Чукотском АО

1994 год

Октябрь

618120

0,57

Обследование не проводилось в Республиках Ингушетия и Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Чукотском АО

1995 год

Март

162154

0,15

Обследование не проводилось в Республиках Ингушетия и Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Чукотском АО

Октябрь

154424

0,14

Обследование не проводилось в Чечен-
ской Республике и Чукотском АО

1996 год

Март

154929

0,14

Обследование не проводилось в Чечен-
ской Республике и Чукотском АО

1997 год

Октябрь

149443

0,14

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

1998 год

Октябрь

160817

0,15

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

1999 год

Февраль

65748

0,06

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

Май

66145

0,06

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

Август

66123

0,06

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

Ноябрь

66979

0,06

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

2000 год

Февраль

64935

0,06

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

Май

65114

0,06

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

Август

64833

0,06

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

Ноябрь

65461

0,06

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

2001 год

Февраль

72417

0,066

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

Май

72993

0,066

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

Август

72390

0,066

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

Ноябрь

73544

0,067

Обследование не проводилось в Чеченской Республике

 

Основные принципы
организации проведения обследования

Обследование населения по проблемам занятости проводится в регионах Российской Федерации на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста.

Период наблюдения. Обследование проводится по состоянию на критическую (обследуемую) неделю. Критическая неделя длится с понедельника по воскресенье. С 1999 г. обследование проводится один раз в квартал по состоянию на последнюю (критическую) неделю второго месяца квартала, т.е. февраля, мая, августа, ноября.

Единицы наблюдения. Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет - члены этих домашних хозяйств.

Домашним хозяйством считается:

один человек, проживающий в отдельном жилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающий себя всем необходимым для жизни и не объединяющий средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении;

два человека или более, проживающие совместно в отдельном жилом помещении, части его или нескольких жилых помещениях и обеспечивающие себя всем необходимым для жизни посредством ведения общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Эти лица могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми, и другими.

Лица, снимающие жилое помещение у отдельных граждан, в состав домохозяйства владельца жилого помещения не входят и считаются отдельными домохозяйствами.

Лица, нанятые для работы по дому (домашняя прислуга) и проживающие в помещении своего работодателя, в составе домохозяйства своего работодателя не учитываются (независимо от того, что они за свой труд получают питание и проживание), а рассматриваются как отдельные домохозяйства.

В составе домашнего хозяйства могут быть учтены лица, не имеющие родственных связей с членами домашнего хозяйства, но проживающие в данном помещении и ведущие одно хозяйство (пожилые или другие лица, находящиеся на попечении хозяйства).

В домашних хозяйствах по отобранным адресам обследуются лица, постоянно (обычно) проживающие в этом помещении.

Постоянным местом жительства, как правило, считается тот населенный пункт, дом, квартира, где опрашиваемый постоянно (обычно) проводит большую часть своего времени. Это место может совпадать или не совпадать с его юридическим постоянным местом жительства (где человек прописан или зарегистрирован).

Не обследуются лица, проживающие в коллективных домашних хозяйствах: общежитиях, школах-интернатах, интернатах для престарелых и других институциональных заведениях, монастырях и прочих жилых коллективных помещениях.

Методологическое сопровождение проведения обследований населения по проблемам занятости обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, который с участием подведомственных организаций разрабатывает:

инструментарий обследования (Анкету выборочного обследования населения по проблемам занятости (см. приложение), Инструкцию о порядке заполнения Анке-ты, Карточку на помещение, письмо-обращение к населению, классификаторы видов деятельности и занятий);

методологические и организационные положения по проведению обследования;

методологию формирования выборки домашних хозяйств;

методологию взвешивания и распространения результатов обследования;

методологию формирования производных признаков обследования и построения базы микроданных;

методологическую документацию для пользователей базы микроданных;

методические рекомендации для работников территориальных органов государственной статистики по подбору и инструктированию интервьюеров;

методическое пособие для интервьюеров по проведению опроса населения;

технологию компьютерной обработки материалов обследования и создания баз данных.

Госкомстат России обеспечивает формирование выборки домашних хозяйств, тиражирование инструментария обследования и инструктивно-методических материалов.

Организация проведения обследования на региональном уровне осуществляется территориальными органами государственной статистики, которые:

систематически проводят актуализацию основы выборки;

формируют списки адресов домашних хозяйств, подлежащих обследованию;

организуют выверку отобранных для обследования адресов на предмет их существования и факта проживания по ним граждан;

проводят дополнительный отбор домашних хозяйств, вселившихся в течение года в новые жилые дома;

с учетом территориального расположения выборки и определенной нагрузки на одного интервьюера (счетчика) формируют счетные участки для каждого интервьюера (счетчика) и составляют для них перечень домохозяйств, подлежащих обследованию;

ведут картотеку домашних хозяйств, участвующих в обследовании;

организуют оповещение населения о предстоящем обследовании;

проводят подбор и инструктирование интервьюеров;

назначают интервьюеров-инструкторов, ответственных за работу группы интервьюеров;

обеспечивают интервьюеров инструментарием и инструктивно-методическими материалами для организации работы по проведению опроса, перечнем домохозяйств, подлежащих обследованию, удостоверениями установленного образца;

организуют обход населения интервьюерами (счетчиками);

организуют выборочную проверку работы интервьюеров (счетчиков);

проводят первичный контроль и кодирование Анкет обследования, ввод данных в компьютер.

Опрос населения. Опрос населения начинается в первый понедельник после критической (обследуемой) недели и проводится интервьюерами в течение последующих двух недель путем непосредственного посещения домашних хозяйств.

При непосредственном посещении домашнего хозяйства ответы на вопросы Анкеты могут быть получены как от самого респондента, так и со слов совместно проживающих членов домашнего хозяйства в случае отсутствия респондента в момент опроса. Участие населения в обследовании является добровольным.

При обследовании населения по проблемам занятости применяется метод ведения опроса по стандартизированному бланку Анкеты с готовым текстом вопросов. Это гарантирует, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности.

Подобным образом стандартизированы способы записи ответов интервьюерами. Это гарантирует, что ответы на один и тот же вопрос от разных респондентов записаны сопоставимым методом.

Интервьюеры (счетчики):

в период обследуемой недели (в отчетный период) проводят предварительный обход населения по отобранным для обследования адресам с целью оповещения о проводимом обследовании и согласования даты и времени проведения непосредственного интервью;

заполняют Карточки на помещения по включенным в выборку адресам;

проводят опрос лиц в возрасте 15-72 лет по вопросам Анкеты и отмечают ответы на бланке Анкеты;

проводят первичный логический контроль ответов на отдельные вопросы Анкеты в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения Анкеты;

после завершения опроса граждан по всем отобранным для обследования адресам составляют Отчет о выполненной работе интервьюера (счетчика);

передают интервьюеру-инструктору заполненный Отчет о работе интервьюера (счетчика), заполненные бланки Анкет, Карточки на помещение.

Интервьюеры-инструкторы:

руководят работой группы интервьюеров и контролируют выполнение объема работ каждым интервьюером;

в период обследуемой недели (в отчетный период) проводят совместно с интервьюерами предварительный обход населения по отобранным для обследования адресам с целью оповещения о проводимом обследовании и согласования даты и времени проведения непосредственного интервью;

при необходимости оказывают помощь интервьюерам (счетчикам) в установлении контакта с домашним хозяйством и в проведении опроса;

принимают Анкеты от интервьюеров (счетчиков) и осуществляют контроль полноты и правильности заполнения Анкет;

проводят выборочные проверки работы интервьюеров (счетчиков).

Схема обработки информации при проведении квартальных обследований населения по проблемам занятости состоит из следующих основных этапов:

на региональном уровне:

ввод и контроль данных;

создание информационного массива по первичным признакам Анкеты;

передача индивидуальных записей на федеральный уровень;

загрузка полученных с федерального уровня информационных массивов микроданных последнего обследования в региональные базы микроданных;

формирование публикационных материалов;

на федеральном уровне:

контроль полученной с регионального уровня информации;

создание объединенного информационного массива первичных записей;

автоматическая корректировка ответов на вопросы Анкеты для отдельных категорий опрошенных;

формирование производных признаков; расчет индивидуальных весов;

создание базы микроданных;

формирование агрегированных данных в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации;

формирование публикационных материалов;

доведение до территориальных органов государственной статистики информационных массивов микроданных последнего обследования для загрузки в региональные базы микроданных.

Автоматическая корректировка первичных ответов на вопросы Анкеты производится начиная с 1999 г. для следующих категорий опрошенного населения:

лиц, указавших при проведении опроса, что они вообще не имели оплачиваемой работы или не имели дополнительной оплачиваемой работы или доходного занятия, но сообщивших о наличии занятости в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг для реализации;

лиц, указавших при проведении опроса, что они отсутствовали на основной работе в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет или
в связи с отпуском по инициативе администрации без сохранения заработной платы 6 месяцев и более.

Корректировка первичных ответов на вопросы Анкеты производится с учетом следующих методологических положений:

занятость в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции, товаров и услуг для реализации считается доходным занятием;

не считаются "имеющими работу и временно отсутствующими" и не учитываются в числе занятого населения:

лица, отсутствующие на работе в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет;

лица, длительно отсутствующие на работе в связи с отпуском без сохранения содержания по инициативе администрации, если период отсутствия на работе составлял 6 месяцев и более.

Организация выборки объектов наблюдения
для квартальных обследований

Модель организации квартальных обследований населения по проблемам занятости разработана на основе независимых (непересекающихся) квартальных выборок, обеспечивающих представительные итоги в целом по России - по данным выборки каждого квартала, по субъектам Российской Федерации - на основе объединения четырех квартальных выборок.

Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что для каждого последующего обследования все единицы наблюдения отобранной совокупности предыдущего квартала заменяются новыми. Адреса, участвующие в обследовании, могут повторно включаться в выборку по истечении двух лет.

Представительность выборки

Для проведения квартальных обследований населения по проблемам занятости годовой объем выборочного массива по России в целом составляет около 260 тысяч лиц в возрасте 15-72 лет (приблизительно 120 тысяч домашних хозяйств), что соответствует 0,24% численности населения данного возраста. Ежеквартально в целом по России обследуются около 65 тысяч лиц в возрасте 15-72 лет (около 30 тысяч домашних хозяйств), или 0,06% от численности населения данного возраста.

По субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора с учетом относительной вариации по показателю "уровень безработицы", заданной степени относительной точности по этому показателю (не более 1,5%, 5%, 8-10%, соответственно в целом по России, ряду крупных и средних регионов, небольших по численности населения регионов), а также общей численности населения в регионе.

Размер квартальной выборки гарантирует получение представительных итогов в пределах заданной степени точности и разрезов разработки в целом по Российской Федерации.

Общий план и основа выборки

Для квартальных обследований населения по проблемам занятости выборочная совокупность объектов наблюдения формируется в два этапа.

На первом этапе формируется расслоенная двухступенчатая вероятностная выборка в объеме годового массива, из которой на втором этапе производится случайное построение четырех независимых подвыборок.

Основой выборки на первой ступени является совокупность счетных участков, сформированных на базе информационного массива микропереписи населения 1994 г. Совокупность счетных участков (папок) составляется для каждого региона отдельно по городскому и сельскому населению.

Информационной основой для построения годовой выборки домашних хозяйств на второй ступени является выборочная совокупность счетных участков, отобранная на первой ступени (отдельно по городскому и сельскому населению).

Единицей отбора на первой ступени является счетный участок, на второй ступени - домашнее хозяйство (бланк микропереписи - БМ).

Формирование выборки осуществляется централизованно на федеральном уровне в разрезе каждого субъекта Российской Федерации.

Расслоение выборки

При формировании выборки процедура расслоения используется на нескольких уровнях.

Уровень I - территориальное расслоение (два слоя) с учетом места проживания населения: городская местность, сельская местность. Задачей расслоения на первом уровне является повышение точности оценивания в целом по России и вычисление отдельных оценок по городскому и сельскому населению.

Уровень II - формирование "подслоев" с учетом структуры социально-экономических и демографических признаков. К этим признакам относятся:

распределение подлежащих обследованию домашних хозяйств по размеру, принадлежности и типу жилого помещения;

распределение подлежащих обследованию лиц по проживанию в домохозяйстве определенного размера, по возрасту, полу, источникам средств существования, уровню образования, национальности.

"Подслои" формируются на первой и второй ступенях:

на первой ступени образованные подслои характеризуют многомерную стратификацию единиц отбора (счетных участков) этой ступени по структурным соотношениям указанных выше признаков;

на второй ступени "подслои" представляют одномерную стратификацию единиц отбора этой ступени, т.е. БМ, по признаку "размер домашнего хозяйства".

Задачами расслоения на втором уровне являются:

обеспечение представительства в выборке разнообразных типов домашних хозяйств;

ожидаемое повышение точности оценивания за счет снижения внутригнездовой корреляции;

повышение эффективности оценок на уровне региона и в целом по России.

Дополнительный слой для выборки составляют лица, вселившиеся в течение года в новые жилые помещения. Формирование этого слоя осуществляется на основе ежегодной актуализации основы выборки. Отбор домашних хозяйств в новых домах производится территориальными органами государственной статистики по специальной схеме, разработанной Госкомстатом России.

В процессе подготовительной работы перед проведением обследования территориальные органы государственной статистики организуют выверку адресов сформированной выборки на предмет их существования и факта проживания по ним граждан. Жилые помещения, выпадающие из обследования в связи с тем, что к моменту выверки дом разрушен, поставлен на капитальный ремонт с выселением жильцов, сдан под офис и т.д., заменяются новыми адресами. Замена производится в соответствии с рекомендациями, разработанными Госкомстатом России.

Определение размера выборки

Размер выборки для квартальных обследований населения по проблемам занятости определяется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации с учетом относительной вариации по показателю "уровень безработицы" и заданной степени относительной точности по этому показателю.

При расчете объема выборки учитывается показатель - эффект плана:

где - дисперсия оценки доли признака "уровень безработицы" при двухступенчатой выборке;

- дисперсия оценки доли указанного признака при случайной выборке аналогичного размера.

Показатель определялся на основе данных выборочного обследования населения по проблемам занятости 1999 г. При этом сначала вычислялся объем случайной выборки при заданном уровне точности (8%, t = 1,645, p = 0,9) и известной вариации показателя "уровень безработицы". Затем полученный объем случайной выборки по каждому региону умножался на соответствующее значение . Его величина находилась в пределах:

На каждой из ступеней формирования выборки ее относительный объем (доля отбора) определяется на основании уравнения:

(1)

где f - общая доля отбора:

(2)

 - доля отбора счетных участков в микропереписи населения (= 0,05).
Величина = 0,05 характеризует относительный объем выборочной совокупности микропереписи населения. Эта величина (равно как и ) расчетная и определяется с учетом требований к построению данной выборки. Для ее формирования используется систематическая выборка, начало отбора определяется случайно;

 - доля отбора счетных участков из основы выборки на первой ступени:

 ;

 - доля отбора домашних хозяйств на второй ступени (в выбранных на первой ступени счетных участках):

.;

m' - общее число лиц в возрасте 15-72 лет, подлежащих отбору;

M' - число лиц в возрасте 15-72 лет в генеральной совокупности;

n' - число отбираемых счетных участков на первой ступени;

N' - общее число счетных участков в основе выборки;

k - число домашних хозяйств, подлежащих отбору;

M - число домашних хозяйств в N'-счетных участках.

Модель выборки

Для проведения ежеквартальных обследований населения по проблемам занятости формирование выборочной совокупности домашних хозяйств проводится в два этапа.

На первом этапе, как уже указывалось ранее, формируется годовой выборочный массив домашних хозяйств. Для его построения используется двухступенчатая выборка.

Общее количество счетных участков, подлежащих отбору на первой ступени, должно быть кратно четырем (обследование проводится в каждом из четырех кварталов). Объем выборки на первой ступени зависит также от количества лиц в возрасте 15-72 лет, подлежащих обследованию в каждом квартале, количества счетных участков в основе главной выборки (микропереписи населения) и продолжительности ее использования для проведения ежеквартальных обследований, средней нагрузки на интервьюера при проведении опроса.

Многомерное расслоение на первой ступени проводится в соответствии с планом выборки (отдельный элемент счетного участка представляет одну из стратификаций группировочных признаков).

Число счетных участков каждом "подслое" определяется по формуле:

Из каждого образованного "подслоя" случайно отбирается один счетный участок.

Информационной основой для построения годовой выборки домашних хозяйств на второй ступени является выборочная совокупность счетных участков, отобранная на первой ступени (отдельно по городскому и сельскому населению).

Одномерное расслоение БМ проводится по признаку "размер домашнего хозяйства". Число домашних хозяйств, подлежащих отбору в выбранных счетных участках, определяется из уравнения:

(3)

где -- доля отбора домашних хозяйств на второй ступени .

На второй ступени домашнее хозяйство (бланк микропереписи) также отбирается случайно из интервала. Число домашних хозяйств определяется по формуле:

На втором этапе в целях определения выборочной совокупности домашних хозяйств для каждого квартального опроса формируются случайно четыре независимых подвыборки, каждая из которых состоит из определенного числа счетных участков и отобранных в них домашних хозяйств. Формирование этих подвыборок производится на основе годового массива домашних хозяйств, построенного в региональном разрезе (отдельно по городскому и сельскому населению).

Каждая из подвыборок формируется в результате последовательного отбора случайных чисел. Первые отобранные четыре случайных числа представляют каждую из четырех подвыборок. Последующие числа также характеризуют принадлежность счетного участка определенной подвыборке. Размер подвыборок зависит от расчетного числа счетных участков, состояния основы выборки и ее объема. Случайный отбор счетных участков в независимые подвыборки проводится до их соответствия определенному размеру.

Результаты формирования независимых подвыборок направляются в территориальные органы государственной статистики и являются основой для проведения ежеквартальных опросов населения.

В первом квартале обследуется одна из четырех подвыборок (например, № 1). Во втором квартале выборка первого квартала заменяется полностью. Вместо этой выборки обследованию подлежит подвыборка № 2 счетных участков и домашних хозяйств. В третьем квартале подвыборка второго квартала заменяется полностью на подвыборку № 3, а в четвертом квартале третья подвыборка полностью заменяется на подвыборку № 4.

В соответствии с изложенной моделью общая вероятность отбора домашнего хозяйства Р равна:

  (4)

где - вероятность отбора счетного участка в микропереписи населения,

= 1/20 при = 0,05;

- вероятность отбора счетного участка на первой ступени:

  или

- вероятность отбора домашнего хозяйства на второй ступени:

  или

Если Ń׳ не кратно , то часть участков отбирается с , а другая
часть - с

Если M не кратно k, то часть домашних хозяйств отбирается с , а

другая часть - с

Базовые (первоначальные) веса выборки V вычисляются по формуле:

(5)

Базовые веса подлежат корректировке с использованием внешней информации. В качестве последней при распространении выборочных данных обследования населения по проблемам занятости используется информация текущей статистики населения. Это позволяет получать не только согласованные данные, но и более точные оценки статистических параметров.

Формирование распространенных данных
и оценка точности результатов

Расчет весовых коэффициентов

Формирование итогов, т.е. получение распространенных данных, осуществляется на основе индивидуальных коэффициентов взвешивания, скорректированных по данным текущей статистики по половозрастному составу.

Расчет индивидуальных весов производится методом итеративного взвешивания выборки с использованием в качестве генеральной совокупности внешних данных о численности населения на начало года. При взвешивании выборочной совокупности обследованных персон в феврале и мае используются демографические данные на начало предыдущего года, при обработке результатов обследования за август и ноябрь - данные на начало текущего года. Процедура взвешивания заключается в сопоставлении выборочной совокупности обследованных персон, распределенной по группам с учетом половозрастной и региональной характеристик, со всей совокупностью населения, распределенной по этим же характеристикам.

При расчете индивидуальных весов взвешивание в одной итерации производится последовательно в три этапа.

Первая итерация

На первом этапе производится расчет базовых весов выборки в целом по России без учета регионального разреза отдельно по мужчинам и женщинам и 38 возрастным группам: с 15 до 24 лет - однолетним, с 25 до 49 лет - пятилетним, с 50 до 72 лет - однолетним:

 

Мужчины

Женщины

В целом по Российской Федерации, человек

 

 

Лица в возрасте, лет:

 

 

     однолетние группы:

 

 

15

 

 

16

 

 

17

 

 

...

 

 

24

 

 

     пятилетние группы:

 

 

25-29

 

 

30-34

 

 

35-39

 

 

40-44

 

 

45-49

 

 

     однолетние группы:

 

 

50

 

 

51

 

 

52

 

 

...

 

 

72

 

 

Расчет базовых весов производится путем деления общей численности населения в целом по России (по сумме регионов, проводивших обследование), распределенной по указанным выше характеристикам, на численность обследованных лиц, распределенных по этим же характеристикам.

На втором этапе производится расчет первого корректирующего коэффициента с распределением промежуточных распространенных данных и всей совокупности населения на группы по следующим характеристикам: регион (субъект Российской Федерации), вид поселения (город, село), пол (мужчины,женщины):

 

Мужчины

Женщины

город

село

город

село

По субъектам Российской Федерации, человек

 

 

 

 

Белгородская область

 

 

 

 

Брянская область

 

 

 

 

Владимирская область

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

Расчет корректирующего коэффициента производится путем деления общей численности населения, распределенной по указанным выше характеристикам, на промежуточные распространенные данные первого этапа, распределенные аналогичным образом.

При этом на данном этапе для каждого региона России разный корректирующий коэффициент будет исчислен для каждой из следующих совокупностей: мужчины в сельской местности, мужчины в городской местности, женщины в сельской местности, женщины в городской местности.

На третьем этапе производится расчет второго корректирующего коэффициента на основе распределения промежуточных распространенных данных второго этапа (полученных после умножения на первый корректирующий коэффициент) и всей совокупности населения на группы по следующим характеристикам: регион, пол и 11 пятилетних возрастных групп:

 

Мужчины

Женщины

По субъектам Российской Федерации, человек

 

 

Белгородская область

 

 

лица в возрасте, лет:

 

 

15-19

 

 

20-24

 

 

25-29

 

 

30-34

 

 

35-39

 

 

40-44

 

 

45-49

 

 

50-54

 

 

55-59

 

 

60-64

 

 

65-72

 

 

Брянская область

 

 

лица в возрасте, лет:

 

 

...

 

 

Владимирская область

 

 

лица в возрасте, лет:

 

 

...

 

 

Расчет корректирующего коэффициента производится путем деления общей численности населения на промежуточные распространенные данные второго этапа по соответствующим половозрастным группам.

На данном этапе для одного региона рассчитывается 22 различных по значению корректирующих коэффициента. При этом в рамках одного региона и одной возрастной группы мужчины (или женщины) как в городской, так и сельской местности имеют одинаковый корректирующий коэффициент.

Вторая итерация

Во второй итерации последовательно производятся операции по корректировке первоначального (базового) веса и промежуточных распространенных данных по тем же признакам, что и для трех этапов первой итерации.

На окончательном этапе весовой коэффициент (индивидуальный вес) для каждой стратификационной группы представляет собой произведение первоначального (базового) веса, рассчитанного на первом этапе взвешивания в первой итерации, и всех корректирующих коэффициентов, полученных в первой и второй итерациях.

Индивидуальные веса, рассчитанные для квартального выборочного массива единиц наблюдения, используются при формировании агрегированных данных по соответствующему кварталу. Распространенные данные, полученные на основе квартальной выборки, представительны для федерального уровня.

Для увеличения объема анализируемой выборочной совокупности и повышения представительности по регионам вводится процедура объединения массива четырех последовательных независимых квартальных выборок и расчета индивидуальных весов для этих объединенных массивов. Индивидуальные веса для объединенного массива четырех последовательных квартальных опросов исчисляются путем деления на 4 значений весов, рассчитанных для изолированных квартальных выборок, и используются при формировании агрегированных (распространенных) данных по признакам соответствующей объединенной совокупности обследованных лиц как по республикам, краям, областям, автономным округам, принимавшим участие в обследовании, так и в целом по России.

Объединение выборочных массивов четырех последовательных опросов и формирование на их основе распространенных результатов обследования производится ежеквартально по принципу расчета "скользящей средней". Эти данные являются средними за соответствующий период и представляют величину показателя, в которой в определенной степени устранено влияние сезонных колебаний.

Индивидуальный вес присваивается каждой отдельной единице наблюдения - персоне, вводится в базу микроданных в качестве производного признака и используется при оценке статистических характеристик, т.е. при формировании распространенных данных на всю численность населения обследуемого возраста по любым показателям программы обследования.

Оценка статистических характеристик
и ее точность

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости вычисляются следующие показатели: среднее значение признака, суммарное значение признака, абсолютное и относительное значение признака.

Оценка статистических характеристик по указанным показателям производится на основе микроданных и индивидуальных весовых коэффициентов, исчисленных в i-й страте с использованием внешней информации (данных текущей статистики населения по половозрастному составу).

При оценке статистических характеристик по результатам квартального опроса применяются следующие формулы.

Оценка общего количества единиц анализа :

(6)

где l - число страт или образованных слоев;

- количество лиц в выборке, принадлежащих i-й страте и обладающих определенным признаком;

j - индекс квартала года;

- индивидуальный вес лица (персоны), принадлежащего i-й страте (i = 1, 2, 3, ... , l).

Оценка доли единиц с определенным признаком :

, (7)

где - численность населения в возрасте 15-72 лет соответственно по территории, по которой производится оценивание статистических характеристик.

Дисперсия оценки общего количества единиц анализа:

, (8)

где - дисперсия доли признака в i-м слое (страте) j-го квартала по выборке:

 - доля отбора единиц в i-й страте в j-м квартале:

- число единиц в возрасте 15-72 лет в i-й страте по генеральной совокупности

При расчете дисперсии оценки по формуле множитель 1 - fij (поправка на конечность совокупности) не использовался, так как доля отбора годовой выборки измеряется в промилях, т.е. fij " 0,05.

Дисперсия оценки доли единиц с определенным признаком:

  (9)

 

Для получения осредненных оценок статистических характеристик по четырем кварталам производится коррекция индивидуальных весов в j-м квартале путем деления на четыре индивидуальных квартальных весов в i-й страте. При вычислении по приведенным формулам осредненных оценок по четырем кварталам суммирование по i-й страте осуществляется с учетом данных объединенного выборочного массива четырех последовательных квартальных опросов.

Для получения осредненных оценок статистических характеристик по сумме четырех кварталов используются следующие формулы:

(10)

(11)

где - оценка статистических характеристик (численность и доли лиц, обладающих определенным признаком) по сумме четырех кварталов;

- скорректированный индивидуальный вес персоны в в i-й страте j-го квартала (j = 1, 2, 3, 4).

Дисперсия оценки :

(12)

Дисперсия оценки :

(13)

В 1качестве показателей "точности оценивания" статистических характеристик по результатам квартальных обследований населения по проблемам занятости, т.е. количественной меры возможного отклонения оценки от действительного значения параметра, используются показатели, в основе которых лежит стандартная ошибка выборки (корень квадратный из дисперсии оценки):

стандартная ошибка выборки m, которая показывает порядок величины возможного отклонения оценки от параметра;

стандартная относительная ошибка выборки , которая показывает в процентах величину возможного отклонения оценки от параметра;

величина доверительного интервала , представляющая диапазон, в котором заключен неизвестный параметр, где t - квантиль стандартного нормального распределения, соответствующий желательной доверительной вероятности (при p = 0,9845 t = 2; p = 0,95 t = 1,96; p = 0,9 t = 1,645).

Выбор модели расчета показателей точности базируется на принятом способе вычисления оценок. Исходя из того, что оценка статистических характеристик по результатам обследования населения по проблемам занятости основывается на микроданных и индивидуальных весовых коэффициентах, при расчете точности оценивания статистических характеристик применяется модель расслоенной выборки с произвольным размещением, где каждый слой представляет одну из комбинаций выделенной системы признаков. В разрезе каждого субъекта Российской Федерации количество областей изучения, являющихся составной частью уравнения дисперсии оценки, равно 176, в целом по России оно составляет 15488.

При подготовке публикационных материалов по результатам обследования населения по проблемам занятости производится расчет показателей точности оценивания статистических характеристик по следующей системе признаков:

а) в целом по России:

численность занятого населения;

уровень занятости;

численность безработных;

уровень безработицы;

численность экономически активного населения;

уровень экономической активности;

численность экономически неактивного населения;

уровень экономической неактивности;

численность экономически неактивных граждан, не выразивших желание иметь работу;

численность экономически неактивных граждан, выразивших желание иметь работу;

б) по регионам России:

численность занятого населения;

уровень занятости;

численность безработных;

уровень безработицы;

численность экономически активного населения;

численность экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте.

Стандартная ошибка выборки вычисляется по формулам:

(14)

или

(15)

(16)

или

(17)

 

Стандартная относительная ошибка выборки (коэффициент вариации оценки):

 

(18) (19)

Следует иметь в виду, что

(20)

Границы доверительного интервала для оценок и соответственно

равны:

(21)

Показатели точности оценивания статистических характеристик по определенной системе признаков рассчитываются ежеквартально в целом по стране и для каждого региона при формировании статистического бюллетеня по результатам обследований населения по проблемам занятости.

Формирование бюллетеня по материалам квартальных обследований населения по проблемам занятости осуществляется с использованием информационного массива микроданных и специально разработанного программно-инструментального комплекса.

Анализ показателей точности оценивания статистических характеристик за 2001 г. показал, что годовые оценки численности занятых и безработных в целом являются представительными на региональном уровне. Стандартная относительная ошибка выборки по показателям "численность занятого населения" и "уровень занятости" в 81 из 88 регионов не превышает 2%, в 6 регионах составляет от 2,02% до 2,26%, а в одном регионе - Республике Ингушетия - составляет 4,13% (в среднем по России - 0,13%).

Стандартная относительная ошибка выборки по показателям безработицы по субъектам Российской Федерации соответствует допустимой величине и составляет от 3,27% в целом по Тюменской области, до 11,55% в Калужской области. В автономных округах стандартная относительная ошибка выборки по показателям безработицы составляет от 8,14% в Ханты-Мансийском автономном округе, до 14,18% в Эвенкийском автономном округе (в среднем по России - 0,84%).

Основные учетные признаки обследования населения
по проблемам занятости

Основные учетные признаки обследования населения по проблемам занятости обеспечивают:

классификацию населения по экономической активности по трем категориям - занятые, безработные, экономически неактивные - в соответствии с критериями Международной организации труда;

получение достаточно полных и всесторонних характеристик каждой из этих категорий для анализа ситуации и тенденций на рынке труда по стране в целом и по регионам.

За период проведения обследования населения по проблемам занятости (с 1992 г.) бланк Анкеты пересматривался несколько раз. При этом была обеспечена преемственность принципов формирования основных показателей занятости и безработицы.

Бланк Анкеты для обследований населения по проблемам занятости содержал следующие основные учетные признаки, по которым собиралась информация по годам проведения обследований:

1992-1996 годы

а) сведения о респондентах: пол; возраст; семейное положение; уровень образования;

б) наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась;

в) признаки, характеризующие основную работу: место работы; вид экономической деятельности; профессия, должность; классификация по статусу занятых; вид основной работы и условия найма; причины работы с неполной рабочей неделей; установленная и фактическая продолжительность рабочей недели; причины работы меньше установленной продолжительности рабочей недели или временного отсутствия;

г) сведения о второй работе: наличие дополнительной работы; количество фактически отработанного времени на дополнительных работах;

д) готовность к дополнительной занятости: поиск другой или дополнительной работы; причины поиска другой или дополнительной работы; пожелания по форме дополнительной занятости;

е) поиск работы незанятыми: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю; способы поиска работы; готовность приступить к работе; характер работы, которую безработный ищет; продолжительность поиска работы; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия по безработице;

ж) прошлая деятельность незанятых: наличие когда-либо ранее работы у лиц, классифицируемых как безработные; профессия, должность по последнему месту работы; причины, по которым безработные оставили последнее место работы; наличие специальности (профессии) у незанятых, не имеющих опыта работы;

з) дополнительные сведения об экономически неактивных лицах: социальный статус; причины отказа от поиска работы;

1997-1998 годы

а) сведения о респондентах: пол; возраст; семейное положение; уровень образования; общее число членов домохозяйства; родственные отношения в домохозяйстве;

б) наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась;

в) признаки, характеризующие основную работу: место работы; вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; количество привлекаемых работодателями наемных работников; вид основной работы и условия найма; причины работы с неполной рабочей неделей; обычная и фактическая продолжительность рабочей недели; причины работы меньше обычной продолжительности рабочей недели или временного отсутствия;

г) сведения о второй работе: наличие дополнительной работы; место работы; классификация по статусу занятых; вид экономической деятельности; вид дополнительной работы и условия найма; количество фактически отработанного времени на дополнительных работах;

д ) готовность к дополнительной занятости: поиск дополнительной работы; пожелания по форме дополнительной занятости;

е) поиск работы незанятыми: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю; способы поиска работы; готовность приступить к работе; характер работы, к которой безработный готов приступить; продолжительность поиска работы; характер работы, которую безработный ищет; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия по безработице;

ж) прошлая деятельность незанятых: наличие когда-либо ранее работы у лиц, классифицируемых как безработные; занятие (профессия, должность) по последнему месту работы; продолжительность периода незанятости для безработных; причины, по которым безработные оставили последнее место работы; наличие специальности (профессии) у безработных, не имеющих опыта работы;

з) дополнительные сведения об экономически неактивных лицах: социальный статус; причины отказа от поиска работы; причины неготовности приступить к работе;

1999-2000 годы

а) сведения о респондентах: пол; возраст; семейное положение; гражданство; уровень образования; общее число членов домохозяйства; родственные отношения в домохозяйстве;

б) наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась;

в) признаки, характеризующие основную работу: место основной работы; вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; количество привлекаемых работодателями наемных работников; вид основной работы и условия найма; причины работы с неполной рабочей неделей; региональное месторасположение основной работы; обычная и фактическая продолжительность рабочей недели; причины работы меньше обычной продолжительности рабочей недели или временного отсутствия; продолжительность временного отсутствия;

г) признаки, характеризующие дополнительную работу: наличие дополнительной работы в обследуемую неделю; место дополнительной работы; классификация по статусу занятых; вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); вид дополнительной работы и условия найма; количество фактически отработанного времени на дополнительных работах; наличие дополнительной работы в предшествующий месяц для лиц, не имевших дополнительную работу в обследуемую неделю; вид экономической деятельности; количество фактически отработанного времени;

д) готовность к дополнительной занятости: поиск дополнительной работы; пожелания по форме дополнительной занятости;

е) поиск работы незанятыми: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю; способы поиска работы; готовность приступить к работе; характер работы, к которой безработный готов приступить; продолжительность поиска работы; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия по безработице;

ж) прошлая деятельность лиц, не занятых в обследуемую неделю (безработных и экономически неактивных): наличие когда-либо ранее работы у незанятых; вид экономической деятельности и занятие (профессия, должность) по последнему месту работы; продолжительность периода незанятости; причины, по которым незанятые оставили последнее место работы; наличие специальности (профессии) у незанятых, не имеющих опыта работы;

з) дополнительные сведения об экономически неактивных лицах: социальный статус; причины отказа от поиска работы; причины неготовности приступить к работе;

и) занятость производством товаров или услуг в домашнем хозяйстве: занятость в обследуемую неделю производством продукции в личном подсобном хозяйстве (как для реализации, так и для собственного потребления); основной вид производимой сельскохозяйственной продукции и отработанное время в обследуемую неделю в личном подсобном хозяйстве; занятость производством в домашнем хозяйстве промышленных товаров или услуг для получения дохода или обмена; основной вид производимых в домашнем хозяйстве промышленных товаров и услуг и отработанное время на выполнении этих работ;

2001-2002 годы

а) сведения о респондентах: пол; возраст; семейное положение; гражданство; уровень образования; общее число членов домохозяйства; родственные отношения в домохозяйстве;

б) наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: занятость в обследуемую неделю, включая наличие работы, которая временно не выполнялась;

в) признаки, характеризующие основную работу: место основной работы; вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); классификация по статусу занятых; количество работников в организации; вид основной работы и условия найма; причины работы с неполной рабочей неделей; условия осуществления предпринимательской деятельности (наличие официальной регистрации); региональное месторасположение основной работы; обычная и фактическая продолжительность рабочей недели; причины работы меньше обычной продолжительности рабочей недели или временного отсутствия; продолжительность временного отсутствия;

г) признаки, характеризующие дополнительную работу: наличие дополнительной работы в обследуемую неделю или в предшествующий месяц (для лиц, не имевших дополнительную работу в обследуемую неделю); место дополнительной работы; классификация по статусу занятых; вид экономической деятельности; занятие (профессия, должность); вид дополнительной работы и условия найма; условия осуществления предпринимательской деятельности (наличие официальной регистрации); количество фактически отработанного времени на дополнительных работах;

д) готовность к дополнительной занятости: поиск дополнительной работы; пожелания по форме дополнительной занятости; возможная продолжительность (в часах) дополнительной занятости; способы поиска дополнительной работы; готовность приступить к дополнительной работе;

е) поиск работы незанятыми: поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю; способы поиска работы; готовность приступить к работе; характер работы, к которой безработный готов приступить; продолжительность поиска работы; регистрация в службе занятости в качестве безработного; получение пособия по безработице;

ж) прошлая деятельность лиц, не занятых в обследуемую неделю (безработных и экономически неактивных): наличие когда-либо ранее работы у незанятых; вид экономической деятельности и занятие (профессия, должность) по последнему месту работы; продолжительность периода незанятости; причины, по которым незанятые оставили последнее место работы; наличие специальности (профессии) у незанятых, не имеющих опыта работы;

з) дополнительные сведения об экономически неактивных лицах: социальный статус; причины отказа от поиска работы; причины неготовности приступить к работе;

и) занятость производством товаров или услуг в домашнем хозяйстве: занятость в обследуемую неделю производством продукции в личном подсобном хозяйстве (как для реализации, так и для собственного потребления), включая занятость добычей продукции лесопользования, рыбной ловлей, охотой; основной вид производимой продукции и отработанное время в обследуемую неделю в личном подсобном хозяйстве; занятость производством в домашнем хозяйстве промышленных товаров или услуг для получения дохода или обмена; основной вид производимых в домашнем хозяйстве промышленных товаров и услуг и отработанное время на выполнении этих работ.

Понятия и определения

При разработке итогов обследования населения по проблемам занятости каждый опрашиваемый классифицируется как занятый и безработный или экономически неактивный. При классификации населения по экономической активности используются понятия и определения, соответствующие рекомендациям Международной организации труда, Резолюциям Международных конференций статистиков труда.

Экономически активное население - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

В численность экономически активного населения включаются лица, занятые экономической деятельностью, и безработные.

К лицам, занятым экономической деятельностью, относятся лица, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю):

выполняли работу (хотя бы один час в неделю) по найму за вознаграждение деньгами или натурой, а также не по найму для получения прибыли или семейного дохода независимо от сроков получения вознаграждения или дохода за свою деятельность;

временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни, работы по специальному графику, нахождения в резерве, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска, отпуска с сохранением содержания по инициативе администрации, отпуска без сохранения содержания по инициативе администрации длительностью менее 6 месяцев, забастовки, других подобных причин;

работали в качестве помогающих на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику.

Лица, владеющие собственным предприятием или собственном делом и работающие на нем, но в рассматриваемый период на работе отсутствующие по любой причине, считаются занятыми, если в период их отсутствия предприятие (дело) продолжало функционировать.

Лица, участвующие по направлениям центров занятости в оплачиваемых общественных работах, считаются занятыми.

Занятыми экономической деятельностью считаются также лица, занятые в домашнем хозяйстве выполнением работ по производству товаров или услуг, в том числе продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и ее переработкой, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке.

Не считаются "имеющими работу и временно отсутствующими" и не учитываются в числе занятого населения:

помогающие члены семьи, участвующие в деятельности семейного предприятия, но в рассматриваемый период не выполнявшие на предприятии никакой работы;

сезонные работники, у которых истек срок трудового договора;

лица, у которых есть договоренность о начале работы, но еще не приступившие к реальной работе;

лица, у которых нет устойчивых трудовых отношений с организацией или работодателем (выполняют случайные эпизодические работы) и которые не выполняли никакой оплачиваемой работы в течение обследуемой недели;

лица, отсутствующие в связи с отпуском по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет;

лица, длительно отсутствующие на работе в связи с отпуском без сохранения содержания по инициативе администрации, если период отсутствия на работе составлял 6 месяцев и более.

Не считается оплачиваемой работой или доходным занятием:

учеба в военной академии, аспирантуре, докторантуре дневной формы обучения;

работа по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для собственного конечного использования;

работа в собственном домашнем хозяйстве по уборке дома, приготовлению пищи для членов домашнего хозяйства, пошиву, ремонту и содержанию в чистоте одежды для членов домашнего хозяйства, воспитанию детей, уходу за пожилыми или больными членами домашнего хозяйства;

услуги, оказываемые добровольно без оплаты для различных лиц или благотворительных организаций, родительских комитетов, комитетов ветеранов, больниц, детских домов или домов для престарелых и др.;

владение акциями какой-либо организации без непосредственного участия данного лица в экономической деятельности этой организации;

попрошайничество (даже если оно приносит доход).

К безработным1) относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

1) Существуют методологические различия в определении общей численности безработных в соответствии с рекомендациями МОТ и безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о занятости населения (см. раздел "Статистическое наблюдение за трудоустройством населения").

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы - обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

При проведении обследования населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы) и измерении безработицы критерий отсутствия работы относится к обследуемой неделе, критерий поиска работы распространяется на четыре недели, предшествующие обследуемой неделе, критерий готовности приступить к работе относится к обследуемой неделе. Несмотря на то, что каждый критерий имеет собственные временные пределы, показатель безработицы относится к обследуемой неделе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:

не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после рассматриваемого периода) и не продолжали дальнейшего ее поиска;

не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

Для лиц, организующих собственное дело, периодом поиска работы считается деятельность до регистрации предприятия. Деятельность после регистрации предприятия считается занятостью на собственном предприятии.

В случаях, когда коммерческая деятельность организуется без формальной регистрации, моментом перехода от поиска работы к самой работе является готовность получить и выполнить первый заказ или момент поступления финансовых ресурсов, или момент окончания подготовки производственной среды.

При измерении текущей активности населения отнесение лиц к занятым, безработным и экономически неактивным в данном периоде (на обследуемой неделе) производится с применением правил приоритетности: занятости отдается предпочтение перед безработицей, а безработице - перед отсутствием экономической активности.

Уровень экономической активности - удельный вес численности экономически активного населения в общей численности населения соответствующего возраста, измеренный в процентах.

Уровень занятости - удельный вес численности занятого населения в общей численности населения соответствующего возраста, измеренный в процентах.

Уровень безработицы - удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения, измеренный в процентах.

Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) - промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу, используя при этом любые способы.

Различают продолжительность завершенной (законченной) безработицы, которая учитывает время с момента начала поиска работы до момента трудоустройства, и продолжительность незавершенной безработицы - время с момента начала поиска работы до рассматриваемого периода. При проведении обследования населения по проблемам занятости изучается продолжительность незавершенной безработицы.

Экономически неактивное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.

Статус занятых. Объектом при классификации статуса занятых является работа, выполняемая лицами в рассматриваемый период времени. Работы классифицируются с учетом явного или подразумеваемого трудового договора лица с другими лицами или организациями.

Основными критериями при определении групп служат характер экономического риска, элементом которого является прочность связей лица с его работой, характер власти над организацией и другими работниками, которую лица имеют или будут иметь.

Предусматривается следующая группировка занятых по статусу:

работающие по найму;

работающие не по найму;

из них:

работодатели;

самостоятельно занятые;

члены производственных кооперативов;

помогающие члены семей.

Группы определены исходя из различия между "работой по найму" и "работой на собственном предприятии" с учетом одного или нескольких аспектов экономического риска или характера власти, которую явный или подразумеваемый трудовой договор дает лицам или которой договор обязывает подчиняться.

Работа по найму - это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает. Основные фонды, некоторые или все инструменты, помещение, которые использует лицо в процессе труда, могут принадлежать другим лицам. Деятельность работника может осуществляться под непосредственным контролем владельца или лиц, определенных владельцем и работающих у него по найму.

Лица, работающие по найму, или наемные работники - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа по найму".

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками.

К наемным работникам также относятся лица, проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел.

Работающие не по найму - это лица, которые выполняют работу, определенную как "работа на собственном предприятии". Эта группа объединяет работодателей, самостоятельно занятых лиц, членов производственных кооперативов, помогающих членов семей.

Работа на собственном предприятии (в собственном деле) - это работа, при которой вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг. Лицо принимает производственные решения, относящиеся к деятельности предприятия (собственному делу), или делегирует эти полномочия, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия (собственного дела).

Работодатели - это лица, которые работали самостоятельно или с одним, или несколькими деловыми партнерами (физическими лицами) на собственном предприятии (в собственном деле) и в этом качестве нанимали на постоянной основе для работы на своем предприятии наемных работников. Все деловые партнеры в этом случае являются работодателями. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.

К работодателям также относятся лица, занятые коммерческой деятельностью без образования юридического лица, профессиональной деятельностью или ремеслом на индивидуальной основе и использующие труд наемных работников на постоянной основе.

К работодателям могут быть отнесены лица, работающие в акционерном обществе, где они самостоятельно или совместно с другими членами семьи, либо с одним, или несколькими партнерами (физическими лицами) располагают решающей долей собственности и имеют право от имени организации заключать договоры с другими организациями, нанимать или увольнять работников.

Самостоятельно занятые - это лица, самостоятельно или с одним, или несколькими деловыми партнерами осуществляющие деятельность, приносящую доход, и не нанимающие наемных работников на постоянной основе. Все деловые партнеры в этом случае являются лицами, самостоятельно занятыми. Партнеры могут быть и не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства.

Члены производственных кооперативов - лица, работающие на собственном предприятии-кооперативе, производящем товары и услуги, где каждый имеет равные с другими членами права при решении вопросов организации производства, инвестирования и распределения дохода между членами организации.

"Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов" (Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 107).

К помогающим членам семей относятся лица, которые работают в качестве помогающих на предприятии, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику (как проживающему, так и не проживающему в одном с ним домашнем хозяйстве), и не могут рассматриваться в качестве партнеров, так как степень их участия в работе предприятия несопоставима по сравнению с участием главы предприятия.

Лица, выполняющие работы по договорам подряда и другим гражданско-правовым договорам, заключенным с юридическими или физическими лицами, могут быть отнесены или к наемным работникам, если выполняемая ими работа может быть классифицирована как "работа по найму", или к самостоятельно занятым и работодателям, если работа в большей степени соответствует "работе на собственном предприятии".

Классификацию статуса занятых можно условно применять к безработным. В данном случае критерием для классификации является характер прежней выполняемой работы, если она имелась, или характер работы, которую безработный ищет.

Для лиц, занятых экономической деятельностью и имеющих в рассматриваемый период более одной работы (доходного занятия), определяется основная работа и дополнительная работа.

Имеющим более одной работы считается тот, кто на обследуемой неделе кроме основной работы выполнял другую работу или имел другое доходное занятие (или временно отсутствовал). Это может быть совместительство любого рода, выполняемое на постоянной, временной, сезонной основе, другая работа по контракту или случайные, разовые работы, работа на индивидуальной основе, предпринимательская деятельность без образования юридического лица, работа по найму у отдельных граждан.

Основная работа (основное доходное занятие) или первая работа - это та работа, которую лицо само считает для себя основной. Другая работа, которую данное лицо имело в рассматриваемом периоде, считается дополнительной работой.

Если респондент работал по основному месту работы больше часов, чем установленная нормальная продолжительность для данного вида работ (т.е. полторы ставки), то в этом случае основной считается работа в пределах нормальной продолжительности для данного вида работ. Работа, выполняемая сверхнормальной продолжительности рабочего времени, т.е. дополнительная ставка, рассматривается как вторая работа.

Если респондент в пределах рабочего времени основной работы выполнял работу, которая не была связана с трудовыми функциями основного занятия, то респондент считается имеющим более одной работы, и эта дополнительная работа рассматривается как вторая работа.

Дополнительной работой не считается:

работа в другой организации в случае, предусмотренном родом деятельности по основному месту работы, т.е. командировки, выполнение сельскохозяйственных работ по направлению организации и т.п.;

работа на приусадебном участке для удовлетворения собственных нужд, а не для продажи на сторону;

производство ремонтных работ, производство одежды, обуви, мебели и т.п. для удовлетворения нужд своего домашнего хозяйства, а не для продажи на сторону.

Использование рабочего времени. При проведении обследований населения по проблемам занятости изучается нормальная и фактическая продолжительность рабочей недели.

Нормальной продолжительностью рабочей недели являются часы работы, установленные законодательством, правилами, коллективными договорами для данного вида работ и категорий работников. Если респондент выполнял работу на условиях внутреннего совместительства, нормальная продолжительность рабочей недели определяется только по основной должности (работе). Дополнительная ставка рассматривается как вторая работа.

Там, где не установлена нормальная продолжительность рабочей недели, используется понятие обычной продолжительности рабочей недели. Рабочее время обычное относится к типичной ситуации и характеризует, сколько часов респондент отрабатывает по данному виду деятельности в течение типичной недели.

Фактически отработанное время включает: время работы в течение нормального рабочего времени; время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени; время, проведенное на рабочем месте для его обслуживания и подготовки к работе; время простоя на рабочем месте не по вине работника; время, отведенное для коротких перерывов в работе для отдыха. В фактически отработанное время не включается оплаченное, но не отработанное время, например, ежегодный отпуск или время болезни.

В зависимости от количества отработанного времени занятые граждане распределяются на следующие группы:

лица, работавшие больше часов по сравнению с нормальной продолжительностью рабочей недели;

лица, работавшие меньше часов по сравнению с нормальной продолжительностью рабочей недели;

лица, работавшие столько же часов, как и нормальная продолжительность рабочей недели;

лица, не работавшие на обследуемой неделе.

Население, занятое в неформальном секторе, включает всех лиц, которые в течение обследуемого периода были заняты, по меньшей мере, в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса занятости и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной.

В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица.

Предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица.

С учетом этих положений в численность населения, занятого в неформальном секторе, включаются:

граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица или на индивидуальной основе, независимо от того, имеют они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя;

лица, работающие в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц;

лица, занятые оказанием профессиональных или технических услуг (врачи, нотариусы, аудиторы и др.), независимо от того, имеют они или не имеют государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица;

лица, занятые оказанием платных услуг по дому (горничные, сторожа, водители, гувернантки, няни, домашние повара, домашние секретари и т.п.);

лица, работающие по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей;

лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров или услуг, в том числе продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и ее переработкой, если производимая продукция предназначена для реализации на рынке. Лица, занятые производством этой продукции для собственного потребления, не включаются в численность занятых в неформальном секторе экономики и в численность занятого населения и рассматриваются отдельно.

Работники, задействованные в неформальных отношениях в производственных единицах, являющихся юридическими лицами, не включаются в неформальный сектор и рассматриваются отдельно.

При классификации населения, занятого в неформальном секторе, по отраслям экономики (видам экономической деятельности), занятиям, статусу информация по указанным трем классификационным характеристикам относится к одной и той же работе.

Если член домашнего хозяйства в течение отчетного периода был в качестве работающего владельца занят несколькими видами деятельности в неформальном секторе, то все виды деятельности, выполняемые одновременно одним членом домашнего хозяйства, считаются частями одного предприятия (а не отдельными предприятиями). В этом случае классификация по отраслям экономики (видам экономической деятельности), занятиям, статусу производится по основному виду деятельности, которым индивид был занят в отчетном периоде.

В случае, когда разные виды экономической деятельности, выполняемые членом домашнего хозяйства в отчетном периоде, связаны с различными стадиями процесса производства и сбыта товаров и услуг, при определении основного вида деятельности работам, относящимся к процессу производства, отдается предпочтение перед другими работами, например, связанными со сбытом тех же товаров, их транспортировкой. При учете отработанного времени по основному виду деятельности отражается не только время, затраченное членом домашнего хозяйства в отчетном периоде на выполнение работ, связанных с производством, но и на другие выполняемые им работы по транспортировке, сбыту товаров и услуг и т.п.

Если при проведении обследования населения респондент указал на наличие двух работ, которые в соответствии с установленными критериями относятся к работе в неформальном секторе, то при классификации этого индивида (как занятого в неформальном секторе) по статусу, отрасли экономики (виду экономической деятельности), занятию он относится к той группе, которая соответствует основной работе респондента.

Классификация по видам деятельности и занятиям

При проведении обследований населения по проблемам занятости классификация места работы респондентов по видам экономической деятельности, отраслям экономики производилась следующим образом:

в период с 1992 г. по 1996 г. - кодирование производилось с применением укрупненного перечня отраслей экономики, составленного на основе Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

в 1997-2000 гг. - кодирование производилось с применением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), группировки которого позволяют производить международные сопоставления. Формирование результатов обследования производилось как по видам экономической деятельности в соответствии с ОКДП, так и по отраслям экономики в соответствии с ОКОНХ (на основе переходных ключей от ОКДП к ОКОНХ);

начиная с 2001 г. кодирование производилось с применением как ОКДП, так и ОКОНХ.

Для классификации занятий применялся:

в 1992-1996 гг. - специально подготовленный для целей обследования населения по проблемам занятости перечень профессий и должностей;

начиная с 1997 г. - Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), группировки которого сопоставимы с Международной стандартной классификацией занятий (МСКЗ).

Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики