Страница суммарной методологии

Страна

Россия

Категория данных

Индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ)

 

Лицо, ответственное за контакты

Кобринская Лариса Николаевна

Организация

Управление статистики цен и финансов,
Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

Телефон

(495) 607-44-47

Факс

(495) 607-24-60

Интернет

Kobrinskaya@gks.ru

 

I. Аналитическая основа, концепции, определения и классификации

  • Определение: Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
  • Классификация: ОКСМ (Общероссийский классификатор стран мира), ОКЭР (Общероссийский классификатор экономических регионов), ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления объектов),  КИПЦ (национальный аналог COICOP).

II. Охват данных

  • Охват населения: Регистрация потребительских цен осуществляется в городах Российской Федерации. Индекс потребительских цен распространяется для всего населения России.
  • Географический охват: Регистрация цен осуществляется в 276 городах. Наблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах (городах, поселках городского типа, далее - "города"), отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. Города для наблюдения за ценами отобраны методом направленной выборки.
  • Охват товаров: Индексы потребительских цен исчисляются по трем укрупненным группам: продовольственные товары, непродовольственные товары, услуги, которые в свою очередь подразделяются на товарные подгруппы и отдельные виды товаров и услуг-представителей. Общее количество товаров и услуг, входящих в набор для расчета индекса потребительских цен, в 2018 году составляет 509 наименований (видов).

III. Правила бухгалтерского учета

Сроки наблюдений за ценами: Регистрация цен и тарифов на товары и услуги для расчета ИПЦ осуществляется ежемесячно с 21 по 25 число отчетного месяца; некоторые изменения в датах регистрации цен производятся в случае, если эти дни приходятся на выходные дни. Сбор ценовой информации на среднемесячной основе не производится.

  • Виды цен: Регистрации подлежит фактическая цена (тариф) товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, имеющегося в свободной реализации на потребительском рынке (без учета товаров (услуг), реализуемых или предоставляемых на льготных условиях отдельным категориям граждан) и оплачиваемого наличными деньгами или посредством платежных карт. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети.

IV. Характер базовых данных

  • Источники весов: При построении ИПЦ в качестве весов используются данные о потребительских расходах населения, полученные в результате обследований бюджетов домашних хозяйств. Для определения удельного веса отдельных статей потребительского набора используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов продукции, другие источники, применяются экспертные оценки.
  • Временной период текущих весов: Для расчете ИПЦ используются данные о фактических потребительских расходах домашних хозяйств за два смещенных года (8 кварталов, предшествующих последнему кварталу предыдущего года), Например, для расчета ИПЦ в 2018 году используются веса за 4-ый квартал 2015 года, 2016 год и  9 месяцев 2017 года.
  • Частота обновления весов: Веса обновляются ежегодно. Пересмотр весов производится в январе каждого года.
  • Отбор товаров: В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные виды товаров и услуг необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Отбор произведен методом направленной выборки.

·           Охват торговых точек: Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли, сферы услуг и общественного питания, а также на розничных рынках и ярмарках, реализующих их на регулярной основе в стационарных торговых объектах и в нестационарных (палатки, киоски и т.д.), принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам.

  • Размеры выборок: В наблюдении за ценами и тарифами на товары и услуги участвуют более718 тысячи организаций розничной торговли и сферы услуг, в которых регистрируются более 670 тысяч ценовых котировок на товары с конкретными потребительскими свойствами (марка, модель, артикул).
  • Методы сбора данных о ценах: Сбор данных о ценах осуществляется путем личного посещения организаций торговли и сферы услуг сотрудниками органов государственной статистики и регистрации цен с использованием мобильных устройств.
  • Спецификация товара/продукции: Наблюдение за потребительскими ценами производится по набору товаров и услуг-представителей, являющимися малыми товарными группами. Регистрация потребительских цен осуществляется на виды товаров с конкретными потребительскими свойствами (марка, модель артикул), представляющих отобранную для наблюдения товарную группу.

V. Практика составления данных

  • Расчет индексов самого нижнего уровня: Для расчета индивидуальных индексов потребительских цен низшего уровня используется формула среднегеометрического значения из изменений цен по отдельным ценовым котировкам.
  • Агрегирование: Для агрегирования индексов товаров с целью получения индексов цен товарных групп, сводных индексов потребительских цен различного уровня агрегации или общих индексов используется модифицированная формула Ласпейреса.
  • Согласование периодов весов расходов и базисных цен: Для обеспечения сопоставимости базового периода весов и цен осуществляется корректировка весов с целью приведения их к единому базисному периоду.
  • Увязка индекса с обновленными весами с индексами прошлых лет: Для обеспечения сопоставимости информации в двух смежных годах осуществляется условный расчет индексов недостающих цен за предыдущий год. Пересчет индексных динамических рядов потребительских цен не производится.
  • Учетный период: За период, когда индекс цен = 100, принимается декабрь предыдущего года.

VI. Другие аспекты

  • Методика в отношении недостающих цен: При временном отсутствии цен производится условное исчисление "расчетных" цен.
  • Отбор товаров на замену: В случаях, когда наблюдаемый товар навсегда исчезает из продажи осуществляется его замена в соответствии с действующей методологией исчисления индексов потребительских цен.
  • Поправки на разницу в качестве: Поправка на разницу в качестве, в случаях замены товаров, должна производится согласно действующей методологии исчисления индексов потребительских цен.
  • Введение новых продуктов: Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами, начиная с нового отчетного год, в тех случаях, когда их доля составляет 0,1% от общих потребительских расходов населения.
  • Сезонные товары: В случаях сезонного исчезновения товаров используются методы расчета "условных" цен.
  • Жилые помещения, занимаемые их владельцами: Изменение цен на рынке жилья в ИПЦ не учитывается. В расчет ИПЦ включены изменения эксплуатационных расходов владельцев квартир, а также стоимость аренды жилья у частных лиц.
  • Сверка цен: Для проверки точности и надежности собранной информации о ценах используются методы контроля входной и выходной информации, а также проведение проверок регистрации цен в соответствии с разработанной методологией.
  • Сверка методов обработки данных: Для проверки правильности исчисления данных об индексах потребительских цен на различных стадиях обработки данных используются методы контроля расчетов показателей и выходных данных.
  • Индексы с поправкой на сезонные факторы: Публикация индексов потребительских цен с поправкой на сезонные корректировки на постоянной основе не производится.

 

Россия. Специальный Стандарт Распространения Данных
Copyright © Федеральная служба государственной статистики