I.
Аналитическая основа, концепции, определения и классификации
|
- Определение: Индекс
потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) характеризует
изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые
населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение
стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего
периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
- Классификация: ОКСМ
(Общероссийский классификатор
стран мира), ОКЭР (Общероссийский классификатор экономических
регионов), ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального
деления объектов), КИПЦ (национальный аналог COICOP).
|
II.
Охват данных
|
- Охват населения: Регистрация
потребительских цен осуществляется в городах Российской Федерации. Индекс
потребительских цен распространяется для всего населения России.
- Географический охват:
Регистрация цен осуществляется в 276 городах. Наблюдение за потребительскими
ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации.
Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев,
областей, автономной области, автономных округов, городах федерального
значения и выборочно - в районных центрах (городах, поселках городского
типа, далее - "города"), отобранных с учетом их
представительности в отражении социально-экономического и
географического положения регионов и степени насыщенности
потребительского рынка товарами и услугами. Города для наблюдения за
ценами отобраны методом направленной выборки.
- Охват товаров: Индексы
потребительских цен исчисляются по трем укрупненным группам:
продовольственные товары, непродовольственные товары, услуги, которые в
свою очередь подразделяются на товарные подгруппы и отдельные виды
товаров и услуг-представителей. Общее количество товаров и услуг,
входящих в набор для расчета индекса потребительских цен, в 2018 году
составляет 509 наименований (видов).
|
III.
Правила бухгалтерского учета
|
Сроки
наблюдений за ценами: Регистрация цен и тарифов на товары и услуги для расчета
ИПЦ осуществляется ежемесячно с 21 по 25 число отчетного месяца; некоторые
изменения в датах регистрации цен производятся в случае, если эти дни
приходятся на выходные дни. Сбор ценовой информации на среднемесячной основе
не производится.
- Виды цен: Регистрации
подлежит фактическая цена (тариф) товара (услуги) с конкретными
потребительскими свойствами, имеющегося в свободной реализации на
потребительском рынке (без учета товаров (услуг), реализуемых или
предоставляемых на льготных условиях отдельным
категориям граждан) и оплачиваемого наличными деньгами или посредством
платежных карт. Потребительская цена является конечной ценой потребления
и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги,
а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети.
|
IV.
Характер базовых данных
|
- Источники весов: При
построении ИПЦ в качестве весов используются данные о потребительских
расходах населения, полученные в результате обследований бюджетов
домашних хозяйств. Для определения удельного веса отдельных статей
потребительского набора используется также дополнительная информация:
данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных
видов продукции, другие источники, применяются экспертные оценки.
- Временной период текущих
весов: Для расчете ИПЦ
используются данные о фактических потребительских расходах домашних
хозяйств за два смещенных года (8 кварталов, предшествующих последнему
кварталу предыдущего года), Например, для расчета ИПЦ в 2018 году
используются веса за 4-ый квартал 2015 года, 2016 год и 9 месяцев 2017
года.
- Частота обновления весов:
Веса обновляются ежегодно. Пересмотр весов производится в январе каждого
года.
- Отбор товаров: В набор
товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно
включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также
отдельные виды товаров и услуг необязательного пользования (легковые
автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.).
Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для
потребления населением, представительности с точки зрения отражения
динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже.
Отбор произведен методом направленной выборки.
·
Охват торговых точек: Наблюдение
за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях
торговли, сферы услуг и общественного питания, а также на розничных рынках и
ярмарках, реализующих их на регулярной основе в стационарных торговых
объектах и в нестационарных (палатки, киоски и т.д.), принадлежащих как
юридическим, так и физическим лицам.
- Размеры выборок: В
наблюдении за ценами и тарифами на товары и услуги участвуют более718 тысячи
организаций розничной торговли и сферы услуг, в которых регистрируются
более 670 тысяч ценовых котировок на товары с конкретными потребительскими
свойствами (марка, модель, артикул).
- Методы сбора данных о
ценах: Сбор данных о ценах осуществляется путем личного посещения
организаций торговли и сферы услуг сотрудниками органов государственной статистики
и регистрации цен с использованием мобильных устройств.
- Спецификация
товара/продукции: Наблюдение за потребительскими ценами производится по набору
товаров и услуг-представителей, являющимися малыми товарными группами. Регистрация
потребительских цен осуществляется на виды товаров с конкретными потребительскими
свойствами (марка, модель артикул), представляющих отобранную для
наблюдения товарную группу.
|
V.
Практика составления данных
|
- Расчет индексов самого
нижнего уровня: Для расчета индивидуальных индексов потребительских цен
низшего уровня используется формула среднегеометрического значения из
изменений цен по отдельным ценовым котировкам.
- Агрегирование: Для
агрегирования индексов товаров с целью получения индексов цен товарных
групп, сводных индексов потребительских цен различного уровня агрегации
или общих индексов используется модифицированная формула Ласпейреса.
- Согласование периодов
весов расходов и базисных цен: Для обеспечения сопоставимости базового
периода весов и цен осуществляется корректировка весов с целью
приведения их к единому базисному периоду.
- Увязка индекса с
обновленными весами с индексами прошлых лет: Для обеспечения
сопоставимости информации в двух смежных годах осуществляется условный
расчет индексов недостающих цен за предыдущий год. Пересчет индексных
динамических рядов потребительских цен не производится.
- Учетный период: За
период, когда индекс цен = 100, принимается декабрь предыдущего года.
|
VI.
Другие аспекты
|
- Методика в отношении
недостающих цен: При временном отсутствии цен производится условное
исчисление "расчетных" цен.
- Отбор товаров на замену:
В случаях, когда наблюдаемый товар навсегда исчезает из продажи
осуществляется его замена в соответствии с действующей методологией
исчисления индексов потребительских цен.
- Поправки на разницу в
качестве: Поправка на разницу в качестве, в случаях замены товаров,
должна производится согласно действующей методологии исчисления индексов
потребительских цен.
- Введение новых продуктов:
Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в
общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги
включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами, начиная с
нового отчетного год, в тех случаях, когда их доля составляет 0,1% от
общих потребительских расходов населения.
- Сезонные товары: В
случаях сезонного исчезновения товаров используются методы расчета
"условных" цен.
- Жилые помещения,
занимаемые их владельцами: Изменение цен на рынке жилья в ИПЦ не
учитывается. В расчет ИПЦ включены изменения эксплуатационных расходов
владельцев квартир, а также стоимость аренды жилья у частных лиц.
- Сверка цен: Для проверки
точности и надежности собранной информации о ценах используются методы
контроля входной и выходной информации, а также проведение проверок
регистрации цен в соответствии с разработанной методологией.
- Сверка методов обработки
данных: Для проверки правильности исчисления данных об индексах
потребительских цен на различных стадиях обработки данных используются
методы контроля расчетов показателей и выходных данных.
- Индексы с поправкой на
сезонные факторы: Публикация индексов потребительских цен с поправкой на
сезонные корректировки на постоянной основе не производится.
|