КОНТАКТНОЕ ЛИЦО:

Жихарева Ольга Борисовна

Подразделение Управление статистики труда

Федеральная служба государственной статистики

г. Москва, ул. Мясницкая 39, стр.1

Тел.: (+7) 495-607-4460

Факс: (+7) 495-632-9057

EMAIL: stat@gks.ru

0.       Предварительные условия/Предпосылки качества

0.1. Нормативная и институциональная база

0.1.1 Ответственность за сбор, обработку и распространение статистических данных

Сбор первичных статистических данных и публикация официальной статистической информации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон) и Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420 (далее по тексту - Положение).

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) формирует официальную статистическую информацию о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (Пункт 1 Положения).

Росстат разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики (Пункт 5.2).

Документы размещены на официальном вебсайте Росстата на русском языке:

-         Федеральный закон (http://www.gks.ru/news/fz282.htm);

-         Положение (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/post_rosstat.htm);

0.1.2 Обмен данными и координация работы между ведомствами, производящими данные

Положением и Законом предусматривается, что Росстат имеет право получать от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, в целях формирования официальной статистической информации (п. 6.1 Положения, п. 9 Закона).

0.1.3 Конфиденциальность данных отдельных респондентов

Росстат обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации (Пункт 5.16 Положения).

0.4. Управление качеством

0.4.1 Политика в области качества

Политика в области качества в Росстате основывается на Методологических положениях по организации процессов производства официальной статистической информации, утвержденными приказом Росстата от 07.12.2018г. № 732. Документ разработан с учетом принципов официального статистического учета, установленных Законом, основополагающих принципов официальной статистики, одобренных на 68 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 января 2014 г., Типовой модели производства статистической информации (версия  5.0), подготовленной группой высокого уровня ЕЭК ООН, а также международных стандартов обеспечения качества официальной статистической информации.

1.       Достоверность

1.1 Профессионализм

1.1.2 Выбор источников данных, методологии и способов распространения

Одним из принципов официального статистического учета является  рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов (Статья 4 Закона).

Росстат разрабатывает официальную статистическую методологию, которая включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, составления национальных счетов, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации и на основе которой формируется официальная статистическая информация (Статья 7 Закона).

Официальная статистическая методология должна быть научно обоснованной, соответствовать международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытой и доступной (Статья 4 Закона).

Распространение официальной статистической информации Росстатом осуществляется путем опубликования в официальных изданиях, СМИ и размещения для всеобщего и бесплатного доступа на официальном вебсайте Росстата www.gks.ru.

1.1.3 Комментарии по поводу ошибочной интерпретации и неправильного использования статистических данных

В случае неверного толкования или неправильного использования статистических данных Росстат может направить опровержение в СМИ, допустившее искажение официальной статистической информации, для дальнейшего опубликования.

1.2. Транспарентность /Прозрачность

1.2.2 Внутригосударственный доступ к статистическим данным до их выпуска

К данным до их публикации отсутствует доступ правительственным органам.

1.2.3 Указание авторства статистической продукции

Данные публикуются без комментариев со стороны министерств.

1.2.4 Предварительное уведомление о существенных изменениях в методологии, исходных данных и статистических методах

Анонсы и комментарии об существенных изменениях в методологии, исходных данных и статистических методах публикуются на официальном сайте Росстата, а также размещаются в представительствах Росстата в социальных сетях.

Информация по индексам производства формируется и публикуется в соответствии со сроками, установленными Федеральным планом статистических работ. Федеральный план статистических работ и График публикации официальной статистической информации по индексам промышленного производства размещаются на официальном сайте Росстата (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/plan/)

1.3. Этические нормы

1.3.1 Нормы поведения персонала

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудники Росстата придерживаются норм поведения, установленных Кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Росстата, утвержденный приказом Росстата от 20.10.2016г.

Кроме того, Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются обязанности государственных служащих, связанные с соблюдением служебного поведения (Статья 15).

2.       Методология

2.1.Концепции и определения

2.1.1. Концепции и определения

Источником информации о численности безработных в соответствии со стандартами МОТ является обследование рабочей силы. 
К безработным относятся лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:

·         не имели работы (доходного занятия);

·         занимались поиском работы в течение последних четырех недель, используя при этом любые способы;

·         были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:

·         не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после рассматриваемого периода), и не продолжали дальнейшего ее поиска;

·         не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

Обучающиеся в образовательных учреждениях, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Существуют методологические различия в определении общей численности безработных в соответствии со стандартами МОТ и безработных, официально признанных в органах службы занятости населения.

Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости населения - это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Темпы изменения

Темпы изменения к соответствующему периоду предыдущего года также публикуются на следующей WEB-странице   http://www.gks.ru/bgd/free/B00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/I000040R.HTM

2.2. Охват

2.2.1. Охват

2.2.1.1. Охват данных

  • Географический охват: Данные по общей безработице (в соответствии со стандартами МОТ) охватывают все субъекты Российской Федерации. Данные о безработице, зарегистрированной в органах службы занятости населения, охватывают все субъекты Российской Федерации.
  • Охват населения: При проведении обследования рабочей силы опрашивается население частных домашних хозяйств в возрасте 15 лет и старше, постоянно (обычно) проживающее по адресу, отобранному в выборку, включая:

·         лиц, которые в отчетный период и период обследования временно отсутствовали;

·         постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан (т.е. лиц, имеющих гражданство только зарубежного государства);

·         лиц, проходящих военную службу по призыву, а также заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу;

·         лиц, проходящих военную службу по контракту.

  • Тематический охват: Исходные данные программы обследования включают следующие тематические области относительно экономической активности и безработицы:
    • сведения о респондентах: пол; возраст; семейное положение; гражданство; уровень образования; профессия или специальность, полученная по окончании учебного заведения; статус лица в семье; тип семьи; количество детей, проживающих вместе с родителями;
    • наличие оплачиваемой работы или доходного занятия: отсутствие занятости в обследуемую неделю (включая работу, которая временно не выполнялась);
    • поиск работы:
      • поиск работы лицами, не занятыми в обследуемую неделю;
      • способы поиска работы;
      • готовность приступить к работе;
      • характер работы, к которой незанятый готов приступить;
      • продолжительность поиска работы;
      • регистрация в службе занятости в качестве безработного;
      • получение пособия по безработице;
      • причины отказа от поиска работы;
      • причины неготовности приступить к работе;
    • прошлая деятельность лиц, не занятых в обследуемую неделю:
      • наличие когда-либо ранее работы у незанятых;
      • вид деятельности и занятие (профессия, должность) по последнему месту работы;
      • продолжительность периода не занятости;
      • стаж работы в организации (у работодателя) на последнем месте работы;
    • занятость производством товаров или услуг в домашнем хозяйстве:
      • занятость в обследуемую неделю производством в домашних хозяйствах продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства для собственного потребления;
      • основной вид производимой продукции и отработанное время в обследуемую неделю на выполнении этих работ.

2.2.1.2      Исключения из охвата

Не обследуются коллективные домашние хозяйства - группа лиц, постоянно проживающих в учреждениях социального и медицинского назначения, казармах, местах лишения свободы, религиозных организациях (монастырях, семинариях) и т.п.; домохозяйства бездомных.

Безработными в соответствии с законодательством о занятости не могут быть признаны граждане:

o      не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости), за выслугу лет;

o      отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды;

o      не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный им для регистрации в качестве безработного.

2.3. Классификация/разбивка по секторам

2.3.1. Классификация/ разбивка по секторам

  • При проведении обследования рабочей силы производится классификация занятого населения по следующим характеристикам:
    • видам экономической деятельности по последнему месту работы в соответствии  с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД2, который гармонизирован с официальной версией Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (NACE Rev. 2) путем сохранения кодов (до четырех знаков включительно) и наименований группировок. Кодирование  информации об отраслевой принадлежности последнего места работы производится первичными кодами (до шести знаков);
    • занятиям по последнему месту работы в соответствии с Общероссийским классификатором занятий, который гармонизирован с МСКЗ-2008 (Международной стандартной классификацией занятий 2008);
    • образованию - уровень образования и профессия, специальность, полученная после окончания учебного заведений. Кодирование информации о профессии и специальности по образованию производится с применением классификаторов, действующих в системе профессиональной подготовки (на уровне первичных кодов).

2.4.Основа учета

2.4.2. Основа учета

Методология определения безработных при проведении обследования рабочей силы соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).

3.       Точность и надежность

3.1.Исходные данные

3.1.1. Программы сбора исходных данных

·         Опрос населения начинается в первый понедельник после критической (обследуемой) недели и проводится интервьюерами в течение последующей недели путем непосредственного посещения домашних хозяйств. Опрос производится с использованием планшетных компьютеров.
Организация проведения обследования рабочей силы на региональном уровне осуществляется территориальными органами Федеральной службы государственной статистики. Для каждого раунда обследования нанимается штат интервьюеров. Интервьюеры проходят инструктаж, обеспечиваются инструктивно-методическими материалами по проведению опроса населения.

3.1.2. Определения, охват, классификации, оценка и момент учета исходных данных

·         Ежемесячно опрашивается около 77 тысяч человек в возрасте от 15 лет и старше (0,06% от численности населения этого возраста). Годовой объем выборочного массива при проведении месячных обследований составляет 924 тыс. человек (около 390 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,76% численности населения данного возраста.
Специальная корректировка на сезонные колебания результатов обследования не применяется.
По субъектам Российской Федерации применяется разная доля отбора с учетом относительной вариации по показателю "уровень безработицы" и заданной степени относительной точности по этому показателю: в целом по России - не более 1,5%; по большинству субъектов Российской Федерации - в пределах 6 - 9%. Получение представительных итогов в пределах заданной степени точности в целом по Российской Федерации по заданным разрезам разработки обеспечивает месячный размер выборки.
По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность трех последовательных месячных выборок.

·         Совокупность выборки: В качестве информационной базы (основы) для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств используется первичный информационный фонд, построенный на основе базы данных переписей населения. В состав первичного информационного фонда включается постоянное население (т.е. население, постоянно проживающее на территории соответствующего района, города, населенного пункта и т.п.).
Построение выборочной сети домашних хозяйств для проведения обследований рабочей силы осуществлялось в соответствии с принятой моделью двухступенчатой выборки.
На первой ступени формировался выборочный массив первичных выборочных единиц. В качестве первичной выборочной единицы принят счетный участок переписи населения. Основой выборки для построения выборочного массива на первой ступени являлась совокупность счетных участков, образованных при проведении ВПН-2010.
Отбор счетных участков осуществлялся в рамках образованных на территории субъектов Российской Федерации территориальных сегментов, отдельно по городскому и сельскому населению.
На второй ступени в отобранных на первой ступени счетных участках отбираются домашние хозяйства, где сбор информации проводится по лицам в обследуемом возрасте. Для формирования выборки домашних хозяйств применяется стандартная процедура систематического отбора, при которой начало отбора определяется случайно.
Систематический отбор домохозяйств проводился из упорядоченного списка домохозяйств с учетом их расслоения по признаку - размер домохозяйства.
Домашние хозяйства, отобранные на второй ступени процедуры выборки, подлежат опросу и включаются в список, выдаваемый интервьюеру. Список содержит  основные и резервные адреса домашних хозяйств. В целях сохранения представительности выборки эти домашние хозяйства не могут быть произвольно заменены другими.
Размер месячной выборки обеспечивает получение представительных итогов в пределах заданной степени точности в целом по Российской Федерации по заданным разрезам разработки.

·         Обновление выборки: При проведении обследований все месячные выборки на протяжении года являются независимыми, т.е. ежемесячно все единицы наблюдения отобранной совокупности заменяются новыми. В соответствии с принятой ротационной схемой 1 раз в 2 года обновляется одна треть выборочной совокупности.

3.1.3. Своевременность исходных данных

  • Обследование рабочей силы проводится один раз в месяц по состоянию на вторую неделю месяца. Критическая (обследуемая) неделя длится с понедельника по воскресенье.

 

3.3. Статистические методы

3.3.1. Статистические методы работы с исходными данными

Применяемая технология обработки результатов обследования предусматривает получение оценок показателей занятости на основе информационного массива микроданных и индивидуальных весов обследованных персон.

·         На этапе формирования выборки, отдельное лицо в рамках домохозяйства имеет соответствующий базовый вес, который определяется как обратная величина вероятности включения домашнего хозяйства в выборку.
Взвешивание и распространение данных производится на уровне субъекта Российской Федерации. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице наблюдения – персоне. Применяется метод итеративного взвешивания выборки с использованием в качестве генеральной совокупности данных текущих расчетов численности населения на начало предыдущего года.
Процедура заключается в сопоставлении по субъекту Российской Федерации выборочной совокупности (численности обследованных граждан), стратифицированной по полу,  пятилетним возрастным группам, типу поселения (городское, сельское) с генеральной совокупностью населения по данным текущих расчетов, стратифицированной по этим же характеристикам.
После завершения процедуры взвешивания каждой обследованной персоне присваивается индивидуальный вес, который в качестве производного признака записывается в базу индивидуальных данных.

3.3.2 Другие статистические процедуры

·         Отражение недостающих значений: Специальные поправки на неполный охват, превышение охвата не применяются. Производится коррекция базового веса на основе внешней информации (в частности, информации текущей статистики населения в i - субъекте Российской Федерации о численности населения в возрасте 15 лет и старше  и распределении его в группах половозрастного состава).

  • Отбор позиций для замены: Замена производится, если отобранное помещение ликвидировано, или является пустующим. Замена производится на помещения, находящиеся во вновь построенных жилых строениях на территории отобранного счетного участка, либо на помещения, находящиеся в отобранном жилом строении.
  • Поправка на сезонные колебания: Специальная корректировка на сезонные колебания результатов обследования по изолированным месячным выборкам не применяется.

 

3.5. Изучение пересмотров данных

3.5.1. Изучение и анализ пересмотров данных

Данные пересматриваются после получения итогов очередной переписи населения. В 2005 году произведен ретроспективный пересчет данных обследования рабочей силы за 1992-2002гг. с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, в 2013 г. - ретроспективный пересчет данных обследования рабочей силы за 2003-2012 гг. с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

4.       Практическая пригодность

4,1 Периодичность и своевременность

4.1.1. Периодичность

Месячная

4.1.2. Своевременность

По истечении 5-и недель после окончания отчетного периода (обследуемой недели)

4.2. Согласованность

4.2.1. Внутренняя согласованность

Данные по численности безработных могут быть проверены пользователями, используя данные о численности безработных в среднем за год по субъектам России, а также информацию о занятых в разбивке по полу, возрасту, образованию, семейному положению, публикуемым в следующих изданиях.

4.3. Пересмотр данных

4.3.1. Календарь пересмотра/обновления данных

При первом распространении данные являются, как правило, предварительными и в соответствующей публикации обозначаются как предварительные.

Окончательные данные публикуются через 5 недель после окончания отчетного периода в ближайшем выпуске ежемесячного доклада Росстата "Социально-экономического положения России" и через 8 недель в ежеквартальном бюллетене "Обследование рабочей силы".

Значительные изменения в методологии отмечаются в соответствующих публикациях после их утверждения.

5.       Доступность

5.1 Данные

5.1.1. Статистическое представление

Данные характеризуют численность безработных среди постоянного населения Российской Федерации. Публикуются ежемесячные данные численности безработных и темпы изменения к соответствующему периоду предыдущего года.

К безработным относятся лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:

• не имели работы (доходного занятия);

• занимались поиском работы;

• были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Обучающиеся, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Месячные данные публикуются на основе ежемесячных обследований рабочей силы.

5.1.2. Средства и формат распространения

"Российский статистический ежегодник";

"Социальное положение и уровень жизни населения России";

"Труд и занятость в России" (один раз в 2 года);

"Регионы России";

"Россия в цифрах";

"Рабочая сила, занятость и безработица в России" (один раз в 2 года);

Статистический бюллетень "Обследование рабочей силы".

В ежемесячном докладе Росстата "Социально-экономическое положение России" публикуются также данные о численности работников крупных и средних организаций по видам экономической деятельности, о приеме и увольнении персонала крупных и средних организаций.

5.1.3. Календарь выпуска данных

5.1.3.1. Даты выпуска данных на последующие четыре месяца публикуются на веб-сайте Росстата:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/imf/release/.

5.1.4. Одновременный выпуск

Данные в открытом доступе размещаются на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/ в ежемесячном докладе Росстата "Социально-экономическое положение России" и других периодических изданиях, размещаемых на сайте.

5.2. Метаданные

5.2.1. Распространение документации о концепциях, статистическом охвате, классификациях, основе учета, источниках данных и статистических методах

Методология расчета конкретных показателей занятости приводится в Основных методологических и организационных положениях  по проведению обследования рабочей силы, размещенных на WEB-сайте Росстата http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/pr445-17.pdf

 

Россия. Специальный Стандарт Распространения Данных
Copyright © Федеральная служба государственной статистики