Потребительские ожидания в России
в IV квартале 2016 года

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за IV квартал 2016 года.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2016г. по сравнению с III кварталом 2016г. повысился на
1 процентный пункт и составил (-18%).

 

Повышение индекса потребительской уверенности обусловлено положительной динамикой в оценках населением произошедших и ожидаемых изменений в экономике России и произошедших изменений в личном материальном положении. Оценка населением ожидаемых изменений в личном материальном положении и благоприятности условий для крупных покупок осталась на прежнем уровне.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2016г. повысился на 2 процентных пункта и составил (-6%) против
(-8%) в III квартале 2016 года.

В течение следующих 12-ти месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 20% опрошенных (в III квартале 2016г. ­– 18%). Доля  негативных оценок сократилась до 27% (в III квартале 2016г. – 29%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России не изменится, осталась на прежнем уровне и составила 47%.

Индекс произошедших изменений в экономике России  повысился на 1 процентный пункт и составил (-25%) против (-26%) в III квартале 2016 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с III кварталом 2016г. увеличилась до 11% (в III квартале
2016г. – 10%). В то же время доля отрицательных оценок сократилась до 50% против 52% в III квартале 2016 года. Доля нейтральных оценок поднялась до 39% (в III квартале 2016г. – 38%).

 

 

 

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2016г. по сравнению с III кварталом 2016г. не изменился и составил (-8%).

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, увеличилась до 11% (в III квартале 2016г. – 9%). Доля отрицательных оценок составила  23% (в III квартале 2016г. – 22%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении повысился на
1 процентный пункт и составил (-18%) против (-19%) в III квартале 2016 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, составила 9% (в III квартале 2016г. – 8%). Доля отрицательных оценок сократилась до 39% (в III квартале 2016г. – 40%).

 

 

Индекс благоприятности условий для крупных покупок не изменился по сравнению с III кварталом 2016 года и составил (-33%). Индекс благоприятности  условий для сбережений снизился на 1 процентный пункт и составил (-42%) против (-41%) в III квартале 2016 года.

 

 

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в IV квартале 2016г. по сравнению с III кварталом 2016г. повысился у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) на 2 процентных пункта и у лиц старшего возраста (50 лет и более)  на 1 процентный пункт, а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) остался без изменений.

 

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в IV квартале 2016г. по сравнению с III кварталом 2016г. также повысился  у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет)  с (-3%) до (-0,4%) и у лиц старшего возраста (50 лет и более)  с (-10%) до (-8%), а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) не изменился и составил (-7%).

 

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1):

 

 

Август
2016г.

Ноябрь
2016г.

 

Август
2016г.

Ноябрь
2016г.

Россия

-18,9

-17,9

 

 

 

Австрия

-8,7

-8,6

Люксембург

11,0

10,3

Бельгия

-2,5

-7,5

Мальта

1,3

3,7

Болгария

-26,8

-25,6

Нидерланды

5,3

12,1

Великобритания

-7,5

-6,9

Польша

-8,2

-9,1

Венгрия

-17,6

-15,0

Португалия

-13,9

-7,7

Германия

-2,5

-1,2

Румыния

-19,5

-15,1

Греция

-70,1

-66,9

Словакия

-9,0

-7,3

Дания

10,3

8,0

Словения

-13,8

-10,0

Ирландия

8,6

5,1

Финляндия

17,7

19,9

Испания

-5,2

-2,2

Франция

-15,4

-10,6

Италия

-12,9

-12,1

Хорватия

-24,4

-16,6

Кипр

-6,9

-1,3

Чехия

1,8

5,8

Латвия

-9,8

-13,0

Швеция

9,2

13,1

Литва

-9,3

-3,5

Эстония

-6,2

-3,6

_________________

1) По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015г. в опросе принимают участие 5,1 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации, включая Республику Крым и г.Севастополь.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики