Потребительские ожидания в России
в I
II квартале 2018 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за III квартал 2018 года.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2018г. по сравнению со II кварталом 2018г. снизился на 6 процентных пунктов и составил (-14%).

Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом наибольшее влияние оказало ухудшение субъективного мнения населения относительно произошедших и ожидаемых изменений в экономике России.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в III квартале 2018г. по сравнению со II кварталом 2018г. снизился на 13 процентных пунктов и составил (-11%) против 2% во II квартале 2018 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, сократилась  до 16% (во II квартале 2018г. – 25%). Доля негативных оценок увеличилась до 32%  (во II квартале  2018г. – 20%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, сократилась до 49% (во II квартале 2018г. – 51%).

 

Индекс произошедших изменений в экономике России  снизился на 8 процентных пунктов и составил (-16%) против (-8%) во II квартале 2018 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению со II кварталом 2018г. уменьшилась до 14% (во II квартале 2018г. – 19%). В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 40% против 31% во II квартале 2018 года. Доля нейтральных оценок снизилась до 45% (во II квартале 2018г. – 49%).

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении снизился на 4 процентных пункта и составил (-6%) против (-2%) во II квартале 2018 года.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, по сравнению со II кварталом 2018г. уменьшилась до 12% против 13% во
II квартале 2018 года. Доля отрицательных оценок увеличилась
до 21% (во II квартале 2018г. – 16%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 3 процентных пункта и составил (-12%) против (-9%) во II квартале 2018 года.  

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, сократилась до 9% против 12% во II квартале 2018 года. Доля отрицательных оценок увеличилась до 31% (во II квартале 2018г. – 27%).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок опустился на 4 процентных пункта и составил (-26%) против (-22%) во II квартале 2018 года. Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 2 процентных пункта и составил (-35%) против (-33%) во II квартале 2018 года.

 

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в III квартале 2018г. по сравнению со II кварталом 2018г. снизился по всем возрастным группам на 6 процентных пунктов: у молодого поколения (в возрасте от 16 до 29 лет), у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) и у лиц старшего возраста (50 лет и более).

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации  в России в III квартале 2018г. по сравнению со II кварталом 2018г. также снизился по всем возрастным группам: у молодого поколения (в возрасте от 16 до 29 лет) – с 7% до (-8%), у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) – с 2% до
(-10%), у лиц старшего возраста (50 лет и более) – с (-0,3%) до (-12%).

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

 

Май
2018г.

Август
2018г.

 

Май
2018г.

Август
2018г.

Россия

-8,0

-14,1

 

 

 

Австрия

11,2

8,1

Люксембург

14,6

13,6

Бельгия

0,7

-0,6

Мальта

21,9

22,7

Болгария

-22,1

-24,9

Нидерланды

16,5

16,2

Великобритания

-3,0

-3,6

Польша

2,0

-0,4

Венгрия

-6,9

-12,0

Португалия

4,3

-0,6

Германия

5,9

4,4

Румыния

-24,3

-21,3

Греция

-51,0

-47,8

Словакия

-3,0

-3,9

Дания

15,9

14,2

Словения

1,0

-4,5

Ирландия

14,4

8,9

Финляндия

25,2

22,9

Испания

0,5

-2,5

Франция

-5,3

-10,6

Италия

-7,2

-6,6

Хорватия

-6,3

-9,0

Кипр

2,9

-6,7

Чехия

11,9

6,8

Латвия

-6,7

-7,2

Швеция

13,6

14,4

Литва

-3,3

-2,5

Эстония

0,0

-2,4

_________________

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015г. в опросе принимают участие 5,1 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики