Потребительские ожидания в России
во I
I квартале 2018 года

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за II квартал 2018 года.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2018г. по сравнению с I кварталом 2018г. не изменился и составил (-8%).

Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\07-2018\130.files\image001.png

При стабильности индекса потребительской уверенности отмечался рост индекса ожидаемых изменений в экономике России и индекса благоприятности условий для крупных покупок и снижение индекса произошедших изменений в экономике России. Оценка субъективного мнения населения относительно произошедших и  ожидаемых изменений  в личном материальном положении осталась на прежнем уровне.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу во II квартале 2018г. по сравнению с I кварталом 2018г. повысился на 1 процентный пункт и составил 2% против 1% в I квартале 2018 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, увеличилась до 25% (в I квартале 2018г. – 23%). Доля негативных оценок увеличилась до 20%  (в I квартале  2018г. – 19%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, сократилась до 51% (в I квартале 2018г. – 54%).

Индекс произошедших изменений в экономике России  снизился на 1 процентный пункт и составил (-8%) против (-7%) в I квартале 2018 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с I кварталом 2018 года не изменилась и составила 19%. В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 31% против 30% в I квартале 2018 года. Доля нейтральных оценок снизилась до 49% (в I квартале 2018г. – 51%).

 

Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\07-2018\130.files\image002.png

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении не изменился по сравнению с I кварталом 2018г. и составил (-2%).

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, по сравнению с I кварталом 2018г. уменьшилась до 13% против 14% в I квартале 2018 года. Доля отрицательных оценок не изменилась и составила 16%.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении также не изменился по сравнению с I кварталом 2018г. и составил (-9%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, сократилась до 12% против 13% в I квартале 2018 года. Доля отрицательных оценок не изменилась и осталась на уровне 27%.

Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\07-2018\130.files\image003.png

Индекс благоприятности условий для крупных покупок поднялся на 1 процентный пункт и составил (-22%) против (-23%) в I квартале 2018 года. Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 1 процентный пункт и составил (-33%) против (-32%) в I квартале 2018 года.

 

Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\07-2018\130.files\image004.png

 

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам во II квартале 2018г. по сравнению с I кварталом 2018г. снизился  у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) на 2 процентных пункта, у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) остался на прежнем уровне, а  у лиц старшего возраста (50 лет и более) повысился на 1 процентный пункт.

Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\07-2018\130.files\image005.png

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации  в России во II квартале 2018г. по сравнению с I кварталом 2018г. повысился у молодого поколения (в возрасте от 16 до 29 лет)  с 4% до 7% и у лиц старшего возраста (50 лет и более)  с (-1%) до (-0,3%),  а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) не изменился и остановился на отметке 2%.

 

Описание: G:\www\СРОЧНАЯ\07-2018\130.files\image006.png

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

 

Февраль
2018г.

Май
2018г.

 

Февраль
2018г.

Май
2018г.

Россия

-8,1

-8,0

 

 

 

Австрия

12,5

11,2

Люксембург

17,3

14,6

Бельгия

-0,3

0,7

Мальта

27,4

21,9

Болгария

-21,6

-22,1

Нидерланды

18,6

16,5

Великобритания

-4,1

-3,0

Польша

1,3

2,0

Венгрия

-7,5

-6,9

Португалия

1,8

4,3

Германия

6,5

5,9

Румыния

-26,5

-24,3

Греция

-53,0

-51,0

Словакия

-3,8

-3,0

Дания

16,8

15,9

Словения

1,6

1,0

Ирландия

12,3

14,4

Финляндия

26,8

25,2

Испания

0,4

0,5

Франция

-7,1

-5,3

Италия

-6,4

-7,2

Хорватия

-8,7

-6,3

Кипр

5,0

2,9

Чехия

10,8

11,9

Латвия

-8,9

-6,7

Швеция

14,6

13,6

Литва

-7,9

-3,3

Эстония

-5,8

0,0

_________________

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015г. в опросе принимают участие 5,1 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики