Потребительские ожидания в России
во II квартале 2019 года

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за II квартал 2019 года.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, во II квартале 2019 г. по сравнению с I кварталом 2019 г. возрос на 1 процентный пункт и составил (-15%).

 

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу повысился с (-11%) в I квартале 2019 года до (-10%) во II квартале 2019 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, во II квартале 2019 г. по сравнению с I кварталом 2019 г. уменьшилась на 1 процентный пункт и составила 15% (в I квартале 2019 г. – 16%). Доля негативных оценок уменьшилась до 29% (в I квартале 2019 г. – 33%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, возросла до 52% (в I квартале 2019 г. – 49%).

 

Индекс произошедших изменений в экономике России увеличился на 2 процентных пункта и составил (-19%) против (-21%) в I квартале 2019 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с I кварталом 2019 г.  увеличилась до 12% (в I квартале 2019 г. – 11%). Доля отрицательных оценок снизилась до 42%  против 45% в I квартале 2019 года. Доля нейтральных оценок увеличилась до 46% (в I квартале 2019 г. – 43%).

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении во II квартале 2019 г. возрос на 1 процентный пункт и составил (-6%) против (-7%) в I квартале 2019 года.

Доля респондентов, ожидающих ухудшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, по сравнению с I кварталом 2019 г. снизилась до 19% против 23% в  квартале 2019 года. Доля нейтральных оценок возросла до 67% (в I квартале 2019 г. – 64%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении возрос на 2 процентных пункта и составил (-12%) против (-14%) в I квартале 2019 года.  

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, во II квартале 2019 г. по сравнению с I кварталом 2019 г. увеличилась на 1 процентный пункт и составила 11%. Доля отрицательных оценок уменьшилась до 32% (в I квартале 2019 г. – 34%).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок повысился на 3 процентных пункта и составил (-26%) против (-29%) в I квартале 2019 года. Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 1 процентный пункт и составил (-36%) против (-37%) в I квартале 2019 года.

 

 

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам

в процентах

 

 

I квартал
2019 г.

II квартал
2019 г.

II квартал 2019 г. к
I кварталу 2019 г. (+,-)

Молодое поколение
 (в возрасте от 16 до 29 лет)

-11

-10

+1

Лица среднего  возраста
 (от 30 до 49 лет)

-16

-15

+1

Лица старшего возраста  
 (50 лет и более)

-19

-16

+3

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России

 

в процентах

 

 

I квартал
2019 г.

II квартал
2019 г.

II квартал 2019 г. к
I кварталу 2019 г. (+,-)

Молодое поколение
 (в возрасте от 16 до 29 лет)

-7

-8

-1

Лица среднего  возраста
 (от 30 до 49 лет)

-11

-10

+1

Лица старшего возраста  
 (50 лет и более)

-13

-10

+3

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

 

Февраль
2019 г.
2)

Май
2019 г.

 

Февраль
2019 г.
2)

Май
2019 г.

Россия

-16,5

-14,6

 

 

 

Австрия

-1,6

0,0

Люксембург

-0,7

0,3

Бельгия

-11,1

-8,4

Мальта

6,4

6,6

Болгария

-26,6

-25,5

Нидерланды

-6,3

-7,8

Великобритания

-10,8

-8,3

Польша

5,9

2,6

Венгрия

-4,4

-5,0

Португалия

-9,1

-9,7

Германия

-0,2

-1,4

Румыния

-14,3

-9,9

Греция

-33,3

-29,5

Словакия

-7,8

-8,6

Дания

3,1

6,0

Словения

-6,8

-7,9

Ирландия

-1,3

3,2

Финляндия

0,4

-2,7

Испания

-5,4

-3,7

Франция

-11,6

-9,5

Италия

-11,8

-12,1

Хорватия

-7,6

-2,4

Кипр

-7,0

-8,8

Чехия

3,7

0,1

Латвия

-6,6

-3,6

Швеция

-1,0

-2,0

Литва

5,2

6,3

Эстония

0,6

1,2

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

2) С учётом плановых обновлений данных Евростата.

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики