Потребительские ожидания в России
в IV квартале 2015 года

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за IV квартал 2015 года.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2015г. по сравнению с III кварталом 2015г. снизился на 2 процентных пункта и составил (-26%).

 

Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом, наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в личном материальном положения и благоприятности условий для крупных покупок.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2015г. снизился на 2 процентных пункта и составил (-15%) против (-13%) в III квартале 2015 года.

В течение следующих 12-ти месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 16% опрошенных (в III квартале 2015г. - 17%). Доля негативных оценок увеличилась до 37% (в III квартале 2015г. - 35%). Считают, что экономическая ситуация в России не изменится, 39% опрошенных (в III квартале 2015г. - 42%).

Индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 1 процентный пункт и составил (-39%) против (-38%) в III квартале 2015 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с III кварталом 2015г. сократилась до 6% (в III квартале 2015г. - 8%). В то же время доля отрицательных оценок увеличилась до 67% (против 65% в III квартале 2015г.).

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2015г. снизился на 2 процентных пункта и составил (-15%) против (-13%) в III квартале 2015 года.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составила 9% (в III квартале 2015г. - 8%). Доля отрицательных оценок увеличилась до 31% (в III квартале 2015г. - 27%).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 3 процентных пункта и составил (-25%) против (-22%) в III квартале 2015 года.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, составила 7% (в III квартале 2015г. - 9%). Доля отрицательных оценок увеличилась до 48% (в III квартале 2015г. - 46%).

 

Индекс благоприятности условий для крупных покупок опустился на 4 процентных пункта и составил (-38%) против (-34%) в III квартале 2015 года. Индекс благоприятности условий для сбережений опустился на 2 процентных пункта и составил (-47%) против (-45%) в III квартале 2015 года.

 

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в IV квартале 2015г. по сравнению с III кварталом 2015г. снизился по всем возрастным группам: у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) - на 3 процентных пункта, у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) - на 4 процентных пункта, у лиц старшего возраста (50 лет и более) - на 1 процентный пункт.

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в IV квартале 2015г. по сравнению с III кварталом 2015г. снизился у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) с (-11%) до (-18%) и у лиц старшего возраста (50 лет и более) с (-16%) до (-17%), а у молодежи
(в возрасте от 16 до 29 лет) повысился с (-9%) до (-7%).

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

Август
2015г.

Ноябрь
2015г.

 

Август
2015г.

Ноябрь
2015г.

Россия

-24,1

-26,4

 

 

 

Австрия

-11,3

-16,3

Люксембург

1,6

1,8

Бельгия

-2,9

-4,4

Мальта

-2,8

3,7

Болгария

-29,3

-29,9

Нидерланды

11,0

8,2

Великобритания

2,8

1,0

Польша

-14,3

-11,5

Венгрия

-21,4

-17,9

Португалия

-11,4

-14,4

Германия

0,7

-4,5

Румыния

-16,6

-17,8

Греция

-64,8

-64,1

Словакия

-14,8

-12,5

Дания

16,7

14,4

Словения

-4,2

-11,2

Ирландия

11,4

18,0

Финляндия

10,9

7,1

Испания

-1,3

0,6

Франция

-17,5

-11,9

Италия

-9,2

-1,2

Хорватия

-21,3

-16,7

Кипр

-14,1

-8,4

Чехия

0,5

2,9

Латвия

-7,0

-8,9

Швеция

10,7

3,6

Литва

-8,0

-7,3

Эстония

-7,4

-5,6

___________________
1) По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 года в опросе принимают участие 5,1 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации, включая Республику Крым и г.Севастополь.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

- определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

- скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

- нейтральные (среднее, "плюсов" и "минусов" одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

Срочная информация по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики