Состав и обучение кадров государственной
гражданской и муниципальной службы
в Российской Федерации

По данным федерального статистического наблюдения на 1 октября 2008г., замещали государственные должности и должности государственной гражданской службы (далее по тексту гражданской службы) в государственных органах Российской Федерации 846,3 тыс.человек, или три четверти от общей численности работников, занятых в этих органах. По сравнению с данными предыдущего статистического наблюдения на 1 января 2007г. прирост численности кадров гражданской службы Российской Федерации составил 54,5 тыс.человек, или 6,9%.

На муниципальных должностях и должностях муниципальной службы, было занято 367,6 тыс.человек, или более 70% от общей численности занятых в органах местного самоуправления (прирост по сравнению с данными на 1 января 2007г. составил 24,0 тыс.человек, или 7,0%).

Таблица 1

Численность работников гражданской и муниципальной службы
по ветвям власти и уровням управления
на 1 октября 2008 года

 

Тыс.
человек

В том числе в органах

законода-тельных

исполни-тельных

судебной
власти и прокура-туры

других

Замещали государственные должности
и должности
гражданской службы
в государственных органах
Российской Федерации

846,3

12,7

699,2

124,8

9,7

в том числе:
в федеральных государственных
органах1)

611,8

3,9

500,4

105,9

1,6

из них на уровне:
федеральном

36,0

3,9

28,1

2,4

1,6

региональном

575,9

-

472,4

103,5

-

в государственных органах
субъектов Российской Федерации

234,5

8,8

198,7

18,8

8,1

Замещали муниципальные должности и
должности
муниципальной службы

367,6

11,2

355,1

-

1,3

1) Включая гражданских служащих МВД России, Минобороны России, других органов, обеспечиваю-щих правопорядок и охрану безопасности государства.

По данным ежеквартального федерального статистического наблюдения более 15% от общей численности работников, занятых в государственных органах, приходилось на работников, замещавших должности иного вида федеральной государственной службы (сотрудников, имеющих специальные звания), специалистов и других служащих (технических исполнителей, обеспечивавших деятельность гражданских служащих), более 10% приходилось на персонал по охране и обслуживанию зданий. На работников, замещавших аналогичные должности в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований приходилось, соответственно, 10% и около 20%.

Штаты государственных должностей и должностей гражданской службы в государственных органах России на 1 октября 2008г. были укомплектованы в среднем на 92,1%, в том числе в федеральных государственных органах - на 91,3%, в государственных органах субъектов Российской Федерации - на 94%.

Штаты муниципальных должностей и должностей муниципальной службы были укомплектованы на 95,7%.

Структура должностей гражданской службы в государственных органах Российской Федерации зависит от функций, закрепленных за этими органами. Доля работников, замещавших государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, составила, в среднем, 4,2% от общей численности лиц, замещавших государственные должности и должности гражданской службы. Указанное соотношение различается по ветвям власти. Удельный вес этой категории должностей, замещаемых в органах судебной власти и прокуратуры, составил около четверти, в органах законодательной власти - 15,3%, в органах исполнительной власти аналогичный показатель самый низкий - 0,2%.

Таблица 2

Распределение численности работников гражданской службы
по ветвям власти и категориям должностей
на 1 октября 2008 года

 

Всего

В том числе в органах

законода-тельной
власти

исполни-тельной
власти

судебной
власти и
прокуратуры

других государственных органах

феде-раль-ных

субъ-
ектов Рос-сийс-кой Феде-рации

феде-раль-ных

субъ-ектов Рос-сийс-кой Феде-рации

феде-раль-ных

субъ-ектов Рос-сийс-кой Феде-рации

феде-раль-ных

субъ-ектов Рос-сийс-кой Феде-рации

Все работники, замещавшие
государственные должности
и должности гражданской
службы
, тыс.человек

846,3

3,9

8,8

500,4

198,7

105,9

18,8

1,6

8,1

в том числе:
(в % от общей численности
работников, замещавших
государственные должности
и должности гражданской
службы в соответствующих
органах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственные должности
Российской Федерации и
субъектов Российской
Федерации

4,2

15,8

15,1

0,0

0,7

22,7

35,2

1,9

13,1

должности гражданской
службы

95,8

84,2

84,9

100

99,3

77,3

64,8

98,1

86,9

в том числе по категориям:
   руководители

16,5

6,6

14,9

17,2

21,8

6,9

1,6

8,2

12,0

   помощники (советники)

3,5

25,5

10,9

0,2

1,4

20,6

8,0

1,6

1,6

   специалисты

55,2

32,8

41,0

58,8

59,2

37,1

27,4

75,3

60,1

   обеспечивающие
   специалисты

20,6

19,2

18,1

23,7

16,9

12,6

27,7

13,0

13,2

Наиболее многочисленной является категория должностей специалисты. На лиц, замещавших должности данной категории, приходилось свыше 55% от общей численности работников, замещавших государственные должности и должности гражданской службы. В органах исполнительной власти этот показатель составил - 58,9%, в других государственных органах - 62,6%, в законодательных органах и органах судебной власти и прокуратуры соответственно 38,5% и 35,6%.

Доля лиц, замещавших должности категории руководители, сложилась в интервале от 1,6% в органах судебной власти субъектов Российской Федерации до 21,8% в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Наибольший удельный вес лиц, замещавших должности категории помощники (советники) сложился в федеральных органах законодательной власти (25,5%), категории обеспечивающие специалисты - в органах судебной власти субъектов Российской Федерации (27,7%).

В структуре замещаемых должностей муниципальной службы наиболее многочисленными являются группы должностей старшие (37,9%) и младшие (19,5%). На муниципальные должности приходилось 6,5%.

Таблица 3

Численность работников муниципальной службы
по категориям и группам должностей
на 1 октября 2008 года

 

Всего

Из них в

представительных органах
муниципальных
образований

местных администрациях
(исполнительно-распорядительных органах
муниципальных
образований)

Все работники, замещавшие муниципальные
должности и должности муниципальной
службы,
тыс.человек

367,6

11,2

355,1

в том числе:
(в % от общей численности работников,
замещавших муниципальные должности
и должности муниципальной службы в
соответствующих органах):

 

 

 

муниципальные должности

6,5

27,5

5,8

должности муниципальной службы

93,5

72,5

94,2

   в том числе по группам должностей:
   высшие

6,2

5,5

6,2

   главные

13,1

13,2

13,1

   ведущие

16,9

18,2

16,8

   старшие

37,9

27,5

38,3

   младшие

19,5

8,1

19,9

из должностей муниципальной службы
должности, учреждаемые для
непосредственного обеспечения
полномочий лица, замещающего
муниципальную должность

1,5

3,1

1,4

В общей численности работников, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, женщины составляли свыше 71%. По ветвям власти этот показатель сложился следующим образом: 58,1% - в органах законодательной власти, 70,8% - в органах исполнительной власти, 79,1% - в органах судебной власти и прокуратуры, в других государственных органах - 61,5%.

Сохраняется низкий уровень представительства женщин на государственных должностях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в органах законодательной и исполнительной власти. Самое низкое значение этого показателя в федеральных органах исполнительной власти на федеральном уровне - 8,3%, в исполнительных органах субъектов Российской Федерации он составил 12,6%; в федеральных органах законодательной власти - 11,8%, в законодательных органах субъектов Российской Федерации - 17,6%.

Наибольшее представительство женщин сложилось в органах судебной власти и прокуратуры России за счет должностей судей и составило 61,5% (в федеральных органах - 59,8%, в органах субъектов Российской Федерации - 67,4%).

Среди должностей категории руководители всех уровней (включая их заместителей) женщины замещали 61,2% должностей. Наивысшее значение этого показателя (64,5%) - в федеральных органах исполнительной власти на региональном уровне, самое низкое (23,4%) - в федеральных органах законодательной власти.

Преобладают женщины и на должностях категорий специалисты и обеспечивающие специалисты, где их удельный вес составил 71,1% и 84,2% соответственно. Выше средних значений эти показатели на аналогичных должностях составили: в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 74,4% и 84,8%, в органах судебной власти субъектов Российской Федерации - 89,7% и 93,8%; в федеральных органах судебной власти и прокуратуры на региональном уровне - 89,7% и 88,4%.

На должностях муниципальной службы также большинство составляют женщины (78,7%).

Таблица 4

Численность работников муниципальной службы
по полу, категориям и группам должностей
на 1 октября 2008 года

 

Всего,
тыс.
человек

Распределение
по полу, %

В % к итогу

Уком-
плекто-
ванность,
%

всего

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Все работники, замещавшие
муниципальные должности
и должности муниципальной службы

367,6

24,4

75,6

100

100

100

95,7

в том числе замещали:
муниципальные должности

23,8

69,6

30,4

6,5

18,4

2,6

98,6

должности муниципальной
службы

343,9

21,3

78,7

93,5

81,6

97,4

95,5

в том числе по группам
должностей:
   высшие

22,7

48,6

51,4

6,2

12,3

4,2

96,8

   главные

48,2

33,9

66,1

13,1

18,2

11,5

96,7

   ведущие

62,0

24,0

76,0

16,9

16,5

17,0

95,4

   старшие

139,2

16,6

83,4

37,9

25,8

41,8

94,9

   младшие

71,7

11,0

89,0

19,5

8,8

23,0

95,7

из должностей муници-
пальной службы должно-
сти, учреждаемые для
непосредственного
обеспечения полномочий
лица, замещающего муни-
ципальную должность

5,4

49,2

50,8

1,5

3,0

1,0

95,0

Среди лиц, замещавших муниципальные должности, женщины составляли только 30%, в том числе в контрольных органах муниципальных образований и избирательных комиссиях муниципальных образований - почти две трети; в местных администрациях (исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований) - на уровне среднего показателя по этой категории должностей, в представительных органах муниципальных образований женщины замещали 29% этих должностей.

Удельный вес женщин на руководящих должностях муниципальной службы (высшие и главные) составлял 51,4% и 66,1%, соответственно.

Средний возраст лиц, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, составил 39 лет, муниципальные должности и должности муниципальной службы - 43 года. Немного моложе состав кадров в органах судебной власти и прокуратуры, где средний возраст составил 36 лет.

 

Кадры гражданской службы в федеральных государственных органах на федеральном уровне старше, чем в органах соответствующих ветвей власти на региональном уровне. Так, в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти средний возраст лиц, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, составил 43 года, а в их территориальных органах - 38 лет.

Таблица 5

Состав работников гражданской и муниципальной службы
по возрастным группам и ветвям власти
на 1 октября 2008 года

в % от общей численности работников соответствующих органов

 

Всего

В том числе в возрасте

Средний возраст, лет

до 30 лет

30-39 лет

40-49 лет

50-59 лет

60 лет и старше

всего

в том числе

60-65
лет

старше 65 лет

Все работники, замещавшие
государственные должности
и должности гражданской
службы

100

28,5

26,5

23,2

19,6

2,2

2,1

0,1

39

в том числе в органах:
федеральных

100

31,5

26,4

22,1

17,9

2,1

2,0

0,1

38

субъектов Российской
Федерации

100

20,6

26,6

26,1

24,1

2,6

2,5

0,1

41

законодательной власти

100

13,1

23,4

24,6

30,5

8,5

7,3

1,2

45

   федеральных

100

11,3

20,4

23,7

33,5

11,1

9,9

1,2

46

   субъектов Российской
   Федерации

100

13,9

24,7

25,0

29,2

7,3

6,1

1,2

44

исполнительной власти

100

27,6

25,9

23,7

20,6

2,1

2,1

0,0

39

   федеральных

100

30,9

25,9

22,4

18,7

2,0

2,0

0,0

38

   субъектов Российской
   Федерации

100

19,2

25,9

27,0

25,4

2,6

2,5

0,1

42

судебной власти и
прокуратуры

100

36,2

29,8

20,2

12,3

1,6

1,4

0,2

36

   федеральных

100

35,2

29,1

20,8

13,1

1,8

1,6

0,2

37

   субъектов Российской
   Федерации

100

41,4

33,6

16,8

7,4

0,7

0,7

0,0

34

других государственных
органах

100

14,1

28,7

25,7

26,9

4,5

4,2

0,3

43

   федеральных

100

12,9

19,2

20,9

38,5

8,5

8,3

0,2

46

   субъектов Российской
   Федерации

100

14,4

30,6

26,6

24,7

3,7

3,4

0,3

42

Все работники, замещавшие
муниципальные должности
и должности
муниципальной
службы

100

16,8

22,7

29,9

27,9

2,8

2,5

0,3

43

в том числе в:
представительных органах
муниципальных образований

100

17,4

22,1

25,8

27,9

6,8

5,5

1,3

43

местных администрациях
(исполнительно- распоря-
дительных органах муници-
пальных образований)

100

16,8

22,6

30,0

27,9

2,6

2,4

0,2

43

контрольных органах
муниципальных образований

100

13,7

31,4

29,2

23,6

2,2

1,9

0,3

42

иных органах местного
самоуправления и избира-
тельных комиссиях муници-
пальных образований

100

18,2

26,0

26,4

24,0

5,5

4,1

1,4

42

В общей численности лиц, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, 28,5% имели возраст до 30 лет. Наибольшее значение этого показателя в органах судебной власти субъектов Российской Федерации - 41,4%.

Среди молодежи в возрасте до 30 лет больше половины (54,3%) было занято на должностях категории специалисты, 3,8% - на должностях категории руководители. Наивысшее значение этого показателя должностей категории руководители - в федеральных органах исполнительной власти на региональном уровне (4,4%).

Удельный вес молодежи до 30 лет на муниципальных должностях и должностях муниципальной службы составил 16,8%, что значительно ниже, чем на государственных должностях и должностях гражданской службы.

Среди муниципальных работников в возрасте до 30 лет 81,2% замещали должности, входящие в группы должностей муниципальной службы старшие и младшие, в которые включаются должности специалистов всех уровней, 5,9% - руководящие должности, входящие в группы должностей высшие и главные.

Состав по возрасту мужчин и женщин, замещавших должности гражданской (муниципальной) службы, имеет некоторые отличия, связанные с более ранним выходом на пенсию женщин. Средний возраст женщин ниже среднего возраста мужчин и составил, соответственно, 38 лет и 40 лет - на гражданской службе и 42 года и 45 лет - на муниципальной службе.

Таблица 6

Состав работников (мужчин и женщин)
гражданской и муниципальной службы
по возрастным группам
на 1 октября 2008 года

 

Имели возраст
(в % от общей численности работников гражданской
или муниципальной службы соответствующего пола)

Сред-ний воз-
раст,
лет

до 30
лет

30-39
лет

40-49
лет

50-59
лет

60 лет и старше

всего

в том числе

60-65
лет

старше 65 лет

Все работники, замещавшие
государственные должности
и должности гражданской
службы

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

26,0

24,8

22,5

22,4

4,2

4,1

0,2

40

   женщины

29,5

27,2

23,5

18,5

1,3

1,3

0,0

38

в том числе в органах:
федеральных

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

29,2

25,3

22,2

19,5

3,8

3,7

0,1

39

   женщины

32,4

26,9

22,1

17,2

1,3

1,3

0,0

38

из них на уровне:
федеральном

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

17,1

16,9

19,3

33,9

12,8

12,0

0,8

46

   женщины

25,5

20,0

21,1

28,2

5,1

5,0

0,1

42

региональном

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

30,3

26,0

22,5

18,2

3,0

2,9

0,1

39

   женщины

32,8

27,3

22,1

16,7

1,1

1,1

0,0

38

субъектов Российской
Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

17,4

23,5

23,4

30,0

5,8

5,4

0,4

43

   женщины

21,8

27,9

27,1

21,8

1,4

1,4

0,0

40

Все работники, замещавшие
муниципальные должности
и должности муниципальной
службы

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

15,3

17,8

25,9

34,3

6,7

6,0

0,7

45

   женщины

17,2

24,2

31,2

25,8

1,5

1,4

0,1

42

Лица пенсионного возраста среди работников, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, составляли 6,4% (53,8 тыс.человек). В федеральных государственных органах на федеральном уровне доля лиц пенсионного возраста значительно выше, чем на региональном (соответственно 15,3% и 5,6%). На лиц этой возрастной группы приходилось: в органах законодательной власти и других государственных органах федерального уровня свыше 18%, в центральном аппарате федеральных органов исполнительной власти - 15,0%, в высших органах судебной власти и прокуратуры - 12,6%, при уровне аналогичных показателей по территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и федеральным судам и органам прокуратуры на региональном уровне - 5,9% и 4,1% соответственно.

В органах государственной власти субъектов Российской Федерации в целом лица пенсионного возраста замещали 6,9% государственных должностей и должностей гражданской службы (16,2 тыс.человек).

Среди работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, имели пенсионный возраст 7% от общей их численности (25,7 тыс. человек), в том числе 1,6% составляли мужчины и 5,3% - женщины.

Значительная часть работников (26,8%), замещавших государственные должности и должности гражданской службы - имела стаж гражданской службы 15 лет и выше. Наиболее высокая доля работников с многолетним опытом работы в государственных органах отмечена в федеральных органах государственной власти на федеральном уровне - 39,1%.

Аналогично среди лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, имели стаж муниципальной службы 15 лет и выше 26,8% работников.

Таблица 7

Состав работников по стажу гражданской и
муниципальной службы и ветвям власти
на 1 октября 2008 года

в % от общей численности работников соответствующих органов

 

Всего

В том числе со стажем
гражданской(муниципальной) службы

до
1 года

от
1 года
до 5 лет

от 5
до 10
лет

от 10
до 15
лет

15 лет и выше

всего

в том числе

от 15 до 25 лет

25 лет и выше

Все работники, замещавшие
государственные должности
и должности гражданской
службы

100

8,2

26,8

21,3

16,9

26,8

18,9

7,9

   в том числе в органах:
   федеральных

100

8,1

28,5

20,6

16,5

26,4

18,8

7,6

   субъектов Российской
   Федерации

100

8,5

22,2

23,2

18,1

28,1

19,3

8,8

законодательной власти

100

6,6

18,3

20,5

19,0

35,5

20,3

15,2

   федеральных

100

8,3

16,3

18,9

20,2

36,2

17,9

18,3

   субъектов Российской
   Федерации

100

5,9

19,1

21,2

18,5

35,2

21,3

13,9

исполнительной власти

100

8,0

27,1

20,9

17,0

27,0

19,2

7,8

   федеральных

100

7,9

29,1

20,2

16,5

26,3

18,9

7,4

   субъектов Российской
   Федерации

100

8,4

21,9

22,7

18,1

28,9

19,9

9,0

судебной власти и
прокуратуры

100

9,6

26,7

23,3

15,8

24,6

17,2

7,4

   федеральных

100

9,0

26,2

22,6

16,1

26,0

18,1

7,9

   субъектов Российской
   Федерации

100

12,9

29,3

27,6

14,1

16,1

11,8

4,3

других государственных
органах

100

3,7

16,1

24,5

23,5

32,1

19,5

12,6

   федеральных

100

3,7

11,1

19,0

18,3

47,8

21,0

26,8

   субъектов Российской
   Федерации

100

3,7

17,1

25,6

24,5

29,0

19,2

9,8

Все работники, замещавшие
муниципальные должности
и должности
муниципальной
службы

100

9,7

28,3

19,7

15,5

26,8

19,8

7,0

в том числе в:
представительных органах
муниципальных образований

100

9,0

32,3

18,9

14,4

25,5

17,7

7,8

местных администрациях
(исполнительно-
распорядительных органах
муниципальных образований)

100

9,7

28,2

19,7

15,5

26,8

19,8

7,0

контрольных органах
муниципальных образований

100

5,7

25,6

20,4

18,5

29,8

21,0

8,8

иных органах местного
самоуправления и
избирательных комиссиях
муниципальных образований

100

6,4

26,0

24,3

17,9

25,4

16,6

8,8

Из числа лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, наибольший удельный вес работников со стажем гражданской службы 15 лет и выше отмечен в других федеральных государственных органах - 73,4%, при среднем показателе в целом по государственным органам Российской Федерации - 51,8%. Аналогичный показатель имел наиболее высокое значение среди работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 55,7%. В федеральных органах исполнительной власти на федеральном уровне он составил 54,1%.

 

 

В органах местного самоуправления значительная часть (36,2%) лиц, замещавших муниципальные должности, имела стаж муниципальной службы до 5 лет, почти 30% работников имели многолетний опыт работы на муниципальной службе (15 лет и выше).

Среди мужчин и женщин, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, стаж гражданской службы 15 лет и выше имели, соответственно, около трети мужчин и почти четверть женщин.

Таблица 8

Состав работников (мужчин и женщин)
по стажу гражданской и муниципальной службы
на 1 октября 2008 года

в % от общей численности работников соответствующего пола

 

Всего

В том числе со стажем
гражданской (муниципальной) службы

до 1
года

от
1 года
до
5 лет

от 5
до 10 лет

от 10
до 15 лет

15 лет и выше

всего

в том числе

от 15 до 25 лет

25 лет и выше

Все работники, замещавшие
государственные должности
и должности
гражданской
службы

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

7,7

24,1

20,5

15,2

32,4

19,8

12,6

   женщины

100

8,4

27,8

21,6

17,6

24,6

18,5

6,1

в том числе в органах:
федеральных

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

7,7

26,0

20,5

15,0

30,8

19,3

11,5

   женщины

100

8,2

29,5

20,7

17,0

24,5

18,5

6,0

из них на уровне:
федеральном

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

7,9

16,8

15,5

12,6

47,0

21,3

25,7

   женщины

100

9,3

23,7

17,5

15,9

33,5

19,7

13,8

региональном

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

7,6

26,9

21,0

15,3

29,2

19,1

10,1

   женщины

100

8,2

29,8

20,8

17,1

24,1

18,5

5,6

субъектов Российской
Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

7,8

19,1

20,6

15,6

36,7

21,2

15,5

   женщины

100

8,8

23,4

24,2

19,0

24,7

18,5

6,2

Все работники, замещавшие
муниципальные должности
и должности
муниципальной
службы

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

9,3

25,8

19,5

14,1

31,3

20,3

11,0

   женщины

100

9,8

29,1

19,8

15,9

25,3

19,6

5,7

Среди мужчин и женщин, замещавших государственные должности и должности гражданской службы в федеральных государственных органах на федеральном уровне, проработали в государственных органах 15 лет и выше, соответственно, 47% и свыше трети работников. Наиболее высокий удельный вес по этому показателю отмечен среди мужчин - в других федеральных государственных органах (63,8%), а среди женщин - в федеральных органах судебной власти и прокуратуры на федеральном уровне (38,8%).

В 2008г. по состоянию на 1 октября впервые поступили на должности гражданской службы 69,4 тыс.человек, или 8,2% от общей численности работников, замещавших эти должности. Около половины вновь поступивших на гражданскую службу (47,2%) были приняты на должности категории специалисты, из них на должности группы старшие - 41,9%.

Не имели опыта работы в государственных и муниципальных структурах 35,7 тыс.человек, или 9,7% от общей численности работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы. Вновь поступившие на муниципальную службу были приняты, в основном, на должности старшей и младшей групп должностей муниципальной службы, соответственно, 41,4% и 35,1%.

На 1 октября 2008г. доля лиц, имевших высшее профессиональное образование, в общей численности работников, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, составила 85,4% (722,9 тыс.человек), из них около 10% имели два и более высших образования; среднее профессиональное образование имели 12,4% (104,5 тыс.человек). Всего в государственных органах Российской Федерации замещали государственные должности и должности гражданской службы 12,2 тыс.человек, имевших ученую степень кандидата или доктора наук (1,7% от числа лиц с высшим профессиональным образованием), из них более половины - в федеральных органах. Не имели высшего или среднего профессионального образования почти 19 тыс.человек (2,2%).

Среди лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, почти три четверти (274,5 тыс.человек) имели высшее профессиональное образование, 22,5% (82,7 тыс.человек) - среднее профессиональное образование, ученую степень имели 2,0 тыс.человек (0,7%). Численность лиц, не имевших высшего или среднего профессионального образования, составила 10,4 тыс.человек, или 2,8%.

Высокий образовательный уровень работников отмечен в органах законодательной власти и других государственных органах. Соответственно 94,7% и 93,9% работников на государственных должностях и должностях гражданской службы в этих органах имели высшее профессиональное образование. В органах исполнительной власти, судебной власти и прокуратуры этот показатель немного ниже - 85,7% и 82,2%.

Таблица 9

Состав работников гражданской и муниципальной службы
по уровню образования и ветвям власти
на 1 октября 2008 года

 

Всего,
%

В том числе

Справочно
в % от числа лиц с высшим профессиональным образованием имели

имели
профессио-
нальное
образование

не имели
высшего
или среднего про-фессио-нального
образо-
вания

два и более высших образо-вания

после-вузов-ское образо-вание

ученую степень

канди-
дата
наук

докто-
ра наук

выс-шее

сред-нее

Все работники, замещавшие
государственные должности
и должности
гражданской
службы

100

85,4

12,4

2,2

9,7

1,6

1,5

0,1

в том числе в органах:
федеральных

100

83,5

13,9

2,6

8,7

1,2

1,1

0,1

субъектов Российской
Федерации

100

90,3

8,4

1,3

12,2

2,6

2,5

0,2

законодательной власти

100

94,7

3,4

2,0

25,5

6,8

10,5

1,9

   федеральных

100

94,2

2,2

3,6

28,3

12,2

18,4

4,6

   субъектов Российской
   Федерации

100

94,9

3,9

1,2

24,2

4,5

7,0

0,8

исполнительной власти

100

85,7

12,5

1,8

9,4

1,6

1,4

0,1

   федеральных

100

83,8

14,2

2,1

8,4

1,1

1,0

0,1

   субъектов Российской
   Федерации

100

90,6

8,2

1,2

11,6

2,7

2,5

0,2

судебной власти и
прокуратуры

100

82,2

13,0

4,8

9,1

1,2

1,1

0,1

   федеральных

100

82,0

12,9

5,2

8,8

1,3

1,1

0,1

   субъектов Российской
   Федерации

100

83,5

13,7

2,8

10,4

0,7

0,8

0,1

других государственных
органах

100

93,9

5,1

1,0

17,2

3,6

4,0

0,5

   федеральных

100

97,3

1,5

1,1

26,2

8,4

13,3

2,1

   субъектов Российской
   Федерации

100

93,2

5,9

1,0

15,4

2,6

2,1

0,1

Все работники, замещавшие
муниципальные должности
и должности
муниципальной
службы

100

74,7

22,5

2,8

7,7

1,2

0,7

0,0

в том числе в:
представительных органах
муниципальных образований

100

86,6

11,9

1,5

12,9

1,9

1,4

0,2

местных администрациях
(исполнительно- распоряди-
тельных органах муници-
пальных образований)

100

74,2

22,9

2,9

7,5

1,2

0,7

0,0

контрольных органах муни-
ципальных образований

100

95,1

4,6

0,3

13,3

1,7

0,6

-

иных органах местного
самоуправления и избира-
тельных комиссиях муни-
ципальных образований

100

82,4

16,9

0,7

15,6

3,7

2,9

-

Доля мужчин с высшим профессиональным образованием среди мужчин, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, муниципальные должности и должности муниципальной службы, выше, чем среди женщин. Это объясняется различием в должностном составе мужчин и женщин (более высокой долей женщин на должностях, не требующих наличия высшего профессионального образования). Среди мужчин, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, имели высшее профессиональное образование 88,5%, среди женщин - 84,2%. Ученую степень кандидата наук имели 7,3 тыс. мужчин (3,4%) и 3,9 тыс. женщин (0,8%), доктора наук - 0,9 тыс. мужчин (0,4%) и 0,2 тыс. женщин (0,0%). Наибольший удельный вес лиц, имевших ученую степень, отмечен среди мужчин и женщин, замещавших государственные должности и должности гражданской службы в федеральных государственных органах на федеральном уровне, соответственно 16,9% и 4,9% (аналогичные показатели по государственным органам субъектов Российской Федерации составили 5,8% и 1,4%).

Таблица 10

Состав работников (мужчин и женщин)
гражданской и муниципальной службы
по уровню образования
на 1 октября 2008 года

в % от общей численности работников
по соответствующим органам власти и полу

 

Всего,
%

В том числе

Справочно
в % от числа лиц с высшим профессиональным образованием имели

имели
профессио-
нальное
образование

не имели
высшего
или среднего профес-сиональ-ного
образо-
вания

два и более высших образо-вания

после-вузов-ское образо-вание

ученую степень

выс-шее

сред-нее

канди-
дата
наук

докто-
ра наук

Все работники, замещавшие
государственные должности
и должности гражданской
службы

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

88,5

9,0

2,5

13,1

2,9

3,4

0,4

   женщины

100

84,2

13,7

2,1

8,3

1,1

0,8

0,0

в том числе в
государственных органах:
федеральных

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

85,9

10,9

3,2

11,6

2,4

2,6

0,3

   женщины

100

82,6

15,0

2,4

7,5

0,8

0,5

0,0

из них на уровне:
федеральном

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

94,1

4,4

1,6

24,0

12,7

14,0

2,9

   женщины

100

85,3

9,7

5,0

10,4

4,0

4,5

0,4

региональном

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

85,1

11,6

3,3

10,3

1,4

1,5

0,1

   женщины

100

82,5

15,3

2,2

7,3

0,6

0,3

0,0

субъектов Российской
Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

95,4

3,9

0,7

16,6

4,1

5,3

0,5

   женщины

100

88,3

10,2

1,5

10,3

1,9

1,3

0,1

Все работники, замещавшие
муниципальные должности
и должности муниципальной
службы

 

 

 

 

 

 

 

 

   мужчины

100

85,5

12,5

2,0

10,9

1,7

1,6

0,1

   женщины

100

71,2

25,7

3,1

6,5

1,0

0,4

0,0

В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" одним из квалификационных требований, предъявляемых к лицам, замещающим должности гражданской службы категорий руководители, помощники (советники) и специалисты всех групп должностей, является наличие высшего профессионального образования. Фактически в государственных органах среди лиц, замещавших должности категории руководители доля работников, имевших среднее профессиональное образование, составила 1,3%, не имевших высшего или среднего профессионального образования - 0,2%. Среди работников, замещавших должности категорий помощники (советники) и специалисты среднее профессиональное образование имели соответственно 0,9% и 7,8%, не имели высшего или среднего профессионального образования - 0,4% и 2,4% работников этих категорий должностей.

Таблица 11

Состав работников гражданской службы
по уровню образования, категориям и группам должностей
на 1 октября 2008 года

 

В % от численности работников
по соответствующей категории должностей

имели профессиональное
образование

не имели высшего
или среднего
профессионального
образования

высшее

среднее

Все работники, замещавшие
государственные должности
и должности гражданской службы

85,4

12,4

2,2

по категориям:
государственные должности
Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации

99,9

0,1

0,0

должности гражданской службы

84,8

12,9

2,3

   в том числе:
   руководители

98,5

1,3

0,2

   помощники (советники)

98,7

0,9

0,4

   специалисты

89,9

7,8

2,4

   обеспечивающие специалисты

57,9

37,8

4,3

в федеральных государственных органах

83,5

13,9

2,6

по категориям:

 

 

 

государственные должности
Российской Федерации

100,0

0,0

0,0

должности гражданской службы

82,9

14,4

2,7

   в том числе:
   руководители

98,6

1,2

0,2

   помощники (советники)

98,7

0,9

0,4

   специалисты

88,2

8,8

2,9

   обеспечивающие специалисты

55,4

40,3

4,3

в государственных органах
субъектов Российской Федерации

90,3

8,4

1,3

по категориям:

 

 

 

государственные должности
субъектов Российской Федерации

99,6

0,3

0,1

должности гражданской службы

89,9

8,8

1,3

   в том числе:
   руководители

98,3

1,6

0,1

   помощники (советники)

98,7

1,0

0,4

   специалисты

94,1

5,0

0,8

   обеспечивающие специалисты

66,0

29,7

4,3

В органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований из численности работников, не имевших высшего или среднего профессионального образования, почти 45% замещали муниципальные должности и должности муниципальной службы, для которых обязательным квалификационным требованием является наличие высшего профессионального образования, из них 7,1% - замещали муниципальные должности, почти 30% - должности муниципальной службы, входящие в группы ведущие и старшие.

На 1 октября 2008г. состав кадров гражданской службы по укрупненным группам специальностей и направлениям базовой профессиональной подготовки (в соответствии с действующим Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО)) характеризуется следующим образом.

Состав работников гражданской и муниципальной службы
по направлениям подготовки высшего профессионального образования
на 1 октября 2008 года

в % от общей численности работников, имевших высшее профессиональное образование

В федеральных органах государственной власти

на федеральном уровне

на региональном уровне

В органах государственной власти
субъектов Российской Федерации

В органах местного самоуправления

1) В соответствии с ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей по образованию), введенным в действие в 2004г., группировка включает специальности: здравоохранение; культура и искусство; информационная безопасность; сфера обслуживания.

Основная часть работников имела высшее образование по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки: экономика и управление - 37,0% и гуманитарные и социальные науки - 31,2%. Базовую подготовку по направлению юриспруденция имели более четверти, по специальности государственное и муниципальное управление - 4,4% работников гражданской службы (в федеральных государственных органах - 3,7%, в государственных органах субъектов Российской Федерации - 6,0%), техническое1) образование имели 15,9% работников гражданской службы (14,5% - в федеральных государственных органах и 19,4% - в государственных органах субъектов Российской Федерации).

___________________
1) В соответствии с ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей по образованию), введенным в действие в 2004г., группировка включает укрупненные группы специальностей: геодезия и землеустройство; геология, разведка и разработка полезных ископаемых; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; металлургия, машиностроение и материалообработка; авиационная и ракетно-космическая техника; оружие и системы вооружения; морская техника; транспортные средства; приборостроение и оптотехника; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; информатика и вычислительная техника; химическая и биотехнологии; воспроизводство и переработка лесных ресурсов; технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; архитектура и строительство; безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.

Состав кадров муниципальной службы по направлениям базовой профессиональной подготовки отличается от состава кадров гражданской службы. Доля работников, имевших высшее гуманитарное, социальное, экономическое и управленческое образование составила 49,5%, в том числе направлениям подготовки: экономика и управление - 33,9%; юриспруденция - 10,7%; по специальности государственное и муниципальное управление - 6,4%. Техническое и педагогическое образование имели соответственно 18,4% и 16,0% работников муниципальной службы.

В 2008г. по программам дополнительного профессионального образования было обучено 199,1 тыс. работников, замещавших государственные должности и должности гражданской службы, или 23,2% от общей численности лиц, замещав- ших эти должности, в том числе замещавших должности федеральной гражданской службы - 156,3 тыс.человек (25,3%) и 42,9 тыс.человек (18,0%) - должности гражданской службы субъектов Российской Федерации. Из числа кадров муниципальной службы было обучено 49,4 тыс.человек (13,4%). Основная часть работников гражданской и муниципальной службы, обученных по программам дополнительного профессионального образования в 2008г., прошли переподготовку по программам повышения квалификации (97,3% - в федеральных государственных органах, 92,2% - в государственных органах субъектов Российской Федерации и 91,2% - в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований).

Таблица 12

Обучение работников
гражданской и муниципальной службы
по видам дополнительного профессионального образования
в 2008 году

 

Обучено,
человек

В том числе по программам

В % от численности обученных обучено по программам

профес-сиональ-ной перепод-готовки

повы-шения квали-фи-кации

стажи-ровки

допол-нитель-ного профес-сиональ-ного образо-вания
за преде-лами России

профес-сиональ-ной перепод-готовки

повы-шения
квали-фи-кации

стажи-ровки

допол-нитель-ного профес-сиональ-ного образо-вания
за преде-лами России

Получили дополнительное
профессиональное
образование работники
федеральной гражданской
службы
- всего

156283

3230

152037

831

185

2,1

97,3

0,5

0,1

   из них обучены по
   государственному
   заказу

110662

1665

108556

313

128

1,5

98,1

0,3

0,1

в том числе на уровне:
федеральном - всего

7528

169

7194

5

160

2,2

95,6

0,1

2,1

   из них обучены по
   государственному
   заказу

5875

156

5594

5

120

2,7

95,2

0,1

2,0

региональном - всего

148755

3061

144843

826

25

2,1

97,4

0,6

0,0

   из них обучены по
   государственному
   заказу

104787

1509

102962

308

8

1,4

98,3

0,3

0,0

гражданской службы
субъектов Российской
Федерации
- всего

42850

3039

39503

242

66

7,1

92,2

0,6

0,2

   из них обучены по
   государственному
   заказу

31275

2341

28799

109

26

7,5

92,1

0,3

0,1

муниципальной службы -
всего

49426

3911

45096

313

106

7,9

91,2

0,6

0,2

   из них обучены по
   муниципальному
   заказу

18824

1464

17232

106

22

7,8

91,5

0,6

0,1

Из числа работников федеральной гражданской службы, получивших в 2008г. дополнительное профессиональное образование, замещали должности категории специалисты 55,7%, среди работников гражданской службы субъектов Российской Федерации - 60,4%. Из числа лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, обученных в 2008г. по программам дополнительного профессионального образования, 51,6% замещали должности муниципальной службы старшей и младшей групп должностей.

В отчетном году прошли стажировку (как отдельный вид обучения) 1073 работника гражданской службы (0,5% обученных) и 313 человек из числа кадров муниципальной службы (0,6%). Получили дополнительное образование за пределами территории России 251 работник гражданской службы (из них почти 74% - работники федеральной гражданской службы), и 106 работников муниципальной службы.

Среди работников гражданской службы, получивших дополнительное профессиональное образование за пределами России, более половины приходилось на должности категории специалисты. Среди работников муниципальной службы - почти 70% составляли лица, замещавшие должности муниципальных служащих, входящие в группы высшие и главные.

Таблица 13

Численность работников гражданской службы,
получивших дополнительное профессиональное образование в 2008 году,
по ветвям власти и категориям должностей

в % от общей численности работников по
соответствующей категории должностей

 

Обучено
работников
государствен-
ных органов

В том числе органов

законо-
дательной
власти

испол-
нительной
власти

судебной
власти и
прокуратуры

других
государствен-ных органов

всего

из них по гос-заказу

всего

из них по гос-заказу

всего

из них по гос-заказу

всего

из них по гос-заказу

всего

из них
по гос-заказу

Все работники
гражданской
службы
, человек

23,2

16,6

13,1

9,3

24,7

17,8

16,1

10,9

21,6

12,6

      в том числе
      замещали:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

государственные
должности

14,5

7,4

0,7

0,4

6,5

4,2

15,9

8,1

9,3

5,7

должности
гражданской
службы - всего

23,6

17,0

15,3

10,9

24,8

17,8

16,2

11,9

23,2

13,4

      по категориям:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   руководители

25,8

18,3

12,9

6,2

26,1

18,5

23,3

17,0

21,0

12,6

   помощники
    (советники)

18,0

13,1

12,2

11,1

15,7

12,6

18,9

13,5

10,3

3,8

   специалисты

23,8

17,1

17,5

12,9

24,7

17,7

16,2

11,8

25,9

14,7

   обеспечивающие
   специалисты

22,3

16,3

14,7

9,9

24,0

17,5

9,9

8,0

13,9

9,3

Доля лиц, впервые поступивших на гражданскую и муниципальную службу, обученных в 2008г. по программам дополнительного профессионального образования, в общей численности работников гражданской и муниципальной службы, прошедших обучение, составила: в федеральных органах - 9,2% (14,4 тыс.человек), в государственных органах субъектов Российской Федерации - 8,4% (3,6 тыс.человек), в органах местного самоуправления - 7,9% (3,9 тыс.человек).

Женщины составляли более 70% от численности работников гражданской службы, получивших дополнительное профессиональное образование, и более трех четвертей - от численности работников муниципальной службы.

В федеральных государственных органах обучение работников гражданской службы в основном осуществлялось за счет средств федерального бюджета (99,3%). В государственных органах субъектов Российской Федерации структура расходов на обучение кадров гражданской службы сложилась следующим образом: средства бюджетов субъектов Российской Федерации составили 87,8%, федерального бюджета - 10,0% и поступившие из других источников - 2,2%.

За счет средств местного бюджета обучалось 65,2% работников муниципальной службы, свыше 30% - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, поступивших из других источников - 2,6%, федерального бюджета - 1,4%.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников гражданской и муниципальной службы осуществлялись, в основном, в государственных учебных заведениях, в которых было обучено 93,9% работников федеральной гражданской службы, 94,4% работников гражданской службы субъектов Российской Федерации и 91,9% работников муниципальной службы.

Приоритетными направлениями обучения в 2008г. для работников, замещавших государственные должности и должности федеральной гражданской службы, остались организационно-экономическое и правовое направления (почти по четверти из числа обученных получили дополнительное профессиональное образование по каждому из этих направлений) и информационно-аналитическое (12,5%). По тематике управленческого направления обучались почти треть работников гражданской службы субъектов Российской Федерации и 41,7% работников муниципальной службы.

Кроме того, в 2008г. окончили обучение и получили диплом о высшем профессиональном образовании 1701 человек из числа кадров федеральной гражданской службы, из них 297 человек (17,5%) получили второе высшее образование; из числа кадров гражданской службы субъектов Российской Федерации соответственно 708 человек и 334 человека (47,2%); муниципальной службы - 896 человек и 348 человек (38,8%).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 62, пункт 5), повышение квалификации гражданских служащих должно осуществляться не реже одного раза в три года. В течение последних 3-х лет не прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования 24,7% (152,6 тыс.человек) федеральных гражданских служащих, из числа кадров гражданской службы субъектов Российской Федерации - 31,5% (74,9 тыс.человек), из числа кадров муниципальной службы - 35,2% (129,5 тыс.человек).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Сведения о составе кадров государственной гражданской и муниципальной службы подготовлены по итогам федерального статистического наблюдения на 1 октября 2008 года, об обучении - по итогам годового статистического наблюдения о дополнительном профессиональном образовании гражданских и муниципальных служащих.

Категории и группы должностей гражданской и муниципальной службы приведены в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Реестром должностей федеральной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005г. № 1574, а также реестрами (перечнями) должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; Федеральным законом от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и реестрами муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденными законами субъектов Российской Федерации.

Информация о составе кадров государственной гражданской службы (далее по тексту, в таблицах и диаграммах гражданской службы) и муниципальной службы представлена:

- по полу, возрасту, стажу работы, уровню образования: в целом по России (в динамике) в разрезе ветвей власти по государственным органам (федеральным и субъектов Российской Федерации) и органам местного самоуправления,

- по категориям и группам должностей гражданской службы: в целом по России, по ветвям власти, по федеральным государственным органам; по государственным органам субъектов Российской Федерации;

- по категориям и группам должностей муниципальной службы: в целом по России, по группировкам органов местного самоуправления и избирательным комиссиям муниципальных образований.

В тексте, таблицах и диаграммах для характеристики лиц (работников), замещавших государственные (муниципальные) должности и должности гражданской (муниципальной) службы используется краткий термин работники гражданской (муниципальной) службы.

В группировках государственных органов учтены:

- по органам законодательной власти Российской Федерации - федеральные органы: Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации;

- по органам исполнительной власти Российской Федерации - федеральные органы: Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства в структуре в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008г. № 724 (в редакции от 6 сентября 2008г.) и их территориальные органы, гражданские служащие центральных аппаратов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, других органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства (в итоги по федеральным органам исполнительной власти включены данные о работниках Администрации Президента Российской Федерации, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- по органам судебной власти и прокуратуры Российской Федерации - федеральные: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и арбитражные суды в субъектах Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и органы прокуратуры в субъектах Российской Федерации (включая транспортные и специализированные), Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации и его следственные управления (отделы) в субъектах Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальные управления и отделы, органы судебной власти субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи и аппараты, обеспечивающие их деятельность;

- по другим государственным органам Российской Федерации - федеральные: Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, аналогичные органы субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2006г., учтены:

- представительные органы муниципальных образований, в состав которых входят депутаты, избираемые на муниципальных выборах, а также главы поселений, входящие в состав муниципального района;

- исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований: местные администрации и исполнительные органы по различным направлениям деятельности;

- контрольные органы муниципальных образований: органы, осуществляющие контроль за исполнением местного бюджета (контрольно-счетные палаты, ревизионные комиссии и другие);

- иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

- избирательные комиссии муниципальных образований, которые организуют подготовку и проведение муниципальных выборов.

В таблицах для объединенных (по выполняемым функциям) группировок государственных органов и органов местного самоуправления используются термины:

законодательные органы - группировка включает органы законодательной власти Российской Федерации (федеральные и субъектов Российской Федерации) и представительные органы местного самоуправления;

исполнительные органы - группировка включает органы исполнительной власти Российской Федерации (федеральные и субъектов Российской Федерации) и местные администрации (исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления);

другие - другие государственные органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (образованные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для решения вопросов государственного значения), контрольные органы муниципальных образований, иные органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований (образованные в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления для решения вопросов местного значения).

На должностях категории государственные должности Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995г. № 32 (в редакции на отчетную дату) "О государственных должностях Российской Федерации" учитывались лица, замещавшие государственные должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (федеральные государственные должности), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это должности руководителей (первых лиц) высших государственных органов Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации (по органам законодательной власти - должности председателей палат, комитетов (комиссий) палат Федерального Собрания Российской Федерации и их заместителей, членов комитетов (комиссий) палат Федерального Собрания Российской Федерации, аналогичные должности в законодательных органах субъектов Российской Федерации; по органам исполнительной власти - должности Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей, федеральных министров, руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации; по органам судебной власти и прокуратуры - должности председателей судов всех уровней и их заместителей, Генерального прокурора Российской Федерации, судей (включая военных); по другим государственным органам - должности председателей и их заместителей Счетной палаты и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (на постоянной основе), аналогичные должности в государственных органах субъектов Российской Федерации).

По категории должностей руководители учтены лица, замещавшие должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (служб, департаментов, управлений, отделов (самостоятельных)), кроме должностей, относящихся к государственным должностям Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995г. № 32 и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

По категории должностей помощники (советники) учтены лица, замещавшие должности, учреждаемые для содействия лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, руководителям государственных органов субъектов Российской Федерации (первым лицам) в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

По категории должностей специалисты учтены лица, замещавшие должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий (должности начальников и заместителей начальников отделов в составе служб, департаментов, управлений; референтов; главных федеральных и федеральных инспекторов, военных инспекторов Российской Федерации, главных советников, ведущих советников и советников; главных консультантов, ведущих консультантов и консультантов; главных специалистов-экспертов, ведущих специалистов-экспертов и специалистов-экспертов).

По категории должностей обеспечивающие специалисты учтены лица, замещавшие должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий (должности главных специалистов 1, 2 и 3 разрядов; ведущих специалистов 1, 2 и 3 разрядов; старших специалистов 1, 2 и 3 разрядов; специалистов 1, 2 и 3 разрядов).

На муниципальных должностях учтены лица, замещавшие муниципальные должности: депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса.

Должности муниципальной службы - это должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. На должностях муниципальной службы, учитывались лица, замещавшие должности муниципальной службы путем заключения трудового договора (должности руководителей муниципальных органов и структурных подразделений этих органов, их заместителей и специалистов всех категорий).

При разработке сведений о численности работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы в региональном разрезе по территории Московской и Ленинградской областей учтены государственные органы, находящиеся на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга и осуществляющие свои полномочия в Московской и Ленинградской областях. По Москве и Санкт-Петербургу информация сформирована без государственных органов, находящихся на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга и осуществляющих свои полномочия в Московской и Ленинградской областях.

При разработке сведений федерального статистического наблюдения за составом и обучением кадров государственной гражданской и муниципальной службы работники, оформленные в государственном органе или органе местного самоуправления как внутренние совместители или на неполный рабочий день, учитывались как один человек. При наличии на штатных должностях двух работников учитывались данные о работнике, фактически работающем взамен отсутствующего ввиду болезни или отпуска по беременности и родам или уходу за ребенком.

Не включались прикомандированные военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, замещавшие должности гражданской службы.

Статистический бюллетень 2009 года
Copyright © Федеральная служба государственной статистики