О состоянии пенсионного обеспечения
и уровне жизни пенсионеров
в 2008 году

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, на начало 2009г. составила 38,6 млн.человек (27,2% от общей численности населения)1).

____________________
1) По состоянию на 1 января 2009г. общая численность пенсионеров (с учетом лиц состоящих на учете в министерствах, где в соответствии с законодательством предусмотрена военная служба) составила 40,6 млн.человек (или 28,6% от общей численности населения).

Таблица 1

Динамика численности пенсионеров, состоящих на учете
в системе пенсионного фонда Российской Федерации1)

 

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Всего пенсионеров, тыс.человек

38432

38164

38184

38313

38325

38467

38598

в % от общей численности
населения

26,5

26,5

26,6

26,8

27,0

27,1

27,2

1) На конец года, с 2007г. - на 1 января года, следующего за отчетным.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на начало 2009г. численность пенсионеров, которым назначены пенсии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составила 35,7 млн.человек (92,6% от общего числа пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации).

Таблица 2

Распределение численности пенсионеров
по видам пенсионного обеспечения1)

тыс. человек

 

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Всего пенсионеров

38432

38164

38184

38313

38325

38467

38598

в том числе получающие пенсии:
по старости

29705

29272

29213

29395

29577

30026

30414

по инвалидности

4551

4487

4397

4332

4238

4070

3932

по случаю потери кормильца
(на каждого нетрудоспособного
члена семьи)

2547

2749

2899

2740

2510

2175

1720

социальные пенсии

1613

1636

1650

1819

1971

2161

2492

госслужащие, получающие пенсию
по старости (или по инвалидности)
и за выслугу лет

16

20

25

27

29

35

40

1) На конец года, с 2007г. - на 1 января года, следующего за отчетным.

Для поддержания своих доходов в 2008г. продолжали работать почти 11 млн. пенсионеров (28,4% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации).

Таблица 3

Динамика численности работающих пенсионеров, состоящих на учете
в системе Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Тыс. человек

В % от общей численности
соответствующей категории
пенсионеров

2006г.

2007г.

2008г.

2006г.

2007г.

2008г.

Всего работающих пенсионеров

9378

10198

10970

24,5

26,5

28,4

в том числе получающие пенсии:
по старости

8343

9180

9959

28,2

30,6

32,7

по инвалидности

952

937

925

22,5

23,0

23,5

по случаю потери кормильца
(на каждого нетрудоспособного
члена семьи)

20

13

10

0,8

0,6

0,6

социальные пенсии

59

62

66

3,0

2,9

2,6

госслужащие, получающие
пенсию по старости (или по
инвалидности) и за выслугу лет

4

6

10

14,5

16,6

23,8

1) По данным Пенсионного фонда Российской Федерации; на конец года, с 2007г. - на 1 января года, следующего за отчетным.

В последние годы постепенно увеличивается численность пенсионеров, проживающих в городе. К началу 2009г. она составила 27,0 млн.человек, что в 2,3 раза больше численности пенсионеров, проживающих в сельской местности (11,6 млн.человек).

На финансирование выплат населению пенсий и пособий в 2008г. Пенсионным фондом Российской Федерации было израсходовано 2058 млрд.рублей, что на 35% больше, чем в 2007г., на осуществление ежемесячной денежной выплаты - соответственно 233 млрд.рублей и на 15% больше.

Таблица 4

Поступление и расходование средств
Пенсионного фонда Российской Федерации

млн. рублей

 

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Поступление

699871

843141

1015800

1349601

1637580

1946817

2730172

в % к ВВП

6,5

6,4

6,0

6,2

6,1

5,9

6,6

Расходование

789621

804076

967540

1299113

1537257

1786457

2357793

в % к ВВП

7,3

6,1

5,7

6,0

5,7

5,4

5,7

из них на:
финансирование выплат
населению пенсий и пособий

661730

776446

932699

1144226

1310690

1524653

2057861

в % к ВВП

6,1

5,9

5,5

5,3

4,9

4,6

5,0

осуществление ежемесячной
денежной выплаты

-

-

-

120960

182116

202877

232960

в % к ВВП

-

-

-

0,6

0,6

0,6

0,6

Средний размер назначенных пенсий всех пенсионеров в среднем за 2008г. составил 4198,6 рубля и увеличился по сравнению с 2007г. на 34,8%, при этом реальный размер назначенных пенсий (т.е. с учетом индекса потребительских цен) вырос на 18,1%.

Средний размер пенсии по старости на начало 2009г. превысил величину прожиточного минимума пенсионера в 1,3 раза, пенсии госслужащих - в 2,1 раза, размеры других видов пенсий не достигли этой величины. Соотношение пенсий с величиной прожиточного минимума за анализируемый период постепенно меняется к лучшему, но в сравнении со средней заработной платой наблюдается обратный процесс.

Повышению пенсий способствовали проводимые в течении 2008г. индексации пенсий. С 1 февраля 2008г. коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии был утвержден в размере 1,12, а с 1 апреля 2008г. коэффициент дополнительного увеличения - в размере 1,075. С 1 августа 2008г., в соответствии с Федеральным законом от 1 ноября 2007г. № 244-ФЗ, размер базовой части трудовой пенсии по старости был увеличен до 1794 рублей в месяц, а также был утвержден коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии в размере 1,08.

В 2008г. более высокими темпами по сравнению со средним значением пенсий росли пенсии по случаю потери кормильца и пенсии госслужащих.

Таблица 5

Динамика среднего размера назначенных пенсий
по видам пенсионного обеспечения1)

рублей

 

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2008г. в % к 2007г.

Пенсии всех пенсионеров

1462,3

1747,4

2026,3

2538,2

2841,6

3682,3

4546,3

123,5

в том числе:
по старости

1589,0

1906,0

2213,9

2761,3

3095,5

3970,6

4904,7

123,5

по инвалидности

1157,1

1363,4

1575,8

1984,1

2185,7

2879,4

3496,4

121,4

по случаю потери кормильца

792,7

1010,1

1218,3

1493,8

1693,1

2119,3

2761,6

130,3

социальные пенсии

1032,0

1179,8

1295,5

1798,4

1878,7

2724,0

3007,0

110,4

госслужащие, получающие
пенсию по старости
(или по инвалидности) и
за выслугу лет

3036,3

3368,5

3916,4

4389,4

4534,3

6048,0

7843,2

129,7

1) По данным Пенсионного фонда Российской Федерации; на конец года, с 2007г. - на 1 января года, следующего за отчетным.

Средний размер назначенных пенсий на начало 2009г. у женщин составил 4345,4 рубля, что на 12,3% ниже, чем у мужчин (4955,6 рубля). В уровне пенсионного обеспечения в городской и сельской местности также наблюдаются существенные различия. Средний размер назначенных пенсий на начало 2009г. у городских жителей был на 15% больше, чем у сельчан.

В Российской Федерации наряду с государственным пенсионным обеспечением граждан действует негосударственное пенсионное обеспечение, охватывающее в настоящее время 6,7 млн. участников, из них 1 млн.человек являются получателями дополнительных пенсий (2,9% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации).

Таблица 6

Основные показатели системы негосударственного
пенсионного обеспечения1)

 

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Всего негосударственных
пенсионных фондов, единиц

287

283

296

290

289

252

235

Численность участников,
тыс.человек

4370,4

5202,0

5546,7

6059,1

6420,7

6757,1

6746,3

Численность получателей:

 

 

 

 

 

 

 

   всего, тыс.человек

351,8

428,0

500,6

705,7

865,5

1026,2

1131,4

   в % от общей
   численности пенсионеров

0,9

1,1

1,3

1,8

2,3

2,7

2,9

Общая сумма пенсионных
выплат, млн.рублей

1990,0

3317,6

4961,5

7569,0

10317,4

13842,8

17515,4

Сумма пенсионных выплат
в среднем в месяц на одного
получателя, рублей

471,4

646,0

825,9

893,8

993,4

1124,1

1290,1

1) Данные Федеральной службы по финансовым рынкам, до 2004г. - данные Инспекции негосударственных пенсионных фондов.

На повышение доходов пенсионеров сказалась реализация норм о предоставлении гражданам пенсионного возраста ежемесячной денежной выплаты1). Почти 80% пенсионеров являются получателями данной выплаты.

____________________
1) Предусмотренной Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, который определил переход от предоставления ряда натуральных льгот отдельным категориям граждан к денежным компенсациям, а также разграничение расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по уровням бюджетной системы.

По данным отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации на начало 2009г. численность получателей ежемесячной денежной выплаты составила 16,8 млн. человек. По данным отчетности органов исполнительной власти численность основных категорий граждан пенсионного возраста, получивших регулярную денежную выплату за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, по состоянию на 31 декабря 2008г. составила 13,3 млн.человек.

Размер ежемесячной денежной выплаты, финансируемой за счет средств федерального бюджета Российской Федерации индексировался в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 1 января 2009г. средний размер назначенных ежемесячных выплат на человека составил 1185 рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008г. на 11,6%.

Таблица 7

Сведения о получении ежемесячных денежных выплат (ЕДВ),
назначаемых отдельным категориям граждан

 

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Численность отдельных категорий граждан,
получавших ежемесячные денежные выплаты,
тыс.человек

 

 

 

 

   по расходным обязательствам
   Российской Федерации1)

16364,8

16895,2

16930,4

16843,0

   по расходным обязательствам субъектов
   Российской Федерации2)

12959,0

13210,2

13321,0

13160,93)

Средний размер назначенных ЕДВ отдельных
категорий граждан по расходным обязательствам
Российской Федерации2) (в расчете на одного
получателя, в месяц, рублей)

841

940

1062

1185

1) На 1 января.
2) На конец года.
3) На 1 июля.

Кроме регулярной денежной выплаты большинство субъектов Российской Федерации предоставляют перечисленным категориям граждан различные целевые денежные компенсации. Наиболее распространенными видами денежных компенсаций являются возмещение расходов на абонентскую плату за телефон, она выплачивалась в 31 субъекте Российской Федерации и проезд на городском транспорте (в 31 субъекте Российской Федерации).

Существенным фактором в обеспечении соответствующего уровня жизни пенсионеров является наличие помощи, оказываемой различными учреждениями социального обеспечения и социальной помощи населению.

В 2008г. действовало 1458 стационарных учреждений (984 общего типа и 474 психоневрологических), в которых проживало 232,1 тыс.человек (соответственно 95,2 тыс. и 137,0 тыс.человек). Из проживавших в учреждениях общего типа 38,1 % находились на постоянном постельном режиме, в психоневрологических учреждениях - 22,9%.

Наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов в Российской Федерации действует нестационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. По данным Минздравсоцразвития России, на 1 января 2009г. функционировало 2264 центра социального обслуживания. В них действовало 572 отделения временного проживания и 1066 отделений дневного пребывания.

На 1 января 2009г. в отделениях социального обслуживания на дому было зарегистрировано 1,2 млн. граждан пожилого возраста и инвалидов для надомного обслуживания, при этом было обслужено более 90%. Нагрузка на одного социального работника составила 6,4 человека.

Кроме того, в 2008г. в системе органов социальной защиты населения действовало 32 геронтологических центра на 7,9 тыс. коек с числом проживавших в них 8,5 тыс.человек.

Среди малоимущего населения удельный вес лиц, старше трудоспособного возраста, по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 2008г. составил 12,6%. Вероятность оказаться в группе малоимущих у получателей пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца почти в 1,6-1,9 раза выше, чем у пенсионеров, получающих пенсии по старости.

Таблица 8

Распределение малоимущего населения
по основным демографическим группам

процентов

 

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Все малоимущее население

100

100

100

100

Дети в возрасте до 16 лет

21,8

21,2

21,4

22,6

Население трудоспособного возраста

65,5

65,7

65,2

64,8

Население старше трудоспособного возраста

12,7

13,1

13,3

12,6

В IV квартале 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2007г., в рамках общей тенденции, наблюдалось существенное снижение индекса потребительской уверенности у лиц в возрасте 50 лет и старше - на 12 процентных пунктов.

Более подробные данные о состоянии пенсионного обеспечения и демографических тенденциях в стране, а также о численности пенсионеров и размере пенсии по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

Методологические пояснения

Социальное обеспечение - предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

Пенсионеры - лица, постоянно проживающие в Российской Федерации и реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями.

Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Реальный размер назначенных пенсий - относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации. Стоимостная оценка потребительской корзины производится на основании данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом по Российской Федерации, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.

Покупательная способность среднего размера назначенных пенсий отражает потенциальные возможности пенсионеров по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднего размета назначенных пенсий. Под товарным эквивалентом понимается количество какого-либо одного товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено при условии, что вся сумма назначенной пенсии будет направлена только на эти цели.

Инвалидность означает социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящую к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Стационарное учреждение социального обслуживания престарелых и инвалидов - медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов (взрослых и детей), нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Регулярная денежная выплата - выплата, введенная в связи с изменением формы предоставления льгот, а также все виды выплат (доплат), производимые отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с регулярной периодичностью (ежемесячно или ежеквартально), за исключением денежных компенсаций.

Единовременная денежная выплата - выплата, осуществляемая один раз в год, а также другие выплаты, имеющие нерегулярный характер, за исключением денежных компенсаций.

Денежная компенсация - полное или частичное возмещение гражданам затрат на приобретение товаров и услуг, имеющее целевой характер.

Малоимущее население - население, доходы которого не превышают величину прожиточного минимума. Показатель рассчитывается на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в котором доходы представляют собой сумму денежных средств и натуральных поступлений, которые находились в распоряжении домашнего хозяйства в течение периода обследования для обеспечения всех расходов (как потребительских, так и не связанных с потреблением) и создания сбережений.

Индекс потребительской уверенности - обобщающий (композитный) индекс, который рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.

Статистический бюллетень 2010 года
Copyright © Федеральная служба государственной статистики