Метод сбора данных.
Работы по сбору данных Комплексного наблюдения условий жизни населения осуществляются экспедиционным способом.
Взаимодействие с домохозяйствами обеспечивается специально подготовленными работниками - интервьюерами, нанимаемыми территориальными органами Росстата на внештатной основе, Интервьюеры проводят личный опрос членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Организация сбора данных.
Сроки и порядок проведения работ на всех уровнях регламентируются нормативными, правовыми и иными документами Росстата. Подготовка, проведение и формирование итогов Комплексного наблюдения условий жизни населения осуществляется органами государственной статистики на федеральном, региональном и полевом уровнях в соответствии с нижеследующим распределением функций.
На федеральном уровне при подготовке, проведении и формировании итогов наблюдения Росстатом выполняются следующие функции:
1) организация проведения научно-методологических разработок по вопросам проведения наблюдения, автоматизированной обработки и получения итогов наблюдения;
2) разработка нормативных документов;
3) разработка Плана размещения объема выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации и определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на региональном уровне;
4) координация и планирование работ по проведению наблюдения, контроль за ходом их реализации на всех уровнях;
5) разработка методологических и организационных положений подготовки и проведения наблюдения;
6) финансовое и материально-техническое обеспечение работ по подготовке наблюдения;
7) организация работы с экспертами по вопросам программы наблюдения;
8) разработка статистического инструментария наблюдения (включая организацию работ и доработку Вопросников по результатам их предварительного тестирования на региональном уровне);
9) разработка рекомендаций по найму временных работников подготовки и проведения наблюдения, автоматизированной обработки его результатов на региональном и полевом уровне;
10) обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;
11) тиражирование инструментария наблюдения и его доведение до регионального уровня;
12) изготовление и доведение до регионального уровня удостоверений для обеспечения ими временных работников, привлекаемых к выполнению работ на полевом уровне;
13) разработка обучающих программ для всех категорий персонала и участие в проведении кустовых обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения и
его материально-технического обеспечения;
14) участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на региональном и полевом уровнях;
15) методическое и материально-техническое обеспечение информационно-разъяснительной работы среди респондентов;
16) разработка методологических и организационных положений автоматизированной обработки и получения итогов наблюдения;
17) разработка технологии и программного обеспечения для автоматизированной обработки данных и получения итогов наблюдения;
18) разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов наблюдения; организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения;
19) подведение итогов и публикация результатов наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) в печатных изданиях Росстата и в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее Интернет сайт Росстата);
20) подготовка сводного отчета о результатах проведения наблюдения и предложений по совершенствованию методологических и организационных положений по его подготовке и проведению.
На федеральном уровне методологическое и организационное руководство работами по подготовке, проведению, обработке и получению итогов наблюдения обеспечивается Росстатом.
Для участия в организации и проведении работ на федеральном уровне предусмотрен наем временных работников.
На Региональном уровне при подготовке, проведении и формировании итогов наблюдения территориальными органами государственной статистики (ТОГС) выполняются следующие функции:
1) разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) организация и координация работ по подготовке и проведению наблюдения на полевом уровне;
3) осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения наблюдения (по мере необходимости);
4) организация и проведение информационно-разъяснительной работы среди респондентов;
5) подбор кандидатур и заключение гражданско-правовых договоров с временными работниками, привлекаемыми к выполнению работ на региональном и полевом уровне; подготовка и представление на Федеральный уровень сводного отчета о найме временных работников;
6) обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровнях;
7) организация, проведение и участие в работе кустовых семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;
8) проведение обучения временных работников, привлекаемых к выполнению работ на полевом уровне;
9) проведение предварительного тестирования проектов Вопросников и направление на федеральный уровень обобщенных предложений по их доработке;
10) комплектование инструментария наблюдения и доведение его до временных работников;
11) обеспечение подразделений, ответственных за подготовку и проведение наблюдения (включая вверенный им персонал временных работников) необходимыми канцелярскими товарами и средствами материально-хозяйственного и технического назначения;
12) организация работ по уточнению состава отобранных счетных участков, формирование Перечня адресов, попавших в выборку (инструментария отбора) и оказание содействия временным работникам по укомплектованию респондентской сети для проведения опросов;
13) организация работ по проведению опросов респондентов и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за временными работниками (участки наблюдения);
14) сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов от работников полевого уровня;
15) приемка результатов и оплата выполненной работы временными работниками в соответствии с условиями гражданско-правовых договоров на выполнение работ по подготовке и проведению наблюдения, автоматизированной обработке его результатов;
16) выполнение работ по подготовке материалов к автоматизированной обработке (в том числе по кодировке), вводу и контролю информации, содержащейся в Вопросниках;
17) обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа;
18) подготовка отчета о результатах проведения наблюдения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и предложений по совершенствованию основных организационных положений наблюдения.
На региональном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку материалов Комплексного наблюдения условий жизни населения являются ТОГС, в структуре которых выполнение работ возлагается непосредственно на соответствующие структурные подразделения.
Для участия в организации и проведении работ на региональном уровне предусмотрен наем временных работников на условиях гражданско-правовых договоров (договоров подряда): координаторов, инструкторов, бригадиров операторов и операторов ввода.
На Полевом уровне при подготовке и проведении Комплексного наблюдения условий жизни населения выполняются следующие функции:
1) прохождение учебной подготовки (обучения) по очной форме;
2) обеспечение работ по подготовке отбора домохозяйств в пределах отобранного счетного участка;
3) формирование участка наблюдения и графика посещений отобранных домохозяйств для проведения опросов;
4) проведение личного опроса респондентов и заполнение Вопросников, установленных для всех групп респондентов;
5) заполнение отчета о посещениях домохозяйств и передача на региональный уровень информации о ходе проведения наблюдения;
6) кодировка и контроль заполненных Вопросников, представление и сдача их на региональный уровень в установленном порядке;
7) оказание содействия координаторам и инструкторам при проведении контрольных мероприятий;
8) подготовка отчета о проведении наблюдения.
На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется временными работниками – интервьюерами, наем которых осуществляется на условиях гражданско-правовых договоров (договоров подряда).
Планирование сбора данных интервьюером.
В ходе подготовки и проведения наблюдения интервьюером осуществляется формирование участка наблюдения на основе списка из 54 отобранных на федеральном уровне адресов домохозяйств в количестве в 2 раза превышающем план обследования (27 адресов – основной список и 27 адресов – резервный список).
В случае отсутствия членов домохозяйства по указанному адресу интервьюер обязан посетить домохозяйство еще, по крайней мере, два раза в различные дни и часы. Только в тех случаях, когда после 3-х разового посещения интервьюер абсолютно точно выяснит, что домохозяйство является недостижимым, он может обратиться к списку резервных адресов.
Резервный список домохозяйств должен использоваться для замены в случае крайней необходимости. К наиболее частым причинам замены домохозяйств относятся: отказ от участия в обследовании; жилое помещение является незанятым и останется таковым все время обследования.
Интервьюер ежедневно фиксирует информацию по факту посещения домохозяйств (в т.ч. об отказах от участия в наблюдении) и о ходе проведения опросов в специальной форме «Отчет интервьюера о рекрутировании домохозяйств», которая впоследствии передается на региональный уровень для анализа и обобщения информации.
Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется «Инструкцией по подготовке и проведению Комплексного наблюдения условий жизни населения», которая утверждается Росстатом. Основными разделами данной Инструкции являются: указания по отбору домохозяйств; указания по заполнению, подготовке к автоматизированной обработке и приему-сдаче материалов наблюдения; указания по порядку проведения контрольных мероприятий.
Контроль качества работы на полевом уровне.
Контроль за качеством работы интервьюера производится в несколько этапов:
визуальный контроль вопросников (на стадии приемки в отделе ТОГС, а также в ходе контрольной проверки работы интервьюера в полевых условиях); проведение формально-логического контроля первичного информационного фонда данных (проверка логических связей) при компьютерной обработке вопросников; проведение контрольных проверок в полевых условиях. При приемке заполненных Вопросников на региональном уровне производится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения на основе предварительного арифметического и логического контроля.