Основные понятия |
||||||||
Обследование потребительских ожиданий населения организуется как выборочное и проводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ. |
||||||||
Теоретической предпосылкой настоящего обследования является положение о том, что потребительские решения населения влияют на перспективы развития экономики. Оценка человеком своего личного материального положения и общих экономических условий во многом определяет его потребительские намерения. В совокупности такие намерения оказывают серьезное воздействие на экономику и служат достаточно точными показателями изменений в будущих расходах и сбережениях потребителей. |
||||||||
Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах всех субъектов Российской Федерации. |
||||||||
Анкета обследования включает
вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и
личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и
сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам: |
||||||||
Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения. |
||||||||
Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты. |
||||||||
Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и 1/2 скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и 1/2 скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание. |
||||||||
Обобщающий (композитный) индекс - индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5). |
||||||||
Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом. |
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|