Результаты обследования удовлетворённости пользователей статистической информацией, предоставляемой Росстатом, и работой Росстата в целом

 

(2016 г.)

 

В целях получения объективной оценки качества официальной статистической информации, оценки уровня удовлетворенности экспертного сообщества статистической информацией, общественными и экспертными обсуждениями деятельности и работой Службы в целом Росстат проводит обследование удовлетворенности пользователей официальной статистической информации (далее – Обследование) начиная с 2013 года (с 2014 года в том числе и собственными силами ведомства).

На заседании Общественного совета при Росстате 09 декабря 2015 г. Росстату было рекомендовано расширить круг респондентов Обследования, включив в их число экспертов, сотрудничающих с территориальными органами Федеральной службы государственной статистики.

Росстат учел данные рекомендации при разработке и проведении Обследования.

Итоги Обследования в 2016 году основаны на материалах социологического опроса 420 экспертов, специалистов в области экономики и статистики, представителей органов власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, бизнес-сообщества, СМИ, в том числе членов Научно-методологического совета Росстата, общественных советов при Росстате и его территориальных органов.

Результаты обследования 2016 года показали, что работа Росстата по обеспечению качества предоставления официальной статистической информации, достижению открытости деятельности службы оценивается экспертами положительно.

Статистическая информация остается высоко востребованной и используется респондентами в научно-исследовательской, преподавательской и иной профессиональной деятельности. Наибольший интерес у пользователей вызывают статистические данные в области демографии, уровня жизни, цен и тарифов.

Основными источниками получения статистической информации выступают официальные печатные статистические издания, публикации министерств и ведомств и официальный интернет-сайт Росстата, который оценен пользователями на 4,1 балла из 5 возможных.

Большинство респондентов находят достоверной информацию, размещенную на официальном интернет-сайте Росстата, но в тоже время отмечают, что ее следует расширить. 

Респонденты хотели бы видеть более детализированную информацию, в частности, в области статистики промышленности и сельского хозяйства. Также эксперты обращают внимание на недостаточный круг показателей по муниципальной статистике.

В ходе проведения обследования важно было оценить, насколько представители экспертного сообщества удовлетворены качеством материалов, формой и периодичностью предоставления данных.

При максимально возможной оценке - 10 баллов, качество статистических данных было оценено пользователями на 7,9 баллов, представление статистических данных (форма представления) – на 8,0 баллов. Самую низкую оценку получил критерий «оперативность» (7,3 балла).

В рамках вопросов о качестве официальной статистической информации респонденты должны были оценить уровень своего доверия к таким статистическим показателям как численность населения, денежные доходы населения, уровень безработицы, темпы роста валового внутреннего продукта, темпы инфляции.

Большее количество высоких оценок получил показатель «численность населения» (9 баллов) с точки зрения соответствия реальному положению в данной сфере (при максимальной оценке равной 10 баллам). Средняя оценка уровня доверия составила 7,8 баллов, что соответствует 78 %.

Также мы спросили экспертов, насколько они доверяют данным официальной статистики. Большинство (51%) выбрало, ответ «доверяю на 75%», что сопоставимо с оценкой уровня доверия к указанным выше статистическим показателям.

Для обеспечения качественного изменения уровня информационной открытости, подотчетности, расширения возможностей для участия общества в разработке и экспертизе решений, развития механизмов общественного контроля Росстат проводит общественные и экспертные обсуждения своей деятельности. Так, в рамках Росстата действует Научно-методологический совет Росстата, общественные советы при Росстате и его территориальных органах.

Один из разделов анкеты был посвящен вопросу вовлеченности экспертов в общественные и экспертные обсуждения деятельности Росстата. Значение индекса вовлеченности, рассчитанного на основе ответов по данному разделу, равно 3,5 балла из 4 возможных. 

С учетом замечаний членов Общественного совета при Росстате, полученных в декабре 2015 года, экспертам был задан вопрос о степени их осведомленности о методологических разработках Росстата. Предлагалось оценить информированность о методологических разработках Росстата, в том числе, по основным направлениям реализации Федерального плана статистических работ в 2016 году. 

Большинству респондентов известная общая информация по всем предложенным направлениям, кроме статистики Арктической зоны. Отмечен высокий уровень осведомленности о методологических разработках Росстата в рамках статистики населения и статистики цен.

Среди направлений, которые должны быть приоритетными / задач, на решении которых Росстату следует сосредоточить внимание в первую очередь, вполне закономерно большинство респондентов выбрали «предоставление качественной и актуальной статистической информации». Также важными направлениями эксперты считают взаимодействие с пользователями официальной статистической информации, совершенствование методологических разработок Росстата и популяризацию статистики.

Росстат ведет работу по обеспечению максимального уровня открытости своей деятельности.

В рамках этой работы Росстат ежегодно публикует Декларацию целей и задач своей деятельности, представляющую собой краткое описание ключевых целей и приоритетных задач, которые Росстат ставит перед собой на текущий календарный год, исходя из плана деятельности, с учетом возможных изменений стратегий и программ развития, а также индикаторов измерения достижения результатов данных задач и ответственных лиц.

Экспертам было предложено ознакомиться с указанным документом и оценить его по 10-балльной шкале по предложенным критериям. Общая средняя оценка за документ равна 8,6 балла из 10 возможных.

Также экспертам предлагалось оценить и другие механизмы обеспечения открытости Росстата. Выше всего они оценили критерии «активное взаимодействие с общественным советом» и «возможность попасть на приме к представителям ведомства».

Общая средняя оценка за реализацию Росстатом указанных механизмов равна 8,5 балла из 10 возможных.

Изменения в результатах деятельности Росстата в целом за последний год эксперты оценивают положительно.

Отдельно стоит отметить, что в 2016 году был расширен круг респондентов. При этом количество респондентов, принявших участие в Обследовании, значительно увеличилось, также состав участников стал более разнородным – представлен экспертами из различных субъектов Российской Федерации и областей деятельности.

В этой связи, проводить сравнение значений индексов, характеризующих мнения респондентов, полученных в рамках обследования 2016 года, и индексов за 2014-2015 годы на предмет снижения или повышения их величин нецелесообразно.

В тоже время, оценки экспертов территориальных органов Росстата подтверждают ранее полученные положительные оценки деятельности Росстата, так как значительных различий с результатами предыдущего обследования не выявлено.

Таким образом, качество официальной статистической информации, вовлеченность в общественные обсуждения деятельности Росстата, официальный интернет-сайт Росстата, уровень удовлетворенности работой Росстата оценены экспертами положительно.

В тоже время, полученные результаты обращают внимание на недостаточный уровень информированности респондентов о методологических разработках Росстата по новым статистическим наблюдениям (статистика Арктической зоны, сельских территорий, импортозамещения, технологическое развитие отраслей экономики), недостаточную детализацию официальной статистической информации (промышленность, сельское хозяйство), недостаточный круг показателей по муниципальной статистике.

Проведенное обследование помогло выявить имеющиеся недочеты в работе Росстата в целом, оценить удовлетворенность и доверие к официальной статистической информации, ее качество и доступность.

 

 

ДОКУМЕНТ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ:

                   .PDF       1,9 Mb