Консолидированные счета

Общие положения

Система национальных счетов (СНС) - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла около 50 лет тому назад в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для анализа состояния экономики, формирования экономической политики и принятия мер по регулированию рыночной экономики.

СНС гармонизирована в отношении основных методологических положений с платежным балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, и в первую очередь органами государственного управления при разработке экономической политики, так и международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития.

Концептуальной основой СНС России является "Система национальных счетов, 1993", разработанная под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам, созданной Евростатом, Международным валютным фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, ООН, Всемирным банком.

Некоторые отклонения от международных стандартов не оказывают существенного влияния на количественное выражение показателей и связаны с переходным характером российской экономики.

Структура и основные категории системы

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счета СНС являются счетами потоков, то есть в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств на ту или иную дату (как правило, на начало и конец года), изменение национального богатства в отчетном периоде, и таблиц "Затраты-выпуск", в которых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом разрезе.

Система национальных счетов России в настоящее время включает в себя следующие счета:

    1. счет товаров и услуг;
    2. счет производства;
    3. счет образования доходов;
    4. счет распределения первичных доходов;
    5. счет вторичного распределения доходов;
    6. счет использования располагаемого дохода;
    7. счет операций с капиталом.

Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства - производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Границы производства определяются в СНС как вся деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Производственная деятельность охватывает деятельность предприятий, производящих товары и услуги как рыночные, так и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос).

В границы производства включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство всех товаров независимо от того, проданы они или нет, включая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных подсобных хозяйствах, строительство своими силами и различные услуги, реализованные на сторону, в том числе торговые, посреднические и т.д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кроме условно исчисленной стоимости услуг, предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах.

В границы производства включается также скрытое и неформальное производство. В понятие скрытого производства в статистике России включается экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или преуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и других обязательств перед государством.

Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, производящих рыночную продукцию. В российской статистике в состав неформального производства включается также производство некорпорированными предприятиями домашних хозяйств продукции для собственного использования.

Расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых и других специфических методов и экспертных оценок. Поправки на скрытую и неформальную деятельность делаются как для показателей производства ВВП, так и для показателей состава ВВП с точки зрения доходов и расходов. Суммарная поправка на различные виды скрытой и неформальной деятельности и не учитываемые в обычном порядке экономические операции составляла в последние годы от одной пятой до одной четвёртой 
ВВП России.

Незаконную деятельность по производству товаров и услуг, такую как производство и реализация наркотиков и оружия, рекомендуется включать в границы производства в соответствии с международным стандартом СНС. Однако, в российской практике, также как и в международной, результаты экономической деятельности, не разрешенной законом, в границы производства не включаются.

В СНС применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (то есть хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах "остального мира", объединяющих все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Основные показатели СНС и методы их расчета

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов национальной экономики в отчетном периоде. Реализованные товары и услуги включаются в выпуск по фактической рыночной стоимости, нереализованная готовая продукция - по средним рыночным ценам. Изменение незавершенного производства включается в валовой выпуск по себестоимости.

Выпуск продукции банков (кроме Центрального банка) состоит из двух частей: оплаты вспомогательных финансовых услуг банков (ведение счетов и т.д.) и косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, исчисляемых как разница между процентами, полученными банками за предоставленные кредиты, и процентами, выплаченными за привлеченные ресурсы (депозиты и др.). Выпуск Центрального банка определяется по фактическим текущим затратам на оказание услуг включая потребление основного капитала.

Для страховых организаций выпуск - это разница между страховыми премиями, полученными страховыми организациями, и страховыми возмещениями плюс доход от инвестирования страховых технических резервов минус изменение актуарных резервов.

В торговле выпуск определяется как величина торговой наценки.

Выпуск жилищного хозяйства представляет собой услуги юридических и физических лиц по сдаче жилья в аренду. Он определяется в размере арендной (квартирной) платы с добавлением субсидий. Кроме того к этому виду деятельности относятся услуги, предоставленные в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах, выпуск которых определен условно в размере текущих затрат на содержание жилищ, включая потребление основного капитала.

Нерыночные услуги оценивались по фактическим текущим затратам на оказание этих услуг, плюс потребление основного капитала. К текущим затратам относятся: оплата труда, материальные затраты, оплата услуг, потребленных в процессе производства, другие налоги на производство.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.

В состав промежуточного потребления включается отдельной позицией потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества. Теоретически использование этих услуг должно распределяться между промежуточным потреблением (в том числе по отраслям), конечным потреблением и экспортом. Однако, в большинстве случаев необходимая для такого расчета информация отсутствует. Поэтому для отражения использования косвенно измеряемых услуг финансового посредничества сохраняется подход, применявшийся в СНС 1968 года, т.е. потребителем всех услуг финансового посредничества является условная отрасль, выпуск которой принимается равным нулю. Такой подход означает, что сумма валовой добавленной стоимости для экономики в целом уменьшается на величину выпуска услуг финансового посредничества.

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей и секторов как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин "валовая" указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой внутренний продукт характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде.

Она учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам, и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника.

Оплата труда в национальных счетах включает скрытую оплату труда.

Оплата труда наемных работников состоит из двух компонентов:

    1. заработной платы;
    2. отчислений работодателей в фонды социального страхования.

Отчисления работодателей в фонды социального страхования могут быть фактическими и условно исчисленными.

Фактические отчисления выплачиваются работодателями в государственные или негосударственные фонды социального страхования, чтобы обеспечить своим наемным работникам право на получение социальных пособий в случае наступления определенных событий или при наличии определенных условий, которые могут неблагоприятно повлиять на доходы или благосостояние работников - болезнь, несчастные случаи, безработица, уход на пенсию и т.д.

Условно исчисленные отчисления на социальное страхование представляют собой эквивалент социальным пособиям, выплачиваемый непосредственно работодателем своим работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, имеющим на то право, за счет своих средств без участия фондов социального страхования.

Оплата труда в счете распределения первичных доходов, в отличие от счета образования доходов, включает оплату труда, полученную резидентами за рубежом и не включает оплату труда, переданную нерезидентам.

Налоги на производство и импорт - это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производящих единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и других налогов на производство.

Налоги на продукты - это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги и т.п.

Другие налоги на производство - это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. Они не включают любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием. К другим налогам на производство относятся: налог на имущество предприятий, транспортный налог (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), налоги на землю, налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, лицензионные сборы и некоторые другие.

Субсидии на производство и импорт - это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики. Субсидии на производство и импорт состоят из субсидий на продукты и других субсидий на производство.

Субсидии на продукты - это субсидии, выплачиваемые обычно за единицу произведенного товара или услуги, то есть пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых предприятиями-резидентами.

Другие субсидии на производство состоят из субсидий, которые предприятия получают от государственного управления в связи с использованием факторов производства.

Чистые налоги - налоги за вычетом соответствующих субсидий.

Валовая прибыль представляет собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета выплаты или получения доходов от собственности. Валовая прибыль в СНС - в отличие от показателя прибыли от реализации, отражаемой в бухгалтерском учете, не содержит элементов оплаты труда, включаемых по методологии СНС в оплату труда, сверхнормативные выплаты по командировочным, представительским и другим расходам, не включает прибыль, образующуюся у владельцев активов в результате роста цен, и включает потребление основного капитала.

Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, эта статья содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется валовым смешанным доходом.

Скрытые оплата труда наемных работников и смешанные доходы - определяется балансовым путем условно как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов, и формально зарегистрированными доходами. Расчеты по определению скрытых оплаты труда и смешанных доходов производятся по экономике в целом без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям.

Показатель скрытых смешанных доходов связан с информационными проблемами отнесения институциональных единиц к сектору домашних хозяйств с точки зрения их производственной деятельности.

Скрытые смешанные доходы имеют место в тех случаях, когда доходы от производственной деятельности домашних хозяйств учтены не в секторе домашних хозяйств, а в секторе нефинансовых корпораций, либо, наоборот, доходы от производства сектора нефинансовых корпораций учтены в секторе домашних хозяйств. В этих случаях при сопоставлении суммарных расходов домашних хозяйств с их формально зарегистрированными доходами производится корректировка смешанных доходов домашних хозяйств и обратная корректировка валовой прибыли сектора нефинансовых корпораций на эту же величину.

Потребление основного капитала - стоимостная оценка величины снижения в течение отчетного периода текущей стоимости основных фондов, находящихся в собственности и пользовании производителей, в результате физического износа, нормального устаревания или естественных случайных повреждений.

Чистая прибыль равняется валовой прибыли за вычетом потребления основного капитала. Аналогичным образом определяются "на чистой основе" показатели: добавленная стоимость, смешанный доход, сальдо первичных доходов (национальный доход), располагаемых доход, сбережение.

Доходы от собственности включают доходы, получаемые или выплачиваемые институциональными единицами в связи с предоставлением во временное пользование на возмездной основе финансовых активов, земли и других нефинансовых непроизведенных материальных активов (недра и другие природные активы).

Сальдо первичных доходов характеризует доходы, образующиеся у институциональных единиц-резидентов в результате их участия в производстве и от собственности. Оно определяется как разница между всеми первичными доходами, полученными и выплаченными единицами-резидентами. На уровне экономики в целом сальдо первичных доходов равно валовому национальному доходу. Сальдо первичных доходов, определенное на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала, равно чистому национальному доходу.

Трансферт представляет собой операцию, когда одна институциональная единица предоставляет товар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не получая взамен от нее возмещения в виде товара, услуги или актива. Различают текущие и капитальные трансферты. Они могут производиться в денежной и натуральной форме.

Текущие трансферты включают следующие основные виды: текущие налоги на доходы и имущество, страховые платежи и возмещения, отчисления на социальное страхование, социальные пособия, добровольные взносы и подарки, не имеющие капитального характера, штрафы и т.д.

Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных средств) или средств для их приобретения от одной институциональной единицы к другой. Капитальные трансферты обычно являются единовременными и значительными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников операции. Они включают налоги на капитал, инвестиционные субсидии, прочие капитальные трансферты.

Располагаемый доход представляет собой доход, которым институциональная единица располагает для конечного потребления и сбережения. Он равен сальдо первичных доходов минус переданные текущие трансферты плюс полученные текущие трансферты. Сумма располагаемых доходов всех институциональных единиц-резидентов равна валовому национальному располагаемому доходу.

Располагаемый доход домашних хозяйств представляет собой сумму доходов, полученных в результате первичного распределения (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности), а также в результате перераспределения доходов в денежной форме (текущие трансферты).

На стадии использования валовой внутренний продукт рассчитывается как сумма конечного потребления товаров и услуг, валового накопления и сальдо внешней торговли.

Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах представляет собой корректировку сбережения домашних хозяйств путем добавления к их располагаемому доходу разницы между отчислениями в негосударственные пенсионные фонды и суммой полученных пенсий из этих фондов. Эта корректировка связана с тем, что в СНС домашние хозяйства рассматриваются как владельцы резервов программ негосударственного пенсионного страхования и позволяет согласовать между собой сбережение домашних хозяйств и изменение чистой стоимости их средств в негосударственных пенсионных фондах, отражаемое в финансовом счете.

Обратная поправка производится для негосударственных пенсионных фондов в составе сектора финансовых корпораций.

Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственного управления на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на городских рынках и через неорганизованную (уличную) торговлю, предприятиях бытового и жилищно-коммунального обслуживания, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, учреждениях культуры, здравоохранения, образования, а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной форме - произведенных для собственного конечного использования (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, услуги, предоставленные в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах) и полученных в качестве оплаты труда.

Расходы государственного управления на индивидуальные товары и услуги состоят из расходов сектора государственного управления на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет Государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области образования, здравоохранения, культуры.

Расходы государственного управления на коллективные услуги. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет государственного бюджета бюджетными организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домохозяйств, а общества в целом. В этот показатель включаются расходы на государственное управление и обеспечение военной безопасности, а также расходы на нерыночную науку, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство и др.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства - расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включается стоимость нерыночных услуг, оказываемых самостоятельными социально-культурными подразделениями корпораций и квази-корпораций своим работникам.

С точки зрения того, кто получает выгоду от расходов на конечное потребление, оно может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг. Для домашних хозяйств оно включает конечное потребление товаров и услуг, осуществляемое за счет расходов домашних хозяйств, а также за счет социальных трансфертов в натуральной форме, то есть бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Для государственного управления фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, фактическое конечное потребление отсутствует. Общие объемы расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления для экономики в целом равны между собой.

Сбережение - часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг.

Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты: а) приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов в течение данного периода рассчитывается как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в среднегодовых рыночных ценах для устранения влияния изменения цен.

Чистое приобретение ценностей - стоимость приобретения за вычетом стоимости выбытия активов, приобретаемых как средство сохранения стоимости: драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произведений искусства.

Чистое приобретение земли и других нефинансовых непроизведенных активов - стоимость приобретения за вычетом стоимости выбытия природных активов, таких как земля, недра, некультивируемые (естественные) биологические ресурсы, водные ресурсы под землей, а также непроизведенных нематериальных активов, состоящих из авторских прав, патентов, лицензий, торговых знаков, прав на аренду и других передаваемых контрактов, купленных деловых связей ("гудвиллов") и др. Так как условно принимается, что операции по покупке и продаже этих видов активов могут осуществляться в основном только между резидентами, то в целом по экономике этот показатель равен нулю.

Чистое кредитование (+) или чистое заимствование (-) представляет собой превышение или дефицит источников финансирования инвестиций по сравнению с расходами на чистое приобретение нефинансовых активов. На уровне экономики в целом чистое кредитование или чистое заимствование показывает объем ресурсов, которые страна предоставляет в распоряжение "остального мира" или которое "остальной мир" предоставляет стране.

Чистый экспорт рассчитывается как разница между экспортом и импортом товаров и услуг.

Принципы оценки

Учет экономических операций в системе национальных счетов осуществляется в ценах на момент их совершения (в текущих ценах).

ВВП оценивается в текущих рыночных ценах (в ценах конечного покупателя).

Цена конечного покупателя включает торгово-транспортные наценки, налоги на продукты и не включает субсидий на продукты.

Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам.

Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты.

Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены на аналогичные товары и услуги, реализуемые на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство, если рыночная цена отсутствует. В частности, по затратам на производство оцениваются услуги государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

При расчете ВВП такие показатели, как добавленная стоимость, прибыль, прирост запасов материальных оборотных средств, исчисляются за вычетом холдинговой прибыли (убытка), представляющей собой ту величину стоимости продукции, которая образовалась в результате изменения цен на нее за период нахождения продукции в запасах. В условиях высокой инфляции изменение стоимости продукции по этой причине может быть довольно значительным.

Оценка в постоянных ценах выполняется как в части производства валового внутреннего продукта, так и его использования.

Переоценка показателей производства ВВП в постоянные цены осуществляется путем дефлятирования (переоценки выпуска и промежуточного потребления отраслей по соответствующим индексам цен) или методом экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли с помощью количественных индикаторов, адекватно отражающих динамику развития производства в данной отрасли. Более подробно подходы к переоценке в постоянные цены отражены в разделе 3.

Классификация операций и других потоков

1. Операции с товарами и услугами (продуктами) (Р)

P.1 Выпуск продукции

P.11 Рыночная продукция

P.12 Продукция, предназначенная для собственного конечного использования

P.13 Прочая нерыночная продукция

P.2 Промежуточное потребление

P.3 Расходы на конечное потребление

P.31 Расходы на индивидуальное потребление

P.32 Расходы на коллективное потребление

P.4 Фактическое конечное потребление

P.41 Фактическое индивидуальное потребление

P.42 Фактическое коллективное потребление

P.5 Валовое накопление

P.51 Валовое накопление основного капитала

P.511 Приобретение минус выбытие материальных основных фондов

P.5111 Приобретение новых материальных основных фондов

P.5112 Приобретение существующих материальных основных фондов

P.5113 Выбытие существующих материальных основных фондов

P.512 Приобретение минус выбытие нематериальных основных фондов

P.5121 Приобретение новых нематериальных основных фондов

P.5122 Приобретение существующих нематериальных основных фондов

P.5123 Выбытие существующих нематериальных основных фондов

P.513 Добавление к стоимости непроизведенных нефинансовых активов

P.5131 Существенное улучшение непроизведенных нефинансовых активов

P.5132 Издержки, связанные с передачей прав собственности на непроизведенные нефинансовые активы

P.52 Изменение запасов материальных оборотных средств

P.53 Приобретение минус выбытие ценностей

P.6 Экспорт товаров и услуг

P.61 Экспорт товаров

P.62 Экспорт услуг

P.7 Импорт товаров и услуг

P.71 Импорт товаров

P.72 Импорт услуг

2. Распределительные операции (D)

D.1 Оплата труда

D.11 Заработная плата и жалованье

D.12 Отчисления работодателей на социальное страхование

D.121 Фактические отчисления работодателей на социальное страхование

D.122 Условно исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование

D.2 Налоги на производство и импорт

D.21 Налоги на продукты

D.211 Налоги типа налога на добавленную стоимость (НДС)

D.212 Налоги и пошлины на импорт, исключая НДС

D.2121 Импортные пошлины

D.2122 Налоги на импорт, исключая НДС и пошлины

D.213 Налоги на экспорт

D.214 Налоги на продукты, исключая НДС, импортные и экспортные налоги

D.29 Прочие налоги на производство

D.3 Субсидии

D.31 Субсидии на продукты

D.311 Импортные субсидии

D.312 Экспортные субсидии

D.319 Прочие субсидии на продукты

D.39 Прочие субсидии на производство

D.4 Доходы от собственности

D.41 Проценты

D.42 Распределенный доход корпораций

D.421 Дивиденды

D.422 Изъятия из дохода квазикорпораций

D.43 Реинвестированные доходы от прямых иностранных инвестиций

D.44 Доходы от собственности, вмененные держателям страховых полисов

D.45 Рента

D.5 Текущие подоходные налоги, налоги на имущество и т.п.

D.51 Подоходные налоги

D.59 Прочие текущие налоги

D.6 Отчисления на социальное страхование и социальные пособия

D.61 Отчисления на социальное страхование

D.611 Фактические отчисления на социальное страхование

D.6111 Фактические отчисления работодателей на социальное страхование

D.61111 Обязательные фактические отчисления работодателей на социальное страхование

D.61112Добровольные фактические отчисления работодателей на социальное страхование

D.6112 Взносы работников на социальное страхование

D.61121 Обязательные взносы работников на социальное страхование

D.61122 Добровольные взносы работников на социальное страхование

D.6113 Взносы самостоятельно занятых и незанятых на социальное страхование

D.61131 Обязательные взносы самостоятельно занятых и незанятых на социальное страхование

D.61132 Добровольные взносы самостоятельно занятых и незанятых на социальное страхование

D.612 Условно исчисленные взносы на социальное страхование

D.62 Социальные пособия, кроме социальных трансфертов в натуральной форме

D.621 Пособия по социальному обеспечению в денежной форме

D.622 Социальные пособия из частных программ с созданием специального фонда

D.623 Социальные пособия, выплачиваемые без создания специального фонда

D.624 Пособия по социальной помощи в денежной форме

D.63 Социальные трансферты в натуральной форме

D.631 Социальные пособия в натуральной форме

D.6311 Пособия по социальному обеспечению, возмещение расходов

D.6312 Прочие пособия по социальному обеспечению в натуральной форме

D.6313 Пособия по социальной помощи в натуральной форме

D.632 Трансферты индивидуальных нерыночных товаров и услуг

D.7 Прочие текущие трансферты

D.71 Чистые страховые премии (кроме страхования жизни)

D.72 Страховые возмещения (кроме страхования жизни)

D.73 Текущие трансферты в рамках сектора государственного управления

D.74 Текущие операции в рамках международного сотрудничества

D.75 Разные текущие трансферты

D.8 Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах

D.9 Капитальные трансферты

D.91 Налоги и капитал

D.92 Инвестиционные субсидии (гранты)

D.99 Прочие капитальные трансферты

3. Операции с финансовыми инструментами (F)

(чистое приобретение финансовых активов/чистое принятие обязательств)

F.1 Монетарное золото и СДР

F.2 Валюта и депозиты

F.21 Валюта

F.22 Ликвидные депозиты

F.29 Прочие депозиты

F.3 Ценные бумаги, кроме акций

F.31 Краткосрочные

F.32 Долгосрочные

F.4 Кредиты и займы

F.41 Краткосрочные

F.42 Долгосрочные

F.5 Акции и другие формы участия в капитале

F.6 Страховые технические резервы

F.61 Чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах

F.611 Чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни

F.612 Чистая стоимость средств домашних хозяйств в пенсионных фондах

F.62 Предварительные взносы премий и резервы на покрытие неурегулированных претензий

F.7 Прочая дебиторская / кредиторская задолженность

F.71 Коммерческие кредиты и авансы

F.79 Прочая дебиторская и кредиторская задолженность, исключая коммерческие кредиты и авансы

4. Прочие записи по счетам накопления (K)

K.1 Потребление основного капитала

K.2 Приобретение минус выбытие непроизведенных нефинансовых активов

K.21 Приобретение минус выбытие земли и других материальных непроизведенных активов

K.211 Приобретение земли и других материальных непроизведенных активов

K.212 Выбытие земли и других материальных непроизведенных активов

K.22 Приобретение минус выбытие нематериальных непроизведенных активов

K.221 Приобретение нематериальных непроизведенных активов

K.222 Выбытие нематериальных непроизведенных активов

К.3 Экономическое возникновение непроизведенных активов

K.4 Экономическое возникновение произведенных активов

K.5 Естественный рост некультивируемых биологических ресурсов

K.6 Экономическое исчезновение непроизведенных активов

K.61 Истощение природных ресурсов

K.62 Прочие виды экономического исчезновения непроизведенных активов

K.7 Потери в результате катастроф

K.8 Некомпенсируемые конфискации

K.9 Другие изменения в объеме нефинансовых активов, не отнесенные к другим категориям

K.10 Другие изменения в объеме финансовых активов и пассивов, не отнесенные к другим категориям

K.11 Номинальная холдинговая прибыль / убыток

K.11.1 Нейтральная холдинговая прибыль / убыток

K.11.2 Реальная холдинговая прибыль / убыток

K.12 Изменения в классификациях и структуре

K.12.1 Изменения в классификации и структуре секторов

K.12.2 Изменения в классификации активов и пассивов

K.12.21 Монетизация и демонетизация золота

K.12.22 Изменение в классификации активов или пассивов, кроме монетизации / демонетизации золота

Классификация балансирующих статей (B)

B.1 Добавленная стоимость / B.1* Внутренний продукт

B.2 Прибыль и приравненные к ней доходы

B.3 Смешанный доход

B.4 Предпринимательский доход

B.5 Сальдо первичных доходов / B.5* Национальный доход

B.6 Располагаемый доход

B.7 Скорректированный располагаемый доход

B.8 Сбережение

B.9 Чистое кредитование / чистое заимствование

B.10 Изменения в чистой стоимости капитала

B.10.1 Изменения в чистой стоимости капитала, обусловленные сбережением и капитальными трансфертами

B.10.2 Изменения в чистой стоимости капитала, обусловленные другими изменениями в объеме активов

B.10.3 Изменения в чистой стоимости капитала, обусловленные номинальной холдинговой прибылью / убытком

B.10.31 Изменения в чистой стоимости капитала, обусловленные нейтральной холдинговой прибылью / убытком

B.10.32 Изменения в чистой стоимости капитала, обусловленные реальной холдинговой прибылью / убытком

B.11 Сальдо по внешним операциям с товарами и услугами

B.12 Сальдо по текущим внешним операциям

B.90 Чистая стоимость капитала