Потребительские ожидания в России
в
IV квартале 2020 года

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за IV квартал 2020 г. (опрос респондентов проводился в ноябре 2020 г., подробнее смотреть в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. снизился на 4 процентных пункта и составил (-26%).

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2020 г. по сравнению c III кварталом 2020 г. снизился на 7 процентных пунктов и составил (-22%).

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. уменьшилась до 11% (в III квартале 2020 г. доля составила 15%). Доля негативных оценок увеличилась до 44% (в III квартале 2020 г. – 36%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась до 42% (в III квартале 2020 г. – 45%).

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу по возрастным группам в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. уменьшился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) на 5 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 8 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 7 процентных пунктов. 

3. Индекс изменений в экономике России произошедших за прошедший год в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. снизился на 3 процентных пункта и составил (-43%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. уменьшилась на 2 процентных пункта и составила 4%. Доля отрицательных оценок увеличилась до 72% против 68% в III квартале 2020 года. Доля нейтральных оценок сократилась на 2 процентных пункта и составила 24%.

Индекс произошедших изменений в экономике России в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. снизился по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16-29 лет) на 6 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 2 процентных пункта, среди старшего поколения (50 лет и старше) на 4 процентных пункта.

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2020 г. уменьшился и составил (-12%) против (-8%) в III квартале 2020 года.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, в IV квартале 2020 г. сократилась до 8% (в III квартале 2020 г. доля составила 10%). Доля нейтральных оценок уменьшилась до 61% (в III квартале 2020 г. доля составила 64%), доля негативных оценок увеличилась до 28% (в III квартале 2020 г. – 23%).

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. сократился во всех возрастных группах населения: среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 4 процентных пункта по каждой группе, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 3 процентных пункта.

 

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. снизился на 3 процентных пункта и составил (-20%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г., осталась неизменной и составила 8%. Доля нейтральных оценок сократилась до 49%  (в III квартале 2020 г. – 54%), доля отрицательных оценок возросла на 5 процентных пунктов и составила 43% (в III квартале 2020 г.  – 38%).

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении по возрастным группам в IV квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. среди молодого поколения (16-29 лет) остался неизменным на уровне (-16%), среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) снизился на 3 процентных пункта по каждой группе.

 

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 3 процентных пункта и составил (-34%) в IV квартале 2020 г. против (-31%) в III квартале 2020 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений снизился на 3 процентных пункта и составил (-42%) в IV квартале 2020 г. против (-39%) в III квартале 2020 года.

 

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

 

Ноябрь 2019 г.

Август 2020 г.

Ноябрь 2020 г.

 

Ноябрь 2019 г.

Август 2020 г.

Ноябрь 2020 г.

Россия

-12,8

-22,1

-26,1

 

 

 

 

Австрия

-4,3

-10,3

-15,7

Люксембург

-2,7

-15,9

-15,4

Бельгия

-12,0

-15,3

-10,9

Мальта

4,9

-12,9

-10,7

Болгария

-22,7

-30,6

-31,0

Нидерланды

-7,4

-14,8

-12,1

Великобритания

-8,8

-16,6

-22,6

Польша

3,1

-11,8

-19,2

Венгрия

-5,0

-20,1

-23,3

Португалия

-6,2

-26,2

-30,8

Германия

-2,0

-8,5

-11,6

Румыния

-6,8

2)

2)

Греция

-6,8

-35,0

-48,3

Словакия

-8,7

-21,6

-24,2

Дания

3,6

-0,2

-0,8

Словения

-13,6

-23,7

-33,6

Ирландия

-3,3

-16,2

-9,5

Финляндия

-4,3

-5,5

-4,2

Испания

-10,3

-28,7

-29,0

Франция

-6,0

-12,4

-17,9

Италия

-16,1

-15,4

-19,6

Хорватия

-3,3

-14,8

-18,8

Кипр

-6,9

-31,0

-35,0

Чехия

-0,3

-8,6

-18,7

Латвия

-4,6

-12,8

-18,2

Швеция

-4,1

-1,2

-1,2

Литва

4,4

-3,9

-4,8

Эстония

-0,6

-14,7

-22,6

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме Великобритании и России).

2)  Данных не имеется.

 

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза находятся в отрицательной зоне по всем странам. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в ноябре 2020 г. отмечены в Греции (-48,3%), на Кипре (-35,0%), в Словении (-33,6%), в Болгарии (-31,0%) и в Португалии (-30,8%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В ноябре 2020 г. по сравнению с ноябрем 2019 г. наблюдалось ухудшение показателя почти во всех странах ЕС, кроме Швеции, Бельгии и Финляндии (улучшение на 2,9 процентных пункта (п.п.), 1,1 п.п. и 0,1 п.п. соответственно). В большей степени снижение индекса зарегистрировано по следующим странам: Греция на 41,5 п.п., Кипр на 28,1 п.п., Португалия на 24,6 п.п., Польша на 22,3 п.п. и Эстония на 22,0 п.п.

Показатель по Российской Федерации в IV квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. снизился на 13,3 п.п.

_____________________

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики