Потребительские ожидания в России
в
I квартале 2021 года

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2021 г. (опрос респондентов проводился в феврале 2021 г., подробнее смотреть в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 5 процентных пунктов (п.п.) и составил (-21%).

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2021 г. по сравнению c IV кварталом 2020 г. возрос на 10 процентных пунктов и составил (-12%).

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. увеличилась до 17% (в IV квартале 2020 г. доля составила 11%). Доля негативных оценок уменьшилась до 33% (в IV квартале 2020 г. – 44%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, увеличилась до 47% (в IV квартале 2020 г. – 42%).

 

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. увеличился по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 9 процентных пунктов по каждой группе, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 11 процентных пунктов.

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России за прошедший год в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 8 процентных пунктов и составил (-35%).

 

 

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономике за год, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. увеличилась на 3 процентных пункта и составила 7%. Доля отрицательных оценок уменьшилась до 62% против 72% в IV квартале 2020 года. Доля нейтральных оценок увеличилась на 7 процентных пунктов и составила 31%.

Индекс произошедших изменений в экономике России в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос по всем возрастным группам населения: среди молодого поколения (16-29 лет) на 11 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) на 7 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 8 процентных пунктов.

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. возрос и составил (-8%) против (-12%) в IV квартале 2020 года.

 

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев в I квартале 2021 г. увеличилась до 12% (в IV квартале 2020 г. доля составила 8%). Доля нейтральных оценок увеличилась до 62% (в IV квартале 2020 г. – 61%), доля негативных оценок уменьшилась до 24% (в IV квартале 2020 г. – 28%).

 

 

 

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос во всех возрастных группах населения: среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) на 3 процентных пункта по каждой группе, среди молодого поколения (16-29 лет) на 8 процентных пунктов.

 

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос на 2 процентных пункта и составил (-18%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. осталась неизменной и составила 8%. Доля нейтральных оценок возросла до 54% (в IV квартале 2020 г. – 49%), доля отрицательных оценок сократилась на 5 процентных пунктов и составила 38% (в IV квартале 2020 г. – 43%).

 

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2021 г. по сравнению с IV кварталом 2020 г. возрос по всем возрастным группам: среди молодого поколения (16-29 лет) на 5 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) и лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 2 процентных пункта.

 

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос на 3 процентных пункта и составил (-31%) в I квартале 2021 г. против (-34%) в IV квартале 2020 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 3 процентных пункта и составил (-39%) в I квартале 2021 г. против (-42%) в IV квартале 2020 года.

 

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)

 

 

Февраль 2020 г.

Ноябрь 2020 г.

Февраль 2021 г.

 

Февраль 2020 г.

Ноябрь 2020 г.

Февраль 2021 г.

Россия

-10,5

-26,1

-20,7

 

 

 

 

Австрия

-3,0

-15,7

-11,4

Люксембург

-2,8

-15,4

-11,1

Бельгия

-8,6

-10,9

-6,2

Мальта

7,9

-10,7

-6,9

Болгария

-21,2

-31,0

-30,9

Нидерланды

-5,0

-12,1

-7,9

Великобритания

-6,2

-22,6

2)

Польша

-0,1

-19,2

-13,8

Венгрия

-6,6

-23,3

-25,7

Португалия

-6,8

-30,8

-28,0

Германия

-2,6

-11,6

-12,0

Румыния

-7,5

2)

2)

Греция

-4,8

-48,3

-46,2

Словакия

-9,2

-24,2

-28,3

Дания

4,5

-0,8

2,5

Словения

-12,9

-33,6

-24,7

Ирландия

0,3

-9,5

-5,2

Финляндия

-4,9

-4,2

-1,4

Испания

-7,9

-29,0

-25,2

Франция

-7,3

-17,9

-15,1

Италия

-12,9

-19,8

-13,6

Хорватия

-2,8

-18,8

-19,8

Кипр

-4,4

-35,0

-31,8

Чехия

-1,8

-18,7

-16,0

Латвия

-3,0

-18,2

-18,3

Швеция

-2,2

-1,2

4,9

Литва

3,9

-4,8

-3,3

Эстония

0,8

-22,6

-16,9

1) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме Великобритании и России).

2)  Данных не имеется.

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в феврале 2021 г. находятся в отрицательной зоне по всем странам за исключением Швеции (4,9 процентных пункта (п.п.)) и Дании (2,5 п.п.). Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в феврале 2021 г. отмечены в Греции (-46,2%), на Кипре (-31,8%), в Болгарии (-30,9%), в Словакии (-28,3%) и в Португалии (-28,0%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В феврале 2021 г. по сравнению с февралем 2020 г. наблюдалось ухудшение показателя почти во всех странах ЕС, кроме Швеции, Финляндии и Бельгии (улучшение на 7,1 п.п., 3,5 п.п. и 2,4 п.п. соответственно). В большей степени снижение индекса зарегистрировано по следующим странам: Греция на 41,4 п.п., Кипр на 27,4 п.п., Португалия на 21,2 п.п., Венгрия и Словакия на 19,1 п.п.

Показатель по Российской Федерации в I квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2020 г. снизился на 10,2 п.п.

_____________________

Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики