Потребительские ожидания в России
в I
V квартале 2019 года

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за IV квартал 2019 года.

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2019 г. по сравнению с III кварталом 2019 г. не изменился и составил    (-13%). В IV квартале 2019 г. зарегистрировано наилучшее из значений показателя за 2019 год.

в процентах

Возрастные
группы
населения

III квартал
2019 г.

IV квартал
2019 г.

IV квартал 2019 г. к
III кварталу 2019 г., (+,-)

Молодое поколение
 (в возрасте от 16 до 29 лет)

-7

-6

+1

Лица среднего  возраста
 (от 30 до 49 лет)

-12

-11

+1

Лица старшего возраста 
 (50 лет и более)

-15

-17

-2

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2019 года по сравнению с III кварталом 2019 года остался на прежнем уровне и составил (-9%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих 12-ти месяцев, в IV квартале 2019 г. по сравнению с III кварталом 2019 г.  не изменилась и составила 16%. Доля негативных оценок возросла до 29% (в III квартале 2019 г. – 28%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась до 52% (в III квартале 2019 г. – 54%).

в процентах

Характер оценки1)

III квартал
2019 г.

IV квартал
2019 г.

IV квартал 2019 г. к
III кварталу 2019 г., (+,-)

Положительная

16

16

0

Нейтральная

54

52

-2

Отрицательная

28

29

+1

 

в процентах

Возрастные
группы населения

III квартал
2019 г.

IV квартал
2019 г.

IV квартал 2019 г. к
III кварталу 2019 г., (+,-)

Молодое поколение
 (в возрасте от 16 до 29 лет)

-3

-4

-1

Лица среднего  возраста
 (от 30 до 49 лет)

-10

-8

+2

Лица старшего возраста 
 (50 лет и более)

-10

-12

-2

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России в IV квартале 2019 года по сравнению с III кварталом 2019 года не изменился и составил (-16%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, в IV квартале 2019 г. по сравнению с долей респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, в III квартале 2019 г.  возросла на 1 процентный пункт и составила 13%. Доля отрицательных оценок снизилась до 38% против 39% в III квартале 2019 года. Доля нейтральных оценок осталась прежней и составила 49%.

в процентах

Характер оценки1)

III квартал
2019 г.

IV квартал
2019 г.

IV квартал 2019 г. к
III кварталу 2019 г., (+,-)

Положительная

12

13

+1

Нейтральная

49

49

0

Отрицательная

39

38

-1

 

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2019 г. не изменился и составил (-5%).

 

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, в IV квартале 2019 г. возросла до 12% против 11% в III квартале 2019 года. Доля нейтральных оценок снизилась до 65% (в III квартале 2019 г. – 68%).

в процентах

Характер оценки1)

III квартал
2019 г.

IV квартал
2019 г.

IV квартал 2019 г. к
III кварталу 2019 г.,

 (+,-)

Положительная

11

12

+1

Нейтральная

68

65

-3

Отрицательная

18

19

+1

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в IV квартале 2019 года по сравнению с III кварталом 2019 года не изменился и составил (-10%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в IV квартале 2019 г. по сравнению с долей респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в III квартале 2019 г. осталась на прежнем уровне и составила 10%. Доля нейтральных оценок не изменилась и составила 62%. Доля отрицательных оценок возросла до 28% (в III квартале 2019 г. – 27%).

в процентах

Характер оценки1)

III квартал
2019 г.

IV квартал
2019 г.

IV квартал 2019 г. к
III кварталу 2019 г.,

 (+,-)

Положительная

10

10

0

Нейтральная

62

62

0

Отрицательная

27

28

+1

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок повысился на 1 процентный пункт и составил (-24%) против (-25%) в III квартале 2019 года.

Индекс благоприятности условий для сбережений возрос на 1 процентный пункт и составил (-34%) против (-35%) в III квартале 2019 года.

 

 

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС2)

 

 

Ноябрь 2018 г.

Август
2019 г.

Ноябрь 2019 г.

 

Ноябрь 2018 г.

Август
2019 г.

Ноябрь 2019 г.

Россия

-16,6

-12,9

-12,8

 

 

 

 

Австрия

0,1

-2,0

-4,3

Люксембург

0,1

-0,3

-2,7

Бельгия

-6,8

-11,4

-12,0

Мальта

9,3

6,5

4,9

Болгария

-27,2

-27,4

-22,7

Нидерланды

-1,8

-7,8

-7,4

Великобритания

-8,1

-11,4

-8,8

Польша

3,7

5,5

3,1

Венгрия

-5,9

-2,1

-5,0

Португалия

-4,5

-8,3

-6,2

Германия

0,8

-3,9

-2,0

Румыния

-12,9

-10,2

-6,8

Греция

-32,7

-8,2

-6,8

Словакия

-7,8

-8,7

-8,7

Дания

5,6

5,1

3,6

Словения

-8,5

-9,0

-13,6

Ирландия

6,5

-6,4

-3,3

Финляндия

2,9

-4,8

-4,5

Испания

-4,9

-6,2

-10,3

Франция

-13,9

-7,7

-6,0

Италия

-10,7

-12,9

-16,1

Хорватия

-5,4

-4,5

-3,3

Кипр

-5,8

-7,4

-6,9

Чехия

1,2

2,0

-0,3

Латвия

-5,9

-3,6

-4,6

Швеция

1,0

-1,2

-2,0

Литва

2,4

7,1

4,4

Эстония

-2,8

2,9

-0,6

 

 

 

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза находятся преимущественно в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в ноябре 2019 г. отмечены в Болгарии (-22,7%), Италии (-16,1%), Словении (-13,6%), Бельгии (-12,0%) и Испании (-10,3%). В положительной зоне за аналогичный период находились показатели по следующим странам ЕС: Мальта (4,9%), Литва (4,4%), Дания (3,6%) и Польша (3,1%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В ноябре 2019 года по сравнению с ноябрем 2018 г. наблюдалось улучшение показателя по таким странам, как: Греция на 25,9 процентного пункта (п.п.), Франция на 7,9 п.п., Румыния на 6,1 п.п, Болгария на 4,5 п.п. и Эстония на 2,2 п.п. В большей степени ухудшение показателя зарегистрировано по следующим странам: Ирландия на (-9,8) п.п., Финляндия на (-7,4) п.п., Нидерланды на (-5,6) п.п., Испания и Италия на (-5,4) п.п. по каждой из стран. Показатель по Российской Федерации в IV квартале 2019 г. по сравнению с IV кварталом 2018 г. улучшился на 3,8 п.п.

______________________

1) Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

2) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности - рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики