Потребительские ожидания в России
в I квартале 2020 года

 

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за I квартал 2020 года (опрос респондентов проводился в феврале 2020 г., подробнее смотреть
в методологическом комментарии в конце публикации).

1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличился на 2 процентных пункта и составил (-11%). В I квартале 2020 г. достигнуто лучшее значение показателя за период с III квартала 2018 г. по I квартал 2020 года.

 

2. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. возрос на 4 процентных пункта и составил (-5%).

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих
12-ти месяцев, в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличилась до 20% (в IV квартале 2019 г. – 16%). Доля негативных оценок снизилась до 27% (в IV квартале 2019 г. – 29%). Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России останется прежней, уменьшилась до 50% (в IV квартале 2019 г. – 52%).

 

 

Доля респондентов, положительно оценивающих  изменения в экономике России в течение следующих
12-ти месяцев, в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличилась среди молодого поколения (16-29 лет) на 7 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 3 процентных пункта,  среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 5 процентных пунктов. 

 

3. Индекс произошедших изменений в экономике России в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. возрос на 4 процентных пункта и составил (-12%).

 

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, в I квартале 2020 г. по сравнению с долей респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, в IV квартале 2019 г. возросла на 2 процентных пункта и составила 15%. Доля отрицательных оценок снизилась до 34% против 38% в IV квартале 2019 года. Доля нейтральных оценок увеличилась на 1 процентный пункт и составила 50%.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в экономической ситуации за год, возросла среди молодого поколения (16-29 лет) на 10 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 4 процентных пункта, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) – на 2 процентных пункта.

4. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в I квартале 
2020
 г. возрос и составил (-3%) против (-5%) в IV квартале 2019 года.

 

 

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, в I квартале 2020 г. возросла до 13% против 12% в IV квартале 2019 года. Доля нейтральных оценок увеличилась до 67% (в IV квартале 2019 г. – 65%), доля негативных оценок снизилась до 17% (в IV квартале 2019 г. – 19%).

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, среди молодого поколения (16-29 лет) снизилась на 1 процентный пункт, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) возросла на 6 процентных пунктов, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) не изменилась.

5. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении в I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличился на 2 процентных пункта и составил (-8%).

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в I квартале 2020 г. по сравнению с долей респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, в IV квартале 2019 г. возросла на 2 процентных пункта и составила 12%. Доля нейтральных и отрицательных оценок снизилась на 1 процентный пункт и составила, соответственно, 61% и 27%.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения, произошедшие в личном материальном положении за год, возросла среди молодого поколения (16-29 лет) на 6 процентных пунктов, среди лиц среднего возраста (30-49 лет) – на 4 процентных пункта, среди лиц старшего возраста (50 лет и старше) –  на 1 процентный пункт.

6. Индекс благоприятности условий для крупных покупок и Индекс благоприятности условий для сбережений не изменились и составили в I квартале 2020 г., соответственно, (-24%) и (-34%).

 

 

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС2)

 

 

 

Февраль 2019 г.

Ноябрь
2019 г.

Февраль 2020 г.

 

Февраль 2019 г.

Ноябрь
2019 г.

Февраль 2020 г.

Россия

-16,5

-12,8

-10,5

 

 

 

 

Австрия

-1,6

-4,3

-3,0

Люксембург

-0,7

-2,7

-2,8

Бельгия

-11,1

-12,0

-8,6

Мальта

6,4

4,9

7,9

Болгария

-26,6

-22,7

-21,2

Нидерланды

-6,3

-7,4

-5,0

Великобритания

-10,8

-8,8

-6,2

Польша

5,9

3,1

-0,1

Венгрия

-4,4

-5,0

-6,6

Португалия

-9,1

-6,2

-6,8

Германия

-0,2

-2,0

-2,6

Румыния

-14,3

-6,8

-7,5

Греция

-33,3

-6,8

-4,8

Словакия

-7,8

-8,7

-9,2

Дания

3,1

3,6

4,5

Словения

-6,8

-13,6

-12,9

Ирландия

-1,3

-3,3

0,3

Финляндия

-2,6

-4,3

-4,9

Испания

-5,4

-10,3

-7,9

Франция

-11,6

-6,0

-7,3

Италия

-11,8

-16,1

-13,7

Хорватия

-7,6

-3,3

-2,8

Кипр

-7,0

-6,9

-4,4

Чехия

3,7

-0,3

-1,8

Латвия

-6,6

-4,6

-3,0

Швеция

-1,0

-2,0

-0,1

Литва

5,2

4,4

3,9

Эстония

0,6

-0,6

0,8

 

 

 

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза находятся преимущественно в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в феврале 2020 г. отмечены в Болгарии (-21,2%), Италии (-13,7%), Словении (-12,9%), Словакии (-9,2%), Бельгии (-8,6%). В положительной зоне за аналогичный период находились показатели только по пяти странам ЕС: Мальта (7,9%), Дания (4,5%), Литва (3,9%), Эстония (0,8%) и Ирландия (0,3%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В феврале 2020 г. по сравнению с февралем 2019 г. наблюдалось улучшение показателя по таким странам, как: Греция на 28,5 процентных пунктов (п.п.), Румыния на 6,8 п.п., Болгария на 5,4 п.п., Хорватия на 4,8 п.п. и Великобритания на 4,6 п.п. В большей степени ухудшение показателя зарегистрировано по следующим странам: Словения на (-6,1) п.п., Польша на (-6,0) п.п., Чехия на (‑5,5) п.п., Испания на (-2,5) п.п. и Германия на (-2,4) п.п.

Показатель по Российской Федерации в I квартале 2020 г. по сравнению с I кварталом 2019 г. улучшился на 6,0 п.п.

______________________

1) Отклонение суммы оценок от 100% объясняется тем, что при расчете индексов не учитываются ответы респондентов «затрудняюсь ответить».

2) Источник информации: электронная база данных Евростата (по всем странам, кроме России).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре). С 2015 г. в опросе принимают участие 5,1 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

– определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);

– скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);

– нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Частные индексы  рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.

Баланс оценок представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и ½ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и ½ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание.

Обобщающий (композитный) индекс – индекс потребительской уверенности – рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1 – 2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3 – 4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

 

 

Срочные информации и справки по актуальным вопросам
Copyright © Федеральная служба государственной статистики