7.3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СЧЕТА ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ

 

Основные понятия и структура счета образования доходов

1. Счет образования доходов является составной частью счетов первичного распределения доходов. Он отражает выплату первичных доходов институционными единицами-резидентами, непосредственно участвующими в производстве товаров и услуг (корпорациями, учреждениями и организациями, а также домашними хозяйствами, являющимися собственниками некорпоративных предприятий).

Первичные доходы - это доходы, получаемые институционными единицами:

1) в результате их участия в процессе производства;

а) оплата труда наемных работников;

б) налоги на производство и импорт;

в) прибыль и смешанные доходы;

2) от представления в пользование другим институционным единицам финансовых активов, земли и других нефинансовых непроизведенных активов (запасы полезных ископаемых, патенты, лицензии и т.п.); эти доходы называются доходами от собственности и включают:

а) проценты;

б) распределенный доход предприятий (корпораций):

дивиденты;

изъятия владельцами из дохода предприятий (квази-корпораций);

в) реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций;

г) доход от собственности, вмененный держателям страховых полисов;

д) рента.

Первичные доходы выплачиваются из добавленной стоимости, создаваемой в производстве.

В счете образования доходов показываются первичные доходы, выплачиваемые производителями-резидентами участникам производства (кроме доходов от собственности), а неполучаемые первичные доходы. Часть первичных доходов выплачивается нерезидентам.

Дальнейшие процессы, относящиеся к первичному распределению доходов - получение первичных доходов участниками производства, а также получение и выплата доходов от собственности - отражаются в счете распределения первичных доходов, который является второй составной частью счетов первичного распределения доходов. При этом оплату труда наемных работников и смешанные доходы получают домашние хозяйства, налоги на производство и импорт - органы государственного управления, прибыль - нефинансовые предприятия и финансовые учреждения. Доходы от собственности получают и выплачивают все сектора. Первичные доходы могут быть получены резидентами от остального мира.

2. Как и счет производства, счет образования доходов составляется в целом по экономике, по секторам и по отраслям (см. таблицу 1).

В ресурсной части счета записывается величина валовой добавленной стоимости (а на уровне экономики в целом - валовой внутренний продукт), которая переносится из счета производства. В использовании отражаются следующие расходы производителей из добавленной стоимости:

а) оплата труда, выплачиваемая наемным работникам, занятым в процессе производства;

б) налоги на производство и импорт за вычетом субсидий, выплачиваемые или получаемые в результате участия в производстве; налоги на производство и импорт не включают каких-либо налогов на доходы, выплачиваемых получателями доходов от производства.

3. Отражение налогов и субсидий на производство и импорт в счете образования доходов зависит от оценки выпуска товаров и услуг. Выпуск товаров и услуг рекомендуется оценивать в основных ценах или в ценах производителя. В этом случае в счете образования доходов по секторам и отраслям налоги и субсидии на производство и импорт отражаются следующим образом:

1) при оценке выпуска в основных ценах - показываются только другие налоги и субсидии на производство;

2) при оценке выпуска в ценах производителя - показываются налоги и субсидии на производство, кроме налога на добавленную стоимость (НДС), которые включают:

а) налоги и субсидии на продукты (кроме НДС, налогов и субсидий на импорт);

б) другие налоги и судсидии на производство.

В счете образования доходов на уровне экономики в целом в обоих случаях отражаются все налоги и субсидии на производство и импорт, включая НДС.

4. Балансирующей статьей счета образования доходов является прибыль или смешанные доходы, которые также показываются на стороне использования. Прибыль представляет собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и уплатой налогов на производство и импорт. Эта статья определяет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, в которых члены домашнего хозяйства могут производить неоплачиваемые трудовые затраты, балансирующая статья содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае балансирующая статья называется смешанным доходом.

Валовая прибыль или валовой смешанный доход определяются следующим образом:

а) для экономики в целом:

валовой внутренний продукт

минус оплата труда наемных работников

минус налоги на производство и импорт

плюс субсидии на производство и импорт;

б) для отраслей и секторов при оценке выпуска в основных ценах:

валовая добавленная стоимость

минус оплата труда наемных работников

минус другие налоги на производство

плюс другие субсидии на производство;

в) для отраслей и секторов при оценке выпуска в ценах производителей:

валовая добавленная стоимость

минус оплата труда наемных работников

минус налоги на продукты, кроме НДС и налогов на импорт

минус другие налоги на производство

плюс субсидии на продукты, кроме субсидий на импорт

плюс другие субсидии на производство.

Оплата труда наемных работников

5. Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде.

Оплата труда наемных работников охватывает оплату труда всех работников предприятий-резидентов независимо от того, являются ли эти работники резидентами или нерезидентами. Она учитывается на основе начисленных сумм. Начисленная в иностранной валюте, она включается в расчет в национальной валюте в сумме, определяемой путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального Банка России. Оплата труда не производится за бесплатную добровольную работу, включая работу, выполняемую членами домашнего хозяйства в некорпоративном предприятии, принадлежащем тому же самому домашнему хозяйству.

В оплату труда наемных работников не включаются налоги и сборы, выплачиваемые работодателем с заработной платы или со среднесписочной численности работников (например, налог с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению c их нормируемой величиной, сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели). Они рассматриваются как налоги, уплачиваемые в связи с использованием факторов производства (другие налоги на производство), так же как и налоги на здания, землю и другие ресурсы, используемые в производстве (см. пункт 27).

Оплата труда наемных работников состоит из двух основных компонентов:

а) заработной платы;

б) взносов работодателей в фонды социального страхования.

Взносы работодателей в фонды социального страхования могут быть фактическими и условно исчисленными.

Фактические взносы выплачиваются работодателями в государственные или негосударственные фонды социального страхования, чтобы обеспечить их наемным работникам право на получение социальных пособий в случае определенных событий или при наличии определенных условий, которые могут неблагоприятно повлиять на доходы или благосостояние работников - болезнь, несчастные случаи, безработица, уход на пенсию и т.д.

Условно исчисленные взносы на социальное страхование отражаются в случае непосредственной выплаты работодателем социальных пособий без участия фондов социального страхования.

Поскольку в счете образования доходов отражается оплата труда, выплаченная производящими единицами наемным работникам, то по сектору "Домашние хозяйства" должна быть показана оплата труда лиц, нанимаемых домашними хозяйствами в качестве домашней прислуги, работников на ферме и других некорпоративных предприятиях, принадлежащих домашним хозяйствам.

Заработная плата

6. Заработная плата охватывает все виды вознаграждений за труд, включая различные премии, доплаты и надбавки, начисленные в денежной или натуральной формах (независимо от источников финансирования, то есть за счет себестоимости или прибыли), а также денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Заработная плата отражается до вычета взносов в фонды социального страхования, подоходных налогов и других удержаний в соответствии с законодательством, выплачиваемых наемными работниками.

При натуральной форме оплаты труда предоставленные работникам товары и услуги оцениваются по рыночным ценам.

Заработная плата в денежной форме

7. К заработной плате в денежной форме относятся следующие виды вознаграждений:

а) заработная плата, начисленная за выполненную работу (проработанное время) по cдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам или в процентах от выручки, в долях от прибыли независимо от форм и систем оплаты труда, принятых на предприятии;

б) выплаты стимулирующего характера (премии за производственные результаты, вознаграждения по итогам работы за год, вознаграждения за выслугу лет, стаж работы, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и другие);

в) выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, доплаты за работу в особых условиях, надбавки за подвижной и разъездной характер работ для работников, занятых в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте, полевое довольствие, оплата за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и другие);

г) оплата за непроработанное время в соответствии с законодательством (например, оплата ежегодных и дополнительных отпусков, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков, оплата простоев не по вине работников; заработная плата работников во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров и другие);

д) оплата за производство продукции (работ, услуг), признанной браком не по вине работника;

е) дополнительные надбавки, выплачиваемые регулярно (например, компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов по решениям правительства, компенсация удорожания стоимости питания работников в столовых, буфетах, профилакториях, надбавки для оплаты жилья, на покрытие транспортных расходов, связанных с поездками на работу и с работы и другие);

ж) оплата труда лиц, работающих по совместительству;

з) денежная компенсация взамен предоставления отдельных товаров и услуг (например, денежная компенсация работникам отдельных отраслей народного хозяйства за непредоставление гарантируемого законодательством жилья, коммунальных услуг и т.п.);

и) оплата труда студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, проходящих производственную практику на предприятии, а также оплата труда учащихся общеобразовательных школ в период профессиональной ориентации;

к) суммы, начисляемые за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятии согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы);

л) процентное или комиссионное вознаграждение, денежные чаевые и подарки, полученные наемными работниками;

м) вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения;

н) заработная плата домашней прислуги.

Заработная плата в натуральной форме

8. Вознаграждение в натуральной форме состоит из товаров и услуг, которые не являются необходимыми для работы и которые могут быть использованы наемными работниками для удовлетворения их собственных потребностей или потребностей других членов домашнего хозяйства.

К заработной плате в натуральной форме относятся следующие вознаграждения:

а) стоимость товаров и услуг, выдаваемых предприятиями своим наемным работникам в порядке натуральной оплаты из продукции, произведенной на этих предприятиях (например, зерно, выдаваемое работникам сельскохозяйственных предприятий, стоимость льгот по проезду работников железнодорожного, авиа-, морского, речного, автомобильного и городского транспорта);

б) стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей экономики (в соответствии с законодательством) коммунальных услуг, питания, товаров, включая форменную одежду и обмундирование, которые наемные работники могут носить вне работы, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;

в) расходы по оплате предоставляемого работникам предприятий и организаций бесплатного жилья или денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья (кроме п. 7,3);

г) оплата проезда работников к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом;

д) страховые платежи, уплачиваемые предприятиями по договорам личного и имущественного страхования, заключенных предприятиями в пользу отдельных наемных работников;

е) добровольные отчисления на медицинское страхование и на дополнительное пенсионное обеспечение, производимые предприятиями в негосударственные социальные фонды в пользу отдельных наемных работников согласно полисам личного страхования (но не связанные с программами государственного социального обеспечения и социального страхования населения);

ж) плата за содержание детей в дошкольных учреждениях за счет средств предприятия;

з) предоставление питания работникам в столовых, буфетах, профилакториях по льготным ценам или бесплатно (кроме специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодательством);

и) оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств предприятия;

к) расходы по возмещению ценовой разницы на продукцию (работы, услуги), предоставляемую работникам предприятия или отпускаемую подсобными хозяйствами для общественного питания работников предприятия;

л) расходы по оплате предоставленного работникам жилья, квартирной платы, места в общежитии (кроме указанных в пункте 8 "в");

м) стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций или льгот по приобретению акций;

н) другие льготы (оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях, клубах, подписки на газеты и журналы, протезирования и т.п.).

9. Оценка товаров и услуг, предоставляемых работодателями в качестве вознаграждения в натуральной форме, производится следующим образом. В случае их преобретения работодателем они должны быть оценены по цене покупателя; если они произведены работодателем - по основным ценам. Если товары и услуги представляются наемным работникам бесплатно, то в заработную плату включается их полная стоимость. Если они представляются по сниженным ценам, то в заработную плату в натуральной форме включается только разница между полной стоимостью товаров и услуг и той суммой, которую заплатили работодатели.

Разграничение заработной платы и других показателей СНС

10. При определении заработной платы неоходимо проводить различие между расходами предприятий и организаций, относящимися к заработной плате, и расходами, относящимися к другим показателям СНС. В заработную плату наемных работников не должны включаться:

а) расходы работодателей на товары и услуги, осуществляемые не столько в интересах работников, пользующихся ими, сколько в интересах работодателей, например, стоимость выданной работникам спецодежды, спецобуви, лечебно-профилактического питания; возмещение работникам расходов на преобретение инструментов, необходимых для выполнения работ; командировочные расходы в части оплаты проезда, гостиницы, компенсация за использование легковых автомобилей для служебных поездок. Они рассматриваются как промежуточное потребление независимо от того, оплачены ли они сразу предприятием или первоначально работниками, а затем возмещены предприятием. К промежуточному потреблению относится также оплата труда лиц, не состоящих в штате предприятия (работников других предприятий или самозанятых лиц) за выполнение разовых работ (ремонт инвентаря, побелка и покраска, чтение лекций и др.), а также расходы на проведение культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий (кроме указанных в пункте 8). К ним относятся, например, расходы на аренду помещений для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведение вечеров отдыха и другие.

б) вознаграждение за работу, выполняемую членами домашнего хозяйства в некорпоративном предприятии, принадлежащем тому же самому домашнему хозяйству (рассматривается как смешанный доход);

в) социальные пособия, выплачиваемые работодателями наемным работникам за счет средств предприятия, а не через фонды социального страхования (рассматриваются как условно исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование, см.пункт 13).

г) начисления на фонд заработной платы по всем видам социального страхования, а также расходы предприятий и организаций по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на предоставление своим работникам медицинской помощи (рассматриваются как фактические отчисления работодателей на социальное страхование, см.пункт 12);

д) расходы на погашения ссуд, выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий и приобретение садовых домиков (рассматриваются как капитальные трансферты);

е) расходы на благоустройство садоводческих товариществ (строительство дорог, энерго- и водоснабжение, осушение и другие расходы общего характера), строительство гаражей (относятся к валовому накоплению основного капитала предприятий);

ж) доходы (дивиденты, проценты), выплачиваемые работникам по акциям и вкладам в имущество предприятия (рассматриваются как доходы от собственности);

з) расходы на содержание самостоятельных подразделений предприятий и организаций, оказывающих услуги социально-культурного характера, например, жилищно-коммунального хозяйства, ведомственных больниц, поликлиник, клубов, стадионов и др. (рассматриваются как расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, финансируемые за счет текущих трансфертов от предприятий и организаций);

и) стоимость жилья, передаваемого в собственность работникам (относится к капитальным трансфертам).

Отчисления работодателей на социальное страхование

11. Отчисления на социальное страхование производятся работодателями, чтобы обеспечить в будущем право на получение социальных пособий наемным работникам (или членам их семей).

Социальные пособия - это текущие трансферты, выплачиваемые органами государственного страхования, государственными и негосударственными пенсионными фондами, страховыми учреждениями, работодателями домашним хозяйствам при наступлении определенных обстоятельств, которые, как правило, приводят к снижению доходов и благосостояния домашних хозяйств. Эти обстоятельства следующие:

1) потребность в лечении в результате болезни, травмы, рождения ребенка, инвалидности, старости и др.;

2) необходимость содержания иждивенцев: супруга(и), детей, престарелых родственников, инвалидов и т.д.;

3) невозможность работать вообще или полное время в результате выхода на пенсию, безработицы, болезни, травмы, рождения ребенка и т.д.;

4) смерть кормильца;

5) необходимость оплаты расходов на образование;

6) невозможность оплаты жилья домашними хозяйствами с низким доходом (пенсионеры, многодетные семьи и др.);

Отчисления работодателей на социальное страхование включают:

фактические отчисления на социальное страхование;

условно исчисленные отчисления на социальное страхование.

Фактические отчисления работодателей на социальное страхование

12. Фактические отчисления на социальное страхование состоят из платежей, производимых работодателями третьей стороне, т. е. в организации социального страхования в соответствии с программами социального обеспечения и социального страхования населения (фондовое социальное страхование). Эти платежи являются основным источником средств для выплат населению пенсий, пособий, финансирования расходов на лечение и отдых работников. Хотя эти платежи производятся работодателями непосредственно организациям социального страхования, они рассматриваются как вознаграждение за труд наемным работникам и записываются в счете образования доходов как компонент оплаты труда наемных работников в размере взносов работодателей на социальное страхование. Затем в счете вторичного распределения доходов они показываются как текущий трансферт от домашних хозяйств в государственные фонды социального страхования.

Фактические отчисления работодателей на социальное страхование определяются в размере начислений на фонд заработной платы по всем видам социального страхования, то есть в фонды социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социальной поддержки населения и другие аналогичные социальные внебюджетные фонды. К ним относятся также обязательные отчисления работодателей на медицинское страхование и расходы предприятий по оплате услуг поликлиник по договорам, заключенным с органами здравоохранения на представление своим работникам медицинской помощи. Добровольные отчисления работодателей на медицинское страхование в негосударственные социальные фонды в пользу отдельных наемных работников согласно полисам личного страхования должны учитываться как заработная плата в натуральной форме (см.пункт 8 "е").

Условно исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование

13. Условно исчисленные очисления на социальное страхование представляют собой эквивалент социальным пособиям, выплачиваемым работодателями непосредственно их работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, имеющим на это право, за счет своих средств, без привлечения третьей стороны, например, страховой компании, и без учреждения для этой цели отдельной конституционной единицы в форме специального фонда или резерва.

В этом случае наемные работники рассматриваются как защищенные от обстоятельств, которые могут неблагоприятно повлиять на их доходы или благосостояние (см. пункт 11), хотя никаких платежей с целью их страхования третьей стороной не производится. Поэтому для таких наемных работников следует условно начислять вознаграждение, равное сумме условно исчисленных взносов в фонд социального страхования. На практике в качестве возможной оценки условно исчисленных отчислений работодателей на социальное страхование наемных работников может служить сумма фактически выплаченных работодателями в текущем периоде социальных пособий. К ним относятся:

пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм;

доплата работникам в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка, пособий в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм;

компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возроста;

выходное пособие при прекращении трудового договора;

суммы, выплачиваемые на период трудоустройства уволенным работникам в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией предприятия;

надбавка к пенсиям, единовременное пособие уходящим на пенсию ветеранам труда;

материальная помощь, оказываемая работнику в случае определенных событий, указанных в пункте 11 (материальная помощь, оказываемая в связи с другими событиями, например, в связи со свадьбой, новосельем и т.п., не рассматривается как социальное пособие и относится к прочим текущим трансфертам);

оплата обучения в учебных заведениях своих работников или членов их семей;

степендии студентам и учащимся, направленным предприятиями на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения;

оплата учебных отпусков, предоставляемых работникам, обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях, аспирантуре и др.;

пособия по оплате жилья.

14. Условно исчисленные отчисления на социальное страхование отражаются следующим образом. В счете образования доходов они показываются как компонент оплаты труда наемных работников. В счете вторичного распределения отражаются два потока текущих трансфертов: во-первых, показывается, что работники делают в той же сумме отчисления в условные фонды социального страхования (от домашних хозяйств - нефининсовым предприятиям или финансовым учреждениям), во-вторых, показываются выплаты социальных пособий домашним хозяйствам из этих условных фондов (от нефинансовых предприятий и финансовых учреждений - домашним хозяйствам).

Источники информации и методы расчетов оплаты труда наемных работников

15. Расчет оплаты труда наемных работников по экономике в целом производится в таблицах 2,3.

16. Заработная плата в предприятиях и организациях всех организационных форм по экономике в целом и по отраслям определяется по следующей схеме:

1) Фонд заработной платы работников списочного состава в денежной и натуральной форме.

2) Выплаты, не входящие в фонд заработной платы работников списочного состава, но относящиеся в СНС к заработной плате.

3) Выплаты, не относящиеся в СНС к заработной плате, но учитываемые в фонде заработной платы работников списочного состава.

4) Заработная плата, недоучтенная по отчетам статистики труда.

5) Итого заработная плата (1+2-3+4).

17. Фонд заработной платы работников списочного состава в целом по экономике и по отраслям принимается по данным формы N 1-т статистики труда "Отчет по труду". При этом заработная плата работников аппарата органов хозяйственного управления, кооперативных организаций и аппарата межотраслевых органов хозяйственного управления относится к отрасли "Управление", аппарата органов общественных объединений и организаций - к общественным объединениям, аппарата органов хозяйственного управления промышленности, сельского хозяйства, торговли и общественного питания - к соответствующим отраслям.

Кроме того, необходимо добавить заработную плату неучтенную в форме N1-т. Эта заработная плата военнослужащих (по данным Министерства обороны Российской Федерации), а также заработная плата по общественным объединениям (общественные организации, творческие союзы, спортивные общества, политические партии, религиозные организации, профсоюзы), которые не полностью учтены в форме N 1-т. Эти данные получаем по данным обследования обцественных организаций в целом за год.

Содержание показателя "Заработная плата работников списочного состава" по форме N 1-т не вполне соответствует содержанию показателя "заработная плата" в СНС. Поэтому из этого показателя необходимо исключить те статьи, которые не относятся в СНС к заработной плате (например, доходы по акциям, материальная помощь для первоначального взноса на кооперативное жилищное строительство, расходы на погашения ссуд, выданных работникам предприятий на улучшение жилищных условий), и добавить те выплаты предприятий, которые представляют заработную плату с позиций СНС (например, средства, полученные на командировки в части суточных, вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения; добровольные отчисления работодателей на медицинское страхование в негосударственные социальные фонды в пользу отдельных работников согласно полисам личного страхования; чаевые, подарки; заработная плата домашней прислуги).

18. Средства, полученные на командировки (в части суточных и подъемных) в целом по экономике и отраслям принимаются по данным формы N 5-з "Отчет о затратах на производство продукции предприятия (организации)".

19. Добровольные отчисления работодателей на медицинское страхование могут быть определены в целом по экономике и по отраслям на основании финансового отчета фонда медицинского страхования, таблица "Показатели исполнения доходной части бюджета".

20. Чаевые и подарки представляют собой доплаты сверх установленной цены за приобретенные товары и услуги. Они рассматриваются в СНС как составная часть стоимости товара или услуги и должны добавляться к величине выпуска, валовой добавленной стоимости и оплаты труда наемных работников.

Это необходимо, чтобы сбалансировать стоимость производства и использования товаров и услуг, а также величину полученных и использованных доходов.

Для оценки доходов домашних хозяйств, получаемых в виде чаевых, ценных подарков и других дополнительных доходов за выполненную работу, может быть рекомендован метод, основанный на определении численности занятых по профессиям с таким регулярным дополнительным доходом сверх официально зарегистрированного дохода или зарплаты. К этим профессиям относятся врачи, стоматологи, медсестры, адвокаты, парикмахеры, косметологи, водители такси, официанты, продавцы газет, автомеханики, лица, занимающиеся ремонтом сложной бытовой техники (телевизоров, стиральных машин и т.п.), работники автосервиса, сторожа автостоянок, слесари, сантехники и др.

Число лиц с регулярным дополнительным доходом от предоставления рыночных услуг домашним хозяйствам может быть установлено на основе данных переписей населения и статистики труда. Для исчисления общей суммы доходов, полученных этими лицами в форме чаевых и ценных подарков, необходимо определить их средний уровень, например, какой процент составляют в среднем чаевые от суммы счета клиента в ресторанах, в парикмахерских и салонах красоты, на бензозаправочных станциях, в такси и т.д. Необходимо установить также среднюю стоимость ценных подарков врачам в больницах и поликлиниках, а также средний размер дополнительного заработка лиц, занятых в других указанных профессиях.

Для определения среднего уровня дополнительных доходов целесообразно проводить специальные опросы населения, потребляющего услуги лиц, занятых в этих профессиях, об оплате таких услуг, или использовать данные опросов, проводимых другими организациями или другими странами.

21. Фактические отчисления на социальное страхование, производимые работодателями, в целом по экономике определяются на основании формы N9-ф "О расходовании средств государственных внебюджетных фондов": социального страхования, пенсионного, занятости, социальной поддержки населения и других социальных внебюджетных фондов, строка "Причитается по нормативу".

22. Условно исчисленные отчисления на социальное страхование в целом по экономике и отраслям определяются в размере фактических выплат предприятий, относящихся к социальным пособиям, по данным форм NN 1 (рабочая сила), 1-т раздел 2 гр.5, 5-з и финансовой отчетности.

23. Данные о заработанной плате работников по отраслям распределяются по подотраслям и группам единиц пропорционально их доле в выпуске соответствующей отрасли. По жилищному хозяйству этот расчет производится по данным таблицы N3-жх "Расчет выпуска и промежуточного потребления по жилищному фонду, кроме находящегося в частной собственности граждан" пропорционально расходам по категориям жилищного фонда (см. "Методические положения по составлению счета "Производство"").

24. По здравоохранению, физической культуре и социальному обеспечению, народному образованию, культуре и искусству, науке и научному обслуживанию, управлению сначала определяется оплата труда наемных работников по отрасли в целом. Затем производится ее распределение по группам единиц. Для этого определяется оплата труда в бюджетных учреждениях этих отраслей с использованием данных об их затратах из расчетов к счету производства. Оставшаяся часть оплаты труда распределяется между коммерческими предприятиями и подразделениями предприятий, оказывающими социально-культурные услуги своим работникам, пропорционально их доле в выпуске соответствующих отраслей. По науке и управлению разница между оплатой труда в целом по отрасли и по бюджетным учреждениям относится к коммерческим предприятиям.

Налоги на производство и импорт

25. Налоги на производство и импорт - это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производящих единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, производящей платеж, хотя оно может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом.

Налоги, связанные с производством и импортом, регистрируют на момент, когда товары и услуги произведены, проданы или импортированы, то есть когда возникает обязательство по уплате налога. Они уплачиваются предприятиями и организациями независимо от наличия прибыли.

Проценты на задолженность по налогам и пени, начисленные налоговыми учреждениями, должны учитываться не как налоги, а как уплата процентов. Однако на практике может оказаться невозможным определить выплаты процентов на задолженность по налогам и пени от налогов, к которым они относятся, поэтому они могут отражаться в отчетах вместе с налогами. Сумма налогов должна быть уменьшена на величину налоговых скидок, устанавливаемых органами государственного управления в ходе проведения экономической политики, и возврата перечисленных сумм.

Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и других налогов на производство.

Налоги на продукты

26. Налоги на продукты - это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых производящей единицей-резидентом. К ним относятся следующие наиболее распространенные налоги:

налог на добавленную стоимость (НДС) на отечественные и импортные товары и услуги и другие налоги типа НДС, например, специальный налог для финансирования, поддержки важнейших отраслей экономики;

акцизы и гербовые сборы за продажу некоторых товаров;

налоги на конкретные виды услуг: налог на услуги транспорта, связи, страхования, рекламу, развлечения, игры и лотереи, спортивные мероприятия и т.п.;

платежи фиксальных монополий (средства, полученные предприятиями-монополистами за счет превышения предельного уровня рентабельности и взысканные в доход бюджета);

сбор со сделок, совершаемых на биржах;

налог на перепродажу автомобилей, компьютеров и вычислительной техники;

налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

налог на рекламу, взимаемый с предприятий;

сбор за право использования государственной и местной символики;

налоги на экспорт (экспортные пошлины);

налоги на импорт (без НДС)

в том числе:

импортные пошлины;

прибыль государственных внешнеторговых организаций, изымаемая в бюджет;

текущие обязательные платежи предприятий в государственные экономические и специальные внебюджетные фонды (в случае, если платежи предприятий устанавливаются пропорционально стоимости производимых или продаваемых товаров и услуг, например, по нормативу от выручки реализованной продукции, стоимости выполненных работ и услуг и др.). Перечень государственных экономических и специальных внебюджетных фондов приведен в таблице 4.

Другие налоги на производство

27. Другие налоги на производство - это налоги, связанные с использованием факторов производства, а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо производственной деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. Они могут выплачиваться за землю, средства производства или рабочую силу, используемые в процессе производства, или за право осуществлять определенные виды деятельности или операции. Другие налоги на производство не включают налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием, и они подлежат уплате в государственный бюджет независимо от рентабельности производства.

28. Другие налоги на производство включают:

а) Налоги на заработную плату или рабочую силу. Они состоят из налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями в определенной доле от начисленной заработной платы наемных работников либо в виде фиксированной суммы на каждого наемного работника. Они не включают обязательные отчисления на социальное страхование, выплачиваемые работодателями, и налоги, выплачиваемые наемными работниками;

б) Налоги на землю, здания, сооружения. Они состоят из налогов, уплачиваемых предприятиями за владение землей, зданиями, сооружениями, используемыми в производстве, независимо от того, являются ли эти предприятия собственниками или арендаторами этих активов. К ним относятся, например, земельный налог, а также налог с владельцев зданий и сооружений, уплачиваемый предприятиями, организациями и домашними хозяйствами. Однако, если эти налоги взимаются с земли, зданий, сооружений, не используемых в производстве, или если они являются средством для определения и сбора подоходного налога, они рассматриваются как текущие налоги на доходы и богатство.

Налоги на землю следует отличать от ренты за землю, относящейся к доходам от собственности. Она уплачивается арендаторами собственникам земли (государству, предприятиям, домашним хозяйствам) за право использования земли в течение определенного периода в соответствии с договором об ее аренде.

в) Налоги на использование других основных фондов. Они включают налоги, которыми облагается использование предприятиями автомобилей, самолетов, кораблей или других машин и оборудования в целях производства независимо от того, являются такие активы их собственными или арендованными. К ним, например, относится налог с предприятий-владельцев транспортных средств. Налог с домашних хозяйств - владельцев транспортных средств в части, связанной с использованием этих средств для производственной деятельности (например, частные такси), должен также относиться к другим налогам на производство; остальная его часть отражается как налог на богатство в счете вторичного распределения располагаемого дохода.

г) Предпринимательские или профессиональные лицензии. Они состоят из налогов и сборов, выплачиваемых предприятиями, организациями и физическими лицами с целью получения лицензии на осуществление определенного вида предпринимательской или профессиональной деятельности, связанной с производством товаров и оказанием услуг.

В эту группу налогов включаются, например, госпошлина за регистрацию предприятий, сбор за регистрацию общественных организаций и средств массовой информации, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сбор за выдачу лицензий на право пользования недрами, сбор за лицензирование деятельности инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг, лицензионный сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за право торговли, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за выдачу разрешений на открытие и продление срока деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций, лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом, платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств и др.

Следует иметь в виду, что если государство производит проверку соответствия или безопасности производственных помещений, оборудования, профессиональной компетентности работников или стандартов производимых товаров и услуг, что является условием выдачи лицензии, платежи в этом случае рассматриваются как плата за предоставленные услуги.

д) Налоги на финансовые операции и операции с капиталом. Они состоят из налогов, выплачиваемых при покупке или продаже предприятиями финансовых и нефинансовых активов. Они подлежат уплате в случае, когда меняется собственность на землю или иные активы, кроме случаев передачи в качестве капитальных трансфертов (наследование, дарение).

е) Гербовые сборы. Они состоят из гербовых сборов, уплачиваемых производителями при оформлении юридических документов (например, государственная пошлина за печати на юридических документах или чеках, связанных с производственной деятельностью, уплачиваемая предприятиями, организациями и физическими лицами). Однако гербовые сборы за продажу специфических продуктов, таких как алкогольные напитки и табак, рассматриваются как налоги на продукты (см.пункт 26).

ж) Платежи за загрязнение окружающей среды. Они состоят из платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую среду и прочих аналогичных платежей.

з) Налоги на международные операции. Они состоят, например, из налогов, которыми облагаются операции по покупке или продаже иностранной валюты, налоги на поездки за границу, денежные переводы за границу и другие операции между резидентами и нерезидентами.

и) Прочие налоги и сборы. К ним относятся различные налоги и сборы, связанные с производственной деятельностью, кроме относящихся к налогам на продукты и налогам на доходы, например, сбор с предприятий на содержание милиции, на благоустройство и другие цели, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и другие. При этом следует иметь в виду, что сбор с предприятий и организаций за парковку автотранспортных средств, сбор за уборку территорий населенных пунктов и т.п. рассматриваются как оплата услуг государства, а не уплата налогов.

29. При определении налогов за пользование недрами и природными ресурсами, кроме отчислений в государственные внебюджетные фонды, необходимо проводить различие между налогами и платежами предприятий, относящимися к другим показателям СНС.

Платежи за пользование недрами и природными ресурсами включают:

а) платежи за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна;

б) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

в) сборы за выдачу лицензий;

г) акцизные сборы.

Платежи за право на пользование недрами, акваторий и участками морского дна включают:

а) платежи за право на поиски месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку;

б) платежи за попутную добычу полезных ископаемых, осуществляемых при их поисках и разведке;

в) платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В СНС платежи за право на поиск, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, а также платежи за попутную добычу полезных ископаемых, осуществляемую при их поисках и разведке относится к доходам от собственности в форме ренты.

Платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, рассматриваются как другие налоги на производство. Если эксплуатация подземных сооружений осуществляется на основе их аренды, то арендная плата, уплачиваемая арендатором арендодателю, рассматривается как покупка услуг, производимых последним, и относится к промежуточному или конечному потреблению арендатора.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов, лесной доход, сбор за выдачу лицензий на право пользования недрами, платежи за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, рассматриваются как другие налоги на производство.

Акцизные сборы за газ, нефть, уголь относятся к налогам на продукты.

30. Текущие обязательные платежи предприятий в государственные экономические и специальные внебюджетные фонды, например, в фонды финансового регулирования в топливно-энергетическом комплексе, металлургической промышленности, лесозаготовительной промышленности, фонд финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции, фонд конверсии, фонд технологического развития, и другие экономические государственные внебюджетные фонды могут рассматриваться в СНС либо как налоги на продукты, либо как другие налоги на производство.

В случае, если платежи предприятия в эти внебюджетные фонды устанавливаются пропорционально стоимости производимых или продаваемых товаров и услуг (например, по номативу к выручке от реализации продукции, к стоимости выполненных работ и услуг), они должны быть отнесены к налогам на продукты. Если платежи предприятий устанавливаются по нормативу от объема ресурсов, используемых в производстве (например, заработной плате наемных работников, численности наемного персонала, основных фондов и др.), они относятся к другим налогам на производство.

Не являются налогами с точки зрения СНС обязательные платежи в государственные внебюджетные социальные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования и т.п. Они отражаются как часть оплаты труда наемных работников.

 

Субсидии на производство и импорт

31. Субсидии на производство и импорт - это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики.

Субсидии на производство и импорт, предоставляемые органами государственного управления, включают только текущие выплаты непосредственно от этих организаций рыночным производящим единицам-резидентам.

Так как единицы, отнесенные к рыночным производителям, могут принадлежать к различным институционным секторам, то субсидии, относящиеся к производству, могут быть предоставлены любому сектору при условии, что они будут использоваться для производственной рыночной деятельности.

Субсидии регистрируют на момент, когда возникает обязательство по их выплате производителям. Субсидии, предназначенные для покрытия потерь, понесенных производителями, регистрируют в то время, когда орган государственного управления принимает решение покрыть потери.

Субсидии на производство и импорт состоят из субсидий на продукты и других субсидий на производство.

Субсидии на продукты

32. Субсидии на продукты - это субсидии, выплачиваемые обычно за единицу произведенного товара или услуги, то есть пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых предприятиями-резидентами.

Субсидии на продукты включают:

регулярные возмещения предприятиям из государственного бюджета постоянных убытков, возникающих в результате того, что продажная цена на производимую ими продукцию устанавливается ниже средних издержек производства. К ним относятся, например, дотации из государственного бюджета предприятиям промышленности, сельского хозяйства, жилищного хозяйства, городского транспорта и др.;

возмещения предприятиям из бюджета убытков, возникающих в результате реализации ими продукции и услуг по государственным регулируемым розничным ценам. К ним относятся, например, возмещение из бюджета разницы в ценах на топливо и в тарифах на теплоэнергию энергосбытовым предприятиям, шахтам и другим организациям, на которые возложены функции снабжения населения топливом и теплоэнергией; дотации на продовольственные товары, уголь, животноводческую продукцию, реализуемые по государственным регулируемым ценам;

субсидии на импорт, представляющие собой выплаты из бюджета торговым организациям, осуществляющим покупку товаров и услуг у нерезидентов и их продажу резидентам по более низким ценам (разница между реализационными и расчетными ценами по импортным товарам и услугам);

субсидии на экспорт, представляющие собой выплаты из бюджета торговым организациям, осуществляющим покупку товаров и услуг у резидентов и их продажу нерезидентам по более низким ценам.

Другие субсидии на производство

33. Другие субсидии на производство состоят из субсидий, которые предприятия получают от органов государственного управления в связи с использованием факторов производства.

Другие субсидии на производство включают следующие основные виды субсидий:

субсидии, выплачиваемые в связи с использованием труда особого контингента лиц (инвалидов, безработных);

субсидии, связанные с использованием других факторов производства, например, для стимулирования использования определенных видов сырья, энергии и т.д.;

субсидии для уменьшения загрязнения окружающей среды, например, для покрытия стоимости дополнительной обработки отходов производства.

34. К субсидиям на производство и импорт не относятся:

а) выплаты, производимые органами государственного управления непосредственно домашним хозяйствам как потребителям (трактуются как социальные пособия или как прочие текущие трансферты);

б) инвестиционные субсидии, предназначенные для финансирования накопления основного капитала (относятся к капитальным трансфертам);

в) платежи, производимые государственными учреждениями в порядке возмещения ущерба или потерь капитального характера в результате военных действий, политических событий или стихийных бедствий (относятся к прочим капитальным трансфертам);

г) выплаты, производимые органами государственного управления предприятиям на покрытие убытков предыдущих лет или убытков, по причинам, не зависящим от предприятия и не носящих текущего характера (относятся к прочим капитальным трансфертам);

д) выплаты, производимые органами государственного управления некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, как производителям нерыночных услуг (отражаются как прочие текущие трансферты);

е) ежегодные взносы органов государственного управления в пенсионные фонды, предназначенные для увеличения актуарных резервов этих фондов (отражаются в прочих капитальных трансфертах);

ж) платежи между различными органами государственного управления, выступающими как производители нерыночных услуг (отражаются в текущих трансфертах между органами государственного управления).

Источники информации и методы расчетов налогов и субсидий на производство
и импорт

35. Основным источником данных о налогах и субсидиях на производство и импорт является отчет об исполнении государственного бюджета.

Общий объем налогов на продукты определяется в таблице 4, других налогов на производство - в таблице 5, субсидии на продукты - в таблице 6, других субсидий на производство - в таблице 7.

36. Следует иметь в виду, что перечни налогов и субсидий, а также схема их распределения по отраслям являются примерными и могут быть уточнены.

Налоги за пользование недрами и природными ресурсами (кроме платежей за право на поиски и добычу полезных ископаемых), налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне полностью относятся к предприятиям промышленности.

Общая сумма сбора за право торговли распределяется на две части: платежи домашних хозяйств и платежи предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, розничной торговле, общественном питании и оптовой торговле.

По домашним хозяйствам сбор за право торговли определяется по данным расчетов к балансу денежных доходов и расходов населения. Оставшаяся часть платежей делится между предприятиями промышленности, сельского хозяйства, розничной торговли, общественного питания и оптовой торговли пропорционально удельному весу соответствующей отрасли в выпуске плательщиков данного сбора в основных ценах.

Плата за лицензирование биржевой деятельности и сбор за лицензирование деятельности инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг относится к отрасли "Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение".

Сбор за право производства и торговли спиртными напитками распределяется между предприятиями-плательщиками отраслей промышленности, розничной торговли, общественного питания, оптовой торговли пропорционально удельному весу соответствующей отрасли в выпуске отраслей-плательщиков в основных ценах.

Сбор за право проведения кино- и телесъемок относится к прочим видам деятельности сферы материального производства, сбор за открытие игорного бизнеса - к коммерческим предприятиям отрасли "Культура и искусство", сбор за участие в бегах на ипподромах - к коммерческим предприятиям сельского хозяйства.

Лицензионный сбор за проведение местных аукционов и лотерей распределяется между предприятиями и организациями-плательщиками промышленности, сельского хозяйства, оптовой торговли, материально-технического снабжения и сбыта, культуры и искусства, управления, общественных объединений пропорционально удельному весу соответствующей отрасли в выпуске отраслей-плательщиков в основных ценах.

Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, распределяется пропорционально отраслевой структуре выпуска индивидуальной предпринимательской деятельности (по данным таблицы N 1-ипд "Расчет объема продукции, промежуточного потребления и материальных затрат по индивидуальной предпринимательской деятельности населения", см. "Методические положения по составлению счета "производства").

Земельный налог на земли сельскохозяйственного назначения относится к сельскому хозяйству, а на земли несельскохозяйственного назначения - к предприятиям всех отраслей (кроме бюджетных учреждений и подразделений предприятий, оказывающих социально-культурные услуги работникам).

Текущие обязательные платежи предприятий в государственные экономические и специальные внебюджетные фонды распределяются по отраслям и группам единиц пропорционально показателю, от которого производятся эти платежи, например, от заработной платы наемных работников, численности наемного персонала и др.

Другие налоги на производство, не перечисленные выше, при отсутствии более точной информации распределяются по отраслям и группам единиц (кроме домашних хозяйств) пропорционально их удельному весу в общем выпуске предприятий всех отраслей в основных ценах.

37. Распределение других субсидий на производство по отраслям показывается в таблице 7. Все эти субсидии относятся к сектору нефинансовых предприятий.

Расходы на конверсию военного производства (в части текущих расходов) относятся к промышленным предприятиям.

К сельскохозяйственным предприятиям относятся компенсации сельскохозяйственным производителям затрат на энергоресурсы, на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений, кормов, затрат текущего характера по повышению плодородия почвы, на противоэпизоотические мероприятия.

Таблица 1

Счет образования доходов по отраслям
(в текущих ценах, миллиардов рублей)

Отрасли

РЕСУРСЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Валовая добавленная стоимость

Оплата труда наемных работников

Другие налоги на производство

Другие субсидии на производство (-)

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы

Потребление основного капита-
ла (-)

Чистая прибыль
и чистые смешанные доходы

Промышленность

             

Сельское хозяйство

             

Лесное хозяйство

             

Строительство

             

Транспорт

             

Связь

             

Торговля (оптовая, включая оптовую торговлю средствами производства, розничная, внешняя
и общественное питание)

             

Заготовки

             

Информационно-вычислительное обслуживание

             

Операции с недвижимым имуществом

             

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

             

Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы

             

Прочие виды деятельности по производству товаров

             

Жилищное хозяйство

             

Коммунальное хозяйство

             

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

             

Здравоохранение, физическая культура и социальное обес-печение

             

Образование

             

Культура и искусство

             

Наука и научное обслуживание

             

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

             

Управление

             

Общественные объединения

             

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (-)

 


X


X


X

 


X

 

Итого по отраслям

             

х - Показывает, что для данной операции запись не производится.

Таблица 2

Оплата труда наемных работников по экономике в целом

(в текущих ценах, миллиардов рублей)

N строки

 

Заработная плата (таб. 3, стр.10)

01

 

Фактические отчисления работодателей на социальное страхование ("Отчет о расходовании средств государственных внебюджетных фондов", стр."Причитается по нормативу" ) (стр.03+04+05+06+07+08+09)

02

 

в том числе:

   

- в фонд социального страхования

03

 

- в пенсионный фонд

04

 

- в фонд занятости населения

05

 

- в фонд социальной поддержки населения

06

 

- в другие социальные внебюджетные фонды (при их наличии)

07

 

- обязательные отчисления на медицинское страхование

08

 

- расходы предприятий и организаций по оплате услуг поликлиник по договорам (по данным форм NN 1-т, 5-з, 1 (рабочая сила), финансовой отчетности).

09

 

Условно исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование

10

 

Итого оплата труда наемных работников(стр.01+02+10)

11

 

Таблица 3

Заработная плата по экономике в целом

(в текущих ценах, миллиардов рублей)

N строки

 

Фонд заработной платы работников списочного состава в денежной и натуральной форме (форма N 1-т)

01

 

Расходы, не включенные в фонд заработной платы работников списочного состава, но относящиеся в СНС к заработной плате (стр.03+04+05+06+07)

02

 

в том числе:

   

- суточные и подъемные (форма N 5-з)

03

 

- вознаграждения за открытия, изобретения, и рационализаторские предложения (форма N 5-з)

04

 

- добровольные отчисления работодателей в негосударственные социальные фонды на медицинское страхование отдельных наемных работ ников согласно полисам личного страхования (форма N 1-рабочая сила)

05

 

- заработная плата домашней прислуги

06

 

- чаевые, подарки

07

 

Расходы предприятий и организаций по оплате услуг поликлиник по договорам, учитываемые в фонде заработной платы, но не относящиеся в СНС к заработной плате

08

 

Заработная плата, неучтенная по отчетам статистики труда

09

 

Итого заработная плата (стр.01+02-08+09)

10

 

Таблица 4

Налоги на продукты

(в текущих ценах, миллиардов рублей)

N строки

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) на отечественные и импортные товары и услуги

01

 

Специальный налог для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства

02

 

Акцизы

03

 

Сбор со сделок, совершаемых на биржах

04

 

Налог на перепродажу автомобилей, компьютеров и вычислительной техники

05

 

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

06

 

Налог на рекламу, взимаемый с предприятий

07

 

Сбор за право использования государственной и местной символики

08

 

Налоги на экспорт (экспортные пошлины)

09

 

Налоги на импорт (стр.11+12)

10

 

в том числе:

   

импортные пошлины

11

 

прибыль государственных внешнеторговых организаций, изымаемая в бюджет

12

 

Текущие обязательные платежи предприятий в государственные экономические и специальные внебюджетные фонды (стр.14+17+18+19+20+21+22)

13

 

в том числе:

   

а) дорожные фонды (стр.15+16)

14

 

из них:

   

налог на реализацию горюче-смазочных материалов

15

 

налог на пользователей автомобильных дорог

16

 

б) фонд финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции 1)

17

 

в) фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы 1)

18

 

г) экономические фонды 1)

19

 

д) фонд технологическиго развития 1)

20

 

е) фонд ценового регулирования 1)

21

 

ж) другие внебюджетные экономические и специальные фонды 1)

22

 

Итого налоги на продукты (01+02+03+04+05+06+07+08+09+10+13)

23

 

___________________

1) В случае, если платежи предприятий устанавливаются пропорционально стоимости производимых или продаваемых товаров и услуг (например, по нормативу к выручке от реализации продукции, стоимости выполненных работ и услуг и др.).

Таблица 5

Другие налоги на производство

(в текущих ценах, миллиардов рублей)

N строки

 

Налоги за пользование недрами и природными ресурсами, кроме платежей за право на поиски и добычу полезных ископаемых и отчислений в государственные внебюджетные фонды (стр.02+03+04+05+06+07+08+09+10)

01

в том числе:

   

а) платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых 1)

02

 

б) платежи на право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств 1)

03

 

в) сбор за выдачу лицензий на право пользования недрами

04

 

г) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

05

 

д) отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов

06

 

е) лесной доход 2)

07

 

ж) платежи за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

08

 

з) платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов

09

 

и) прочие платежи

10

 

Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

11

 

Сбор за право торговли

12

 

Плата за лицензирование биржевой деятельности на рынке ценных бумаг

13

 

Сбор за лицензирование деятельности инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг

14

 

Лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом (стр.16+17)

15

 

в том числе:

   

а) с юридических лиц

16

 

б) с физических лиц

17

 

Сбор за право проведения кино- и телесъемок

18

 

Сбор за открытие игорного бизнеса

19

 

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей

20

 

Сбор с юридических лиц за участие в бегах на ипподромах

21

 

Земельный налог (стр.23+24)

22

 

в том числе:

   

а) за земли сельскохозяйственного назначения

23

 

б) за земли несельскохозяйственного назначения

24

 

Сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

25

 

Сбор с предприятий и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории и на другие цели

26

 

Сбор с предприятий на нужды образовательных учреждений

27

 

Сбор за выдачу разрешений на открытие и продление срока деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций

28

 

Госпошлина за регистрацию предприятий, регистрационный сбор за регистрацию общественных организаций и средств массовой информации

29

 

Государственная пошлина, уплачиваемая предприятиями и организациями (стр.31+32)

30

 

в том числе:

   

а) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

31

 

б) по делам, рассматриваемым народными судами и другими организациями

32

 

Гербовый сбор с предприятий

33

 

Налог на имущество предприятий

34

 

Сбор с продаж и покупок валюты

35

 

Текущие обязательные платежи предприятий в государственные экономические и специальные внебюджетные фонды (стр.37+41+42+43+44+45+46)

36

 

из них:

   

а) дорожные фонды (стр.38+39+40)

37

 

- налог с владельцев транспортных средств, взимаемый с предприятий

38

 

- налог на приобретение автотранспортных средств

39

 

- транспортный налог с предприятий

40

 

б) фонд финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции 3)

41

 

в) фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы 3)

42

 

г) экономические фонды 3)

43

 

д) фонд технологического развития 3)

44

 

е) фонд ценового регулирования 3)

45

 

ж) другие внебюджетные экономические и специальные фонды 3)

46

 

Другие налоги на производство, кроме перечисленных выше

47

 

Итого другие налоги на производство (стр.01+11+12+13+14
+15+18+19+20+21+22+25+26+27+28+29+30+33+34+35+36 +47)

48

 

______________________

1) Часть платежей за право пользования недрами и платежей за пользование акваторией и участками морского дна.

2) Часть статьи "Лесные подати, арендная плата за земли лесного фонда".

3) В случае, если платежи предприятий устанавливаются по нормативу от объема ресурсов, используемых в производстве (например, заработной платы наемных работников, численности наемного персонала, основных фондов и др.)

Таблица 6

Субсидии на продукты

( в текущих ценах, миллиардов рублей)

Отчет об исполнении государственного бюджета,
раздел "Расходы"

N строки

 

Дотация предприятиям и хозяйственным организациям, реализующим продукцию, услуги по регулируемым ценам

01

 

Дотация на продовольственные товары, реализуемые по государственным регулируемым розничным ценам

02

 

Дотация на уголь

03

 

Компенсация дополнительных затрат в строительстве

04

 

Средства для централизованного финансирования социального и производственного развития хозяйств, находящихся в особо сложных природно-климатических условиях

05

 

Дотация на животноводческую продукцию

06

 

Прочие мероприятия по сельскому хозяйству

07

 

Промышленные предприятия

08

 

Предприятия автомобильного транспорта

09

 

Предприятия и организации, подведомственные управления бытового обслуживания населения

10

 

Жилищно-эксплутационное хозяйство

11

 

Строительные организации

12

 

Ремонтно-строительные организации

13

 

Электрические и тепловые сети коммунального хозяйства

14

 

Газовые сети

15

 

Трамвай и троллейбусы

16

 

Водопровод и канализация

17

 

Бани и прачечные

18

 

Гостиницы

19

 

Комбинаты коммунальных предприятий, районные производственные объединения и прочие предприятия жилищно-коммунального хозяйства

20

 

Метрополитен

21

 

Периодическая печать и издательства

22

 

Возмещение суммы разницы между реализационными и расчетными ценами по импортным товаром

23

 

Театры, филармонии, музыкальные коллективы и ансамбли

24

 

Возмещение из бюджета разницы в ценах на топливо и в тарифах на теплоэнергию энергосбытовым предприятиям, шахтам, углесбытам, горрайтопам и другим организациям, на которые возложены функции снабжения населения топливом и теплоэнергией

25

 

Компенсация затрат на транспортировку кормов хозяйствам, подвергшимся воздействию засухи и других бедствий

26

 

Дотация на поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства

27

 

Государственная поддержка фермерских хозяйств

28

 

Компенсация части страховых платежей

29

 

Субсидии из бюджетного фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства

30

 

Дотации на сырье льна и конопли, реализуемые сельхозтоваропроизводителями

31

 

Государственная поддержка малого бизнеса и предпринимательства

32

 

Итого субсидии на продукты ( сумма стр. с 01 по 32 )

33

 

Таблица 7

Другие субсидии на производство

(в текущих ценах, миллиардов рублей)

Отчет об исполнении государственного бюджета,
раздел "Расходы"

N строки

 

Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям затрат на энергоресурсы

01

 

Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям и предприятиям по первичной переработке льнопеньковолокна и конопли затрат на энергоресурсы

02

 

Компенсация затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений

03

 

Возмещение части стоимости комбикормов, кормовой рыбы и других кормов животного происхождения, приобретаемых сельскими товаропроизводителями, а также рыбоводческими и звероводческими хозяйствами

04

 

Затраты текущего характера по повышению плодородия почвы

05

 

Противоэпизоотические мероприятия

06

 

Расходы на конверсию военного производства (в части текущих расходов)

07

 

Итого другие субсидии на производство (стр.01+02+03+04+05+06+07)

08

 

в том числе:

   

- к промышленным предприятиям (стр.07)

09

 

- к сельскохозяйственным предприятиям
(стр.01+02+03+часть стр.04+05+06)

10

 

- к рыбному хозяйству (часть стр.04)

11

 

Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики